Бремя и риски; их несение и переложение
Известны ли гражданскому праву случаи, в которых одно лицо перекладывает совершение объективно необходимого со своей стороны действия на другое лицо? Несомненно известны и очень широко; самое богатое воображение не в состоянии охватить всего многообразия таких случаев. Некий гражданин по тем или иным причинам, в рассмотрение которых нет смысла входить, желает прибыть к условленному времени… Читать ещё >
Бремя и риски; их несение и переложение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
— Все те же самые рассуждения вполне (и даже в большей степени) применимы и к бездокументарным ценным бумагам. Если с персональной реестровой записью в институте классических (документарных) именных ценных бумаг связывается только формальная легитимация их держателей — фактор, определяющий личность субъекта, осуществляющего права на ценную бумагу и из ценной бумаги — то с аналогичной записью в Реестре владельцев бездокументарных ценных бумаг связывается несоизмеримо большее юридическое значение. Согласно абз. 4, 6 ст. 29 ФЗ «О рынке ценных бумаг» в случае учета прав на ценные бумаги в системе ведения реестра право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю «с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя». Очевидно, что внесение приходной записи по лицевому счету приобретателя или само является тем основанием, которое влечет приобретение прав, составляющих бездокументарную ценную бумагу, или же завершает накопление необходимого для этого сложного фактического состава. Вероятно, правильной является вторая версия, но сейчас нас интересует не это; достаточно того, что какую бы из интерпретаций ни взять, выходит, что запись на лицевом счете в Реестре владельцев бездокументарных ценных бумаг имеет не только формально легитимирующее, но еще и материально-правовое значение. Запись в Реестре — фактор, необходимый не только для осуществления прав по бездокументарным ценным бумагам, но и фактор, свидетельствующий об их материально-правовой принадлежности.
Таким образом, получается, что Реестр владельцев бездокументарных ценных бумаг ведется их эмитентом отнюдь не по причине юридической обязательности такого ведения. Искать юридическую обязанность эмитента «вести Реестр» бессмысленно: такой обязанности не существует и существовать не может, так как необходимость ведения Реестра диктуется декларацией и государственной регистрацией всякого выпуска бездокументарных ценных бумаг. Кто хочет выпустить бездокументарные бумаги, тот должен (помимо совершения прочих необходимых для этого шагов) завести Реестр их владельцев. Слово «должен» употреблено здесь не в смысле «юридически обязан» (перед неопределенным ли кругом лиц — потенциальных приобретателей, или же перед государством), а в смысле указания на безусловную необходимость, объективную неизбежность такого действия, которая сродни необходимости, скажем, использования для плавания средств, вытесняющих такой объем воды, который весит больше их собственного веса. Эмитент бездокументарных ценных бумаг ведет Реестр их владельцев потому, что не вести его он не может — иначе какой же он будет эмитент? о каких бездокументарных бумагах можно будет говорить? в чем выразится самое их существование, если не будет даже Реестра?
Известны ли гражданскому праву случаи, в которых одно лицо перекладывает совершение объективно необходимого со своей стороны действия на другое лицо? Несомненно известны и очень широко; самое богатое воображение не в состоянии охватить всего многообразия таких случаев. Некий гражданин по тем или иным причинам, в рассмотрение которых нет смысла входить, желает прибыть к условленному времени в определенный пункт. Что он может для этого сделать? Вариантов множество; так, например, сообразно обстоятельствам он может дойти до места назначения пешком, доехать на лошади, велосипеде или личном автомобиле; но точно также он может добраться до места назначения общественным транспортом, воспользоваться услугами такси, попутной машины, либо служебным автомобилем, поехать на поезде, полететь на самолете и т. д. Что происходит во всех последних вариантах? Гражданин перекладывает совершение необходимого для него действия — перемещение в определенное место к определенному времени — на другое лицо (конкретного водителя или транспортную организацию). Не сам гражданин перемещается (идет или едет), а его перемещает третье лицо. Другой пример: гражданину требуется доставить нечто по определенному адресу. Может ли он сделать это сам? Несомненно. А может ли договориться о такой доставке, скажем, со своим знакомым, следующим в попутном направлении (как говорят, с оказией)? Конечно. Может ли он воспользоваться услугами курьера или почты? Тоже может. Есть ли необходимость заплатить деньги, построить новый дом или разрушить ветхий, отремонтировать автомобиль, потушить огонь и т. д.1 — все эти и другие действия может совершить как само лицо, которое испытывает в этом необходимость, так и любое другое лицо, с которым будет достигнута соответствующая договоренность.
Нечто подобное происходит и в интересующей нас сфере: объективно необходимое для себя действие — ведение Реестра владельцев бездокументарных ценных бумаг — эмитент может совершить самостоятельно, но может и договориться о его совершении с другим лицом (регистратором)[1][2]. Важно, что несмотря на такую договоренность все заинтересованные лица будут (или, во всяком случае, должны) видеть за фигурой регистратора, выступающего простым техническим исполнителем, фигуру эмитента (подобно тому, как в выходящем из автобуса гражданине всегда видят именно этого гражданина, а вовсе не доставившего его к условленному месту перевозчика). Перед нами — институт переложения бремени и рисков — родовое, по отношению к возложению исполнения обязательства на третье лицо, понятие[3]. И обременения и риски всегда будут объективно необходимо (неизбежно) сопутствовать любому действию; другое дело, что их происхождение и природа могут быть не только юридическими (как в институте возложения исполнения обязательств на третье лицо), но и фактическими (как в вышеприведенных примерах). Реализация вещных, исключительных и личных прав, а также совершение фактических действий всегда сопряжено с известными неудобствами — обременениями и рисками. По общему правилу, все они лежат на лице, которое соответствующее действие совершает: тебе надо? — ты и неси все возможные неприятности от этого действия. Ничто, однако, не мешает, переложить ему обременения и риски на другое лицо, разумеется, — с согласия последнего, которое, конечно, вряд ли будет дано без достаточного вознаграждения или его гарантии со стороны такого контрагента.
- [1] Необходимые действия в отношении вещей можно назвать действиями, составляющими содержание бремени собственности (ст. 210 ГК) и действиями, направленнымина предотвращение вещных рисков (ст. 211 ГК). По общему правилу то и другое лежитна собственнике, который, однако, своими договоренностями с различными лицамиможет это общее правило изменить.
- [2] В силу специфики норм отечественного законодательства в ряде случаев эмитентне просто может, но обязан (именно юридически обязан, в данном случае — перед государством) передать ведение Реестра так называемому независимому регистратору.
- [3] Возложение исполнения обязательства на третье лицо становится, следовательно, частным случаем переложения бремени (юридического бремени в виде обязательственно-правовой обязанности) и рисков (связанных с возможной утратой, ухудшениемили повреждением предмета обязательства).