Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Позитивная психотерапия. 
Детская и подростковая психотерапия: неврозы у детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Межкультуральность означает простое изучение того, как что-то делается в других культурах, странах, семьях, коллективах. Психотерапевт на сеансах приводит пациентам примеры того, как люди в других культурах выходят из подобных затруднений или заболеваний. Целью этого подхода является то, что пациент и психотерапевт смотрят на вещи с другой точки зрения, т. е. они видят, что при таком заболевании… Читать ещё >

Позитивная психотерапия. Детская и подростковая психотерапия: неврозы у детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Этот метод основан в 1968 г. немцем иранского происхождения, профессором Носсратом Пезешкианом (1933—2010). Относится к транскультурным, психодинамическим психотерапевтическим методам с гуманистической точкой зрения на человека. Являясь кросскультуральным методом, позитивная психотерапия интегрирует в себе, с одной стороны, философскую и интуитивную мудрость Востока, а с другой стороны, рациональную системность и научность Запада.

Название метода происходит от лат. «positum» — «имеющий место», «данный», «фактический» (действительное, данное, имеющееся). С точки зрения позитивной психотерапии, одной из самых важных данностей человеческой природы являются его способности: врожденные («базовые способности») и сформировавшиеся в процессе развития личности («актуальные способности»).

Сын основателя метода — Хамид Пезешкиан — в 1993 г. издал книгу «Основы позитивной психотерапии» [X. Пезешкиан, 1993], получившую широкую популярность в России и Германии, поскольку она отличалась доступностью для всех социальных и возрастных групп, а сам описанный в ней метод имеет профилактическую направленность и сочетаемость с любыми психотерапевтическими методиками, семейный подход и малую продолжительность воздействия (20—40 сеансов). Этот метод в равной степени привлекателен для психологов, психиатров, психотерапевтов, педагогов и социальных работников, поскольку его универсальность во многом заключается в транскультуральном и междисциплинарном подходе, стройной системе психологической помощи и самопомощи.

Позитивная психотерапия комплексно воздействует на все основные составляющие человека: тело, душу и дух. Она мобилизует пациента и дает видение перспективы. Используемые в этом методе восточные истории и сказки тонко и эффективно расширяют смысловой горизонт клиента, облегчая коррекцию его ценностных приоритетов, вооружая инструментами самои взаимопомощи.

Метод позитивной психотерапии основывается на трех положениях и, соответственно, на трех принципах, каждому из которых соответствует определенная методическая составляющая:

  • • позитивный подход. Он соответствует принципу надежды в видении способностей и возможностей человека;
  • • содержательная модель. Принцип баланса, которому соответствует содержательный дифференциальный анализ психодинамики личности, результатом которого есть гармонизация первичных и вторичных актуальных способностей человека;
  • • пятиступенчатая терапия. Она соответствует принципу самопомощи и используется как стратегия гармонизации, адаптации и развития личности — в начале, в самом процессе психотерапии, и потом, в дальнейшем процессе самопомощи человека себе и своему окружению: своему партнеру, своей семье, своей организации, своей общине и т. д.

Действительным и данным являются не только нарушения и конфликты, которые имеются у личности или в семье, но и возможности справиться с этими конфликтами. Если большая часть психотерапевтических направлений исходит из нарушений, болезней, т. е. из негативной стороны, то в позитивной психотерапии исходят из человеческих возможностей как основного и первичного. Подавленные и односторонне развитые способности проявляются как потенциальные источники конфликтов и нарушений в области духовного и межчеловеческого.

При проведении позитивной психотерапии начинают с позитивного, а уже затем переходят к проблемам. Здоров не тот, у кого нет проблем, а тот, кто знает, как правильно бороться с возникающими проблемами. Важно не то, что мы говорим, а то, как мы это выражаем.

Межкультуральность означает простое изучение того, как что-то делается в других культурах, странах, семьях, коллективах. Психотерапевт на сеансах приводит пациентам примеры того, как люди в других культурах выходят из подобных затруднений или заболеваний. Целью этого подхода является то, что пациент и психотерапевт смотрят на вещи с другой точки зрения, т. е. они видят, что при таком заболевании можно действовать иначе. Все это, в конце концов, приводит к смене точки зрения, когда пациент расширяет свои горизонты и узнает о новых возможностях решения своей проблемы.

Метод позитивной психотерапии — конфликт-центрированная краткосрочная психотерапия, состоящая в среднем из 20—40 сеансов (в зависимости от состояния пациента) длительностью по 50 минут. Лишь первое занятие, называемое первым интервью, длится примерно 100 минут. Это интервью полустандартизированное, имеет определенную форму (в виде анкеты), которую заполняют и пациент, и терапевт.

За время занятий отрабатываются пять уровней позитивной психотерапии (первый и второй уровни применяются):

  • • уровень наблюдения и дистанцирования (выявляется, какое значение данный симптом имеет для человека и группы, нахождение позитивной стороны конфликта);
  • • инвентаризация (обнаруживаются события (микротравмы) последних пяти лет; выявляются механизмы реакции на конфликт; выясняются эталонные образы; обнаруживаются актуальные особенности и как они сформированы;
  • • ситуативное одобрение (выявление стандарта для развития базы доверия в совместных отношениях);
  • • вербализация (разговор о проблеме, но только — после прохождения первых трех уровней, что позволяет пациенту конкретизировать конфликты, которые до этого воспринимались неосознанно);
  • • расширение целей (этот уровень играет важную роль с самого начала терапии, так как пациент сначала должен попытаться сбалансировано вкладывать энергию во все четыре предыдущих уровня (сферы). Пациент учится вкладывать энергию не только в конфликты, но и в другие сферы жизни, он приходит к тому, что использует свои неразвитые качества и начинает верить в свои способности. Этот уровень (модель) — не застывшая схема, она находится в динамичной связи с другими.

В позитивной терапии в рамках пятиуровневого метода используются и другие психотерапевтические методы. Применяются элементы психоанализа, особенно на уровне инвентаризации. Поведенческую терапию применяют для ситуативного поощрения. Аспекты неоаналитической психологии хорошо зарекомендовали себя на четвертом уровне, где разрабатываются индивидуальные и коллективные концепции. Логотерапия, по Франклю, применяется на третьем, четвертом и пятом уровнях, на которых используются психодрама, аутотренинг, прогрессивная релаксация по Якобсону, гипноз. Психотерапия по Родждерсу применяется на первом и втором уровнях, когда создается базис доверия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой