Источники (формы выражения) административного права и административно-процессуального права
Нормативные правовые акты федеральных министерств и некоторых других федеральных органов исполнительной власти. Подзаконное нормотворчество названных федеральных структур является необходимым условием обеспечения исполнения ими государственных функций и предоставления государственных услуг в определенной сфере деятельности. Например, приказы МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении… Читать ещё >
Источники (формы выражения) административного права и административно-процессуального права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Многочисленные и разнообразные акты государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы, являются источниками административного права. Нормы административного права содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах, в которые они включаются как статьи, пункты, параграфы и т. д. Такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками административного права и конкретными формами его выражения.
Источники административного права — это юридические документы, в которых содержатся административно-правовые нормы. Поскольку такого рода документы имеют различную форму, в юридической литературе устоялось определение источников административного права как формы выражения административно-правовых норм[1].
К таким источникам административного права относятся следующие нормативные правовые акты.
- • Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы.
- • Конституция Российской Федерации — нормативный юридический акт, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Федеральные законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15).
Конституция РФ, ее положения и нормы (о разделении осуществления государственной власти, месте исполнительной власти в системе властей, правах и свободах, о федеративном устройстве РФ и др.) имеют определяющее значение для формирования и развития административного и административно-процессуального права.
Ряд норм Конституции РФ наряду с материально-правовым имеют достаточно выраженное административно-процессуальное содержание. Так, например, граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32), имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33) и т. д.
- • Федеральные конституционные законы. К числу федеральных конституционных законов, содержащих административные материальные и процессуальные нормы, в частности, относятся федеральные конституционные законы от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении», от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».
- • Федеральные законы. Это основная по численности группа законодательных источников, содержащих нормы административного и административно-процессуального права. Например, федеральные законы от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»; от 6 октября 1999 г. № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.
Специфическую группу федеральных законов образуют систематизированные акты федерального уровня — кодексы, среди которых важную роль источника административного и процессуального права играет Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
• Нормативные указы Президента РФ — самостоятельная группа источников административного и административно-процессуального права, отражающих полномочия Президента России как главы государства в сфере государственного управления. Принципиальное значение имеют Указы Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» и др. Следует указать также на утверждаемые им положения о федеральных органах исполнительной власти (например, Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» и др.).
Постановления — нормативные акты Правительства РФ. Осуществляя в соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть РФ, Правительство РФ оказывает активное регулятивное воздействие на управленческие процессы с помощью принимаемых им норм. Примерами подобного рода актов могут служить постановления Правительства РФ: от 13 августа 1997 г. № 1009, которым были утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации; от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных реглазз ментов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» и др.
- • Нормативные правовые акты федеральных министерств и некоторых других федеральных органов исполнительной власти. Подзаконное нормотворчество названных федеральных структур является необходимым условием обеспечения исполнения ими государственных функций и предоставления государственных услуг в определенной сфере деятельности. Например, приказы МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации», от 23 августа 2017 г. № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» и др.
- • Нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ — конституции и уставы субъектов РФ, законы, нормативные юридические акты органов исполнительной власти субъектов РФ. Примером такого рода источников может служить Закон города Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», Закон Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 г. № 273−70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»[2] и др.
- • К особому разряду источников административного права следует отнести нормативные правовые акты Конституционного Суда РФ и конституционных судов субъектов РФ. Конституционные суды субъектов РФ на своем уровне принимают решения, обладающие свойствами, присущими решениям Конституционного Суда РФ.