Сущность процесса обучения.
Функции обучения и его виды
Единство образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения Образовательная: процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков (общих и специальных), опыта творческой деятельности. Усвоенные, интериоризованные знания характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью. Стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых… Читать ещё >
Сущность процесса обучения. Функции обучения и его виды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Дидактика — это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения. = Общая теория образования и обучения.
Обучение есть специально организованный процесс активного взаимодействия между учеником и педагогом, в результате которого у учащегося формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности.
В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
— двусторонний характер; - совместная деятельность учителей и учащихся; - руководство учителя; -планомерная организация; - целостность; - соответствие закономерностям возрастного развития; - управление развитием и воспитанием учащихся.
В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:
— стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых; - организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями; - развитие мышления, памяти, творческих способностей; - совершенствование учебных умений и навыков; - выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.
Структурные элементы процесса обучения: цели и задачи обучения; содержание обучения; субъекты обучения; методы обучения; формы организации обучения, результаты обучения.
Организация обучения предполагает, что педагог реализует следующие компоненты:
— постановка целей работы; - формирование потребностей в овладении материалом; - определение содержания материала; - организация деятельности учащимися; - придание деятельности эмоционально-положительного характера; - регулирование и контроль; - оценивание результатов.
Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая, в свою очередь, состоит из следующих компонентов:
— осознание целей и задач обучения; - развитие потребностей учебно-познавательной деятельности; - осмысление темы материала и вопросов, подлежащих усвоению; - восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение; - проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности; - самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность; - самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.
Единство образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения Образовательная: процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков (общих и специальных), опыта творческой деятельности. Усвоенные, интериоризованные знания характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.
Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области.
Воспитательная функция обучения состоит в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы, в нем принятые.
Виды обучения Из истории дидактики известны следующие виды обучения: догматическое обучение, объяснительно-иллюстративное обучение, проблемное обучение, программированное обучение. Ряд педагогов относят к видам (направлениям) обучения развивающее обучение. Виды обучения различаются характером взаимодействия преподавателя и учащихся, а также уровнем самостоятельности учащихся.
Догматическое обучение основано на бездоказательном сообщении ученику готовых истин и механическом их заучивании и воспроизведении учеником. Широко применялось в средние века для усвоения религиозных знаний.
Объяснительно-иллюстративное обучение — традиционное обучение, в основе которого лежит ассоциативно-рефлекторная концепция обучения. Учитель не только сообщает готовые истины, но и объясняет, доказывает, рассуждает. Учение носит репродуктивный характер.
Проблемное обучение (см. бил. 21) — такой вид обучения, -при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения.
Программированное обучение — это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью специальных средств (учебник, ИКТ). Обучающую программу понимают как последовательность шагов, каждый из которых представляет микроэтап овладения единицей знаний или умений. Микроэтап, шаг программы состоит из трех частей:
— предъявление дозы учебной информации; -задания — операции по работе с информацией, по ее усвоению; -контрольные задания (обратная связь) и указание о повторении упражнений или переходе к следующему шагу.
Проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из важнейших проблем педагогики. Решение ее в отечественной педагогике привело к созданию теории развивающего обучения, согласно которой развивающим признается обучение, создающее «зону ближайшего развития». В процессе развивающего обучения ученик не только усваивает конкретные знания и умения, но и овладевает способами действий, учится конструировать и управлять своей учебной деятельностью.