Федеративное устройство Российской Федерации
В соответствии с Конституцией (ч. 2 ст. 65, ч. 3. ст. 67) состав Российской Федерации может быть расширен за счет принятия иностранного государства или его части в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта РФ, или образования на территории субъектов РФ нового субъекта в соответствии с положениями Федерального конституционного закона от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия… Читать ещё >
Федеративное устройство Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Россия — многонациональное государство. По форме государственного устройства Российская Федерация является федеративным государством. Правовой статус Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12.06.1990, Федеративным договором от 31.03.1992.
Возникновение Российской Федерации связано не с объединением ранее независимых государств, а с созданием границ субъектов РФ решениями высших органов государственной власти. Часть субъектов РФ (республики, автономные округа, автономная область) образованы на основе национально-территориального принципа, остальные на основе территориального принципа.
Состав Российской Федерации
В настоящий момент в состав Российской Федерации входят 85 субъектов РФ: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа[1]. Все субъекты, входящие в состав Российской Федерации, равноправны (ч. 4 ст. 5, ч. 1 ст. 65 Конституции РФ). Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Статус иных субъектов РФ определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта РФ, принимаемым законодательным (представительным) органом данного субъекта РФ (ч. 2 ст. 5, ч. 1, 2 ст. 66 Конституции РФ).
В соответствии с Конституцией (ч. 2 ст. 65, ч. 3. ст. 67) состав Российской Федерации может быть расширен за счет принятия иностранного государства или его части в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта РФ, или образования на территории субъектов РФ нового субъекта в соответствии с положениями Федерального конституционного закона от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, заключенным Россией с данным иностранным государством (ст. 4 Закона). Инициатором данного акта должно выступать иностранное государство (ч. 1 ст. 6 Закона)[2]. Инициатива образования нового субъекта в составе Российской Федерации должна исходить от субъектов РФ, на территории которых образуется новый субъект РФ, с последующим вынесением данного вопроса на референдумы соответствующих субъектов РФ после проведения консультации с Президентом РФ (ст. 10, 11 Закона).
- [1] Изначально состав Российской Федерации включал 89 субъектов РФ, однако начиная с 2004 г. наметилась тенденция к объединению отдельных субъектов и, соответственно, сокращению их числа.
- [2] Так в состав Российской Федерации была принята Республика Крым на основании Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — республики Крым и города федерального значения Севастополя». Основанием принятия данного Закона явились результаты общекрымского референдума, проведенного в Автономной Республике Крым и г. Севастополе, на котором был поддержан вопрос о воссоединении Крыма с Россией на правах субъекта РФ, Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя, а также Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, предложение Республики Крым и города с особым статусом Севастополя о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым, включая город с особым статусом Севастополь.