Метод проектов.
Интерактивные методы и приемы обучения иностранному языку на начальной ступени обучения
При использовании метода проектов меняется и роль учителя. Она различна на различных этапах проектирования. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главная задача учителя заключается не в передаче конкретных знаний, а в обучении способам работы для получения знаний. Метод проектов — личностно-ориентированное обучение, направленное… Читать ещё >
Метод проектов. Интерактивные методы и приемы обучения иностранному языку на начальной ступени обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Предмет «иностранные языки» в школе решает разные задачи. Независимо от того, какой язык изучают дети, мы знаем, что иностранный язык — язык иной страны развивает внимание, память, наблюдательность, расширяет кругозор учащихся.
Изучение иностранного языка приобщает учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего и других народов, тем самым решается задача гуманизации образования.
При изучении иностранных языков наиболее значимые результаты даёт метод проектов. Он позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.
Теоретические основы метода проектов заложили американский философ и педагог Дж. Дьюи, и его ученик В. Х. Килпатрик. Основатель метода — американский педагог Е. Паркхарст («Дальтон-план»), 1919 г. В 1905 году под руководством русского педагога С. Т. Шацкого — внедрялся метод проектов в России.
Методика проектного обучения широко используется в нашей школе для обобщений знаний и умений по изученной теме. В нашем понимании проект — это творческая деятельность школьника, соответствующая его физиологическим и интеллектуальным возможностям, с учётом требований, предъявляемых государственным стандартом.
Цель проектов — способствовать формированию системы знаний и умений, воплощённых в конечный интеллектуальный продукт; содействовать самостоятельности, умению логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения, получать и использовать информацию, заниматься планированием, развивать грамотность и многое другое.
Прежде всего, учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения.
Основная идея подобного подхода к обучению иностранного языка заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.
Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб.
В чем суть проектного обучения?
Проектный метод появился в 1919 году в Америке. В основе этого метода лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и других американских ученых.
Главная идея состоит в следующем:
- 1. С большим увлечением выполняется ребенком та деятельность, которая выбрана им самим свободно;
- 2. Деятельность строиться иногда не в русле учебного предмета.
- 3. Лозунг этой деятельности: «Все из жизни, все для жизни» .
Метод проектов, как педагогическая технология включает в себя целевую направленность, научные идеи, на которые опирается система действий учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.
По количеству участников проектов выделяются личностные, парные и групповые. Групповые наиболее часто используются в нашей практике.
В этом случае необходимо правильно с методической точки зрения организовать деятельность участников проекта в группе учеников, и роль педагога-координатора в этом случае особенно важна. 8, c.57].
Групповой метод проектов имеет следующие правила и принципы:
- 1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- 2. Команды не соревнуются.
- 3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, потому что они вместе выполняют задание.
- 4. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
- 5. Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний, слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте.
В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний. Работая над проектом, школьники учатся работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. А это огромный стимул к активному усвоению знаний.
Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.
При использовании метода проектов меняется и роль учителя. Она различна на различных этапах проектирования. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главная задача учителя заключается не в передаче конкретных знаний, а в обучении способам работы для получения знаний.
Для передачи способов работы разрабатываются алгоритмы для решения таких типичных задач, как выделение проблемы, поиск подхода к решению поставленных задач, работа с источниками информации, критический анализ текста, описание результатов деятельности.
Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого-то раздела, вопроса программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать. Если предполагается, что учащиеся по предложенной им ситуации должны сформулировать проблему, учитель сам должен спрогнозировать несколько возможных вариантов. Учащиеся могут назвать некоторые из них, к другим учитель подводит ребят наводящими вопросами, ситуациями. Учащимся предлагается также к моменту окончания изучения темы изготовить рекламный плакат, буклет, афишу или альбом с краткими текстами, рисунками, фото, открытками, отражающими самое существенное содержание темы. Это вполне может быть оформлено как проектное задание, если его дать в самом начале изучения темы и построить весь процесс изучения, как нацеленный на реализацию проекта. Например, если начинается изучение темы «Города США», то учащиеся получают задание изготовить рекламный буклет «По городам США» .
Эта форма работы очень нравится учащимся. Вот что они написали об этом в своих отзывах:
- — «Я могу больше общаться со своими товарищами» .
- — «Я увидела многих одноклассников совсем с другой стороны. Никогда не думала, что у моих друзей такие таланты!»
- — «Это здорово и весело!»
- — «Мы многое узнаем, друг о друге, учимся уважать мнение других» .
- — «Приходится много думать, читать, ходить в библиотеки, иногда даже ночь не спать, чтобы придумать что-нибудь такое, что могло бы поразить других. Это интересно!»
- — «Мне нравится, что другие слушают, о чем я говорю, и уважают мою точку зрения. В обычной жизни это бывает нечасто» .
Метод проектов — личностно-ориентированное обучение, направленное на развитие учащегося. В сотрудничестве с учителем и другими учениками улучшается мотивация обучения, снимается напряжение, увеличивается вера в свой успех, таким образом, результаты, которые могут быть получены после применения этой технологии следующие:
- — прочное и глубокое усвоение знаний;
- — высокий уровень самостоятельной работы учащихся;
- — высокий уровень научности в знаниях у учащихся;
- — умение работать в группе, вести групповое обсуждение;
- — сплочение детского коллектива;
- — мотивация коллективных достижений.
Проблемы, которые можно решить, используя метод проектов:
- — низкий уровень активной, самостоятельной работы учащихся;
- — перегрузка учителей и учащихся.
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
- 1. В центре учебного процесса находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность.
- 2. Роль учителя в таком учебном процессе чрезвычайно ответственна, но она иная, чем при традиционном обучении.
- 3. Ответственность за успех учебной деятельности школьники в большой степени берут на себя.
- 4. Главная цель такого обучения — развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.