Элементы системы безналичных расчетов
Получатель средств (взыскатель) представляет в банк расчетные документы при реестре переданных на инкассо расчетных документов, составляемом в двух экземплярах. После проверки правильности их заполнения на всех экземплярах принятых расчетных документов проставляется штамп банка-эмитента, дата приема и подпись ответственного исполнителя. Не принятые расчетные документы вычеркиваются из реестра… Читать ещё >
Элементы системы безналичных расчетов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Платежное поручение представляет распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.
Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью совершаются расчеты в хозяйстве как по товарным, так и по нетоварным операциям.
В расчетах за товары и услуги платежные поручения используются в следующих случаях.
- — за полученные товары, выполненные работы, оказанные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком;
- — для платежей в порядке предварительной оплаты товаров и услуг (при условии ссылки в поручении на номер основного договора, соглашения, контракта, в которых предусмотрена предварительная оплата);
- — для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям;
- — при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража;
- — по арендной плате за помещения;
- — платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.
В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения используются для:
- — платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
- — погашения банковских ссуд и процентов по ссудам;
- — перечисления средств органам государственного и социального страхования;
- — взносов средств в уставные фонды при учреждении ОАО, ЗАО, ООО;
- — приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей;
- — уплаты пени, штрафов, неустоек.
Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа, и представляется в банк, как правило, в 4-х экземплярах, каждый из которых имеет определенное назначение:
- — 1-й экземпляр используется в банке плательщика для списания средств со счета плательщика и остается в документах дня банка;
- — 4-й экземпляр возвращается плательщику со штампом банка в качестве расписки о приеме платежного поручения к исполнению;
- — 2-й и 3-й экземпляры платежного поручения отсылаются в банк получателя платежа; при этом 2-й экземпляр служит основанием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах дня этого банка, а 3-й экземпляр прилагается к выписке из счета получателя как основание для подтверждения банковской проводки.
Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете платежные поручения помещаются в картотеку № 2 и оплачиваются по мере поступления денежных средств в установленной законом очередности. Если предприятие (организация) имеет право на кредит в форме овердрафта, то платежные поручения оплачиваются за счет банковского кредита.
Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.
Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров и услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах, что делает расчеты платежными поручениями наиболее прогрессивной формой безналичных расчетов.
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) цо поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа, Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (исполняющий банк).
Расчеты в порядке инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится в безакцептном порядке. Указанные расчетные документы предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).
Получатель средств (взыскатель) представляет в банк расчетные документы при реестре переданных на инкассо расчетных документов, составляемом в двух экземплярах. После проверки правильности их заполнения на всех экземплярах принятых расчетных документов проставляется штамп банка-эмитента, дата приема и подпись ответственного исполнителя. Не принятые расчетные документы вычеркиваются из реестра переданных на инкассо расчетных документов, количество и сумма расчетных документов исправляются и заверяются подписью ответственного исполнителя. Последние экземпляры расчетных документов вместе со вторым экземпляром реестра возвращаются получателю средств (взыскателю) платежа в качестве подтверждения приема документов на инкассо. Первые экземпляры реестров остаются в банке-эмитенте, подшиваются в отдельную папку и используются в качестве журнала регистрации принятых на инкассо расчетных документов.
Банк, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению, Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом. При этом подразделения расчетной сети Банка России могут обеспечивать доставку расчетных документов как через службу экспедирования, так и по почте.
Расчеты по инкассо с использованием платежных требований. Платежное требование представляет собой расчетный документ, содержащий требование кредитора к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных в основном договоре. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться как с акцептом плательщика, так и без его акцепта.
При расчетах по первому варианту кредитор (поставщик) выписывает платежное требование на основании фактической отгрузки продукции или оказанной услуги и сдает его в свой банк на инкассо. Поскольку инициатива в расчетах в данном случае исходит от поставщика, то оплата этого документа плательщиком должна быть произведена с согласия (акцепта) плательщика. Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору, но при этом должен быть не менее пяти рабочих дней. С этой целью при оформлении платежного требования кредитор (поставщик) в поле «Срок для акцепта» указывает количество дней, установленных для его акцепта.
Банк кредитора пересылает платежное требование в банк плательщика (исполняющий банк). На всех экземплярах платежных требований, принятых исполняющим банком, ответственный исполнитель банка в поле «Срок платежа» проставляет дату, по наступлении которой истекает срок акцепта. День поступления в банк платежного требования в расчет указанной даты не принимается. Последний экземпляр платежного требования используется в качестве извещения для акцепта и передается плательщику в тот же день, если документы поступили в операционное время, либо на следующий рабочий день если документы поступили в банк плательщика по истечению операционного времени, остальные экземпляры платежных требований помещаются исполняющим банком в картотеку № 1.
Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежных требований по основаниям, предусмотренным в основном договоре, с обязательной ссылкой на пункт, номер, дату договора с указанием мотивов отказа. Отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявлением на специальном бланке, составляемом в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления оформляются подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати плательщика.
Ответственный исполнитель банка, на которого возложен прием заявлений об отказе от акцепта платежных требований, проверяет правильность и полноту оформления клиентом заявления об отказе от акцепта, наличие основания для отказа, ссылки на номер, дату, пункт договора, в котором это основание предусмотрено, и заверяет все экземпляры заявления об отказе от акцепта своей подписью и оттиском штампа банка с указанием даты. При полном отказе от акцепта платежное требование изымается из картотеки № 1 и в тот же день подлежит возврату в банк — эмитент вместе со вторым экземпляром заявления об отказе от акцепта для возврата поставщику. Первый экземпляр заявления об отказе от акцепта с копией платежного требования помещается в документы дня банка плательщика в качестве основания возврата расчетного документа без оплаты. Третий экземпляр заявления возвращается плательщику в качестве расписки банка в получении данного документа.
При частичном отказе от акцепта платежное требование изымается из картотеки № 1 и оплачивается в сумме, акцептованной плательщиком. Первый экземпляр заявления об отказе от акцепта вместе с первым экземпляром платежного требования помещаются в документы дня банка в качестве основания списания средств со счета клиента; второй экземпляр направляется не позже рабочего дня, следующего за днем приема заявления об отказе от акцепта, в банк-эмитент для передачи поставщику; третий экземпляр возвращается плательщику в качестве расписки в получении заявления об отказе от акцепта. Ответственность за необоснованный отказ от оплаты платежных требований несет плательщик. Банки не рассматривают претензии по существу отказов от акцепта. Все возникающие между плательщиком и получателем средств разногласия разрешаются в предусмотренном законом порядке.
При неполучении банком в установленный срок отказа плательщика от акцепта платежного требования оно считается акцептованным и на следующий рабочий день после истечения срока акцепта изымается из картотеки № 1 и оплачивается со счета плательщика. В случае отсутствия или недостаточности средств на счете оно помещается в картотеку № 2 и оплачивается в порядке установленной очередности платежей.
Используемая в настоящее время форма акцепта платежных требований, при которой плательщик письменно уведомляет банк только в случае заявления отказа от акцепта, а свое согласие на оплату выражает молчанием, в отечественной банковской практике получила название «отрицательный (молчаливый) акцепт».
Платежные требования могут использоваться также и для безакцептного списания средств со счетов плательщиков. Такой порядок расчетов возможен лишь в случаях, предусмотренных законом либо основным договором между кредитором (получателем платежа) и плательщиком. Например, в соответствии с действующим законодательством, со счетов плательщиков без акцепта оплачиваются платежные требования:
- · предприятий топливно-энергетического комплекса, коммунальных, энергетических и водопроводно-канализационных предприятий за отпускаемую электрическую и тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения, выписанные на основании показаний измерительных приборов и действующих тарифов при расчетах с потребителями, кроме жилищнокоммунальных, бюджетных организаций и населения;
- · предприятий связи за оказываемые услуги связи, выписанные на основании показаний измерительных приборов и действующих тарифов при расчетах с потребителями, кроме населения.
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлению последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести такие платежи.
Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива банковскими правилами не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов, аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.
Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:
- — покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
- — отзывные и безотзывные.
Покрытым считается аккредитив, при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. В этих случаях банк плательщика (банк-эмитент) списывает средства с расчетного счета плательщика и переводит их в банк поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы к оплате». Депонирование средств в банке поставщика может быть произведено и за счет ссуды, полученной плательщиком в банке-эмитенте. В отечественной банковской практике не предусмотрено выставление аккредитива частично за счет собственных средств покупателя и частично за счет ссуды банка, т. е. по конкретному аккредитиву может быть использован только один источник платежа.
Непокрытый аккредитив — это аккредитив, по которому платежи поставщику гарантирует банк. В этом случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированный аккредитив. Указанное ходатайство банк-эмитент удовлетворяет, как правило, в отношении платежеспособных, первоклассных клиентов и при условии установления между ним и исполняющим банком прямых корреспондентских отношений. При открытии гарантированного аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать платежи по аккредитиву в пользу поставщика — получателя средств со своего корреспондентского счета в этом банке.
Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания считается, что аккредитив отзывной. Особенность отзывного аккредитива в том, что он может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом (по письменному распоряжению плательщика) без предварительного согласования с поставщиком. Однако исполняющий банк обязан оплатить документы, выставленные поставщиком и принятые его банком, до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.
Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.
Использование аккредитивной формы расчетов предусматривается в основном договоре между плательщиком и поставщиком, где, в частности, оговариваются: конкретные условия расчетов по аккредитиву, срок его действия, вид аккредитива и способ его исполнения, наименования банков плательщика и поставщика, перечень документов, против которых производится оплата, и др. Для открытия аккредитива плательщик представляет в свой банк аккредитив на стандартизированном бланке, где, кроме обязательных реквизитов, должен указать:
- · номер счета, открытый исполняющим банком для депонирования средств при покрытом аккредитиве;
- · срок действия аккредитива (число, месяц и год его закрытия);
- · вид аккредитива (отзывной, безотзывной);
- · полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву;
- · наименование товаров (работ, услуг), для оплаты которых открывается аккредитив, номер и дату основного договора, срок отгрузки товаров, грузополучателя и место назначения;
- · условия оплаты аккредитива (с акцептом уполномоченного покупателя или без его акцепта);
- · реквизиты банка-эмитента и исполняющего банка.
При отсутствии хотя бы одного из этих реквизитов банк отказывает в открытии аккредитива.
Сумма аккредитива (покрытого) переводится банком-эмитентом через систему межбанковских расчетов в исполняющий банк, где депонируется на отдельном счете «Аккредитивы к оплате». Для получения денежных средств по аккредитиву поставщик после отгрузки товаров представляет в исполняющий банк реестры счетов, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы. Указанные документы должны быть представлены в пределах срока действия аккредитива. Исполняющий банк обязан проверить соответствие представленных документов условиям аккредитива, правильность оформления реестра счетов, соответствие подписей и печати получателя средств заявленным в карточке с образцами подписей и оттиска печати.
При нарушении хотя бы одного из условий аккредитива выплаты по нему не производятся (например, если в реестре счетов отсутствуют даты отгрузки, номера товарно-транспортных документов, номера почтовых квитанций при отправке товара через предприятия связи, номера и даты приемно-сдаточных документов и вид транспорта, которым отправлен груз, и т. д.).
При выплате по аккредитиву сумма, указанная в реестре счетов поставщика, зачисляется на его счет. Первый экземпляр реестра помещается в документы дня банка в качестве основания списания денежных средств со счета «Аккредитивы к оплате» по покрытому (депонированному) аккредитиву или основания для списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента, открытого в исполняющем банке по непокрытому (гарантированному) аккредитиву. Второй экземпляр реестра с приложением товарно-транспортных документов и отметкой исполняющего банка, а также третий экземпляр направляются банку-эмитенту для вручения плательщику. Четвертый экземпляр реестра выдается поставщику в качестве расписки в приеме реестра счетов.
Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполномоченного лица покупателя, последний обязан представить исполняющему банку:
- · доверенность, выданную организацией, выставившей аккредитив;
- · паспорт или иной документ, удостоверяющий личность уполномоченного;
- · образец своей подписи (заполняется в банке на карточке с образцами подписей и оттиска печати).
Чек — ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодержателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержатель — лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщик — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
аккредитив чек расчет инкассо.