Возникновение понятия рефлексии
Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и само восприятии. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания, который… Читать ещё >
Возникновение понятия рефлексии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие рефлексии в историческом ракурсе, восходящее ещё к Дж. Локку, открывает в ней сначала способность человека «познавать свою умственную деятельность так же, как мы познаем внешние нам предметы». 4] Затем эта способность, обозначенная П. Тейяром как отличительно человеческая способность, характеризуется тем, что человек уже «не просто знает, а знает, что знает». 5] Решающим событием, определившим развитие рефлексии, было возникновение в рамках философии наиболее общих представлений о познании, впоследствии систематизированных в одном из её разделов — теории познания. В этом контексте понимание есть «несовместимый, вживую выполняемый индивидом творческий акт». Акт понимания при этом является ни чем иным, как «сдвигом нас самих из прежнего, первоначального состояния и как бы вживание в новое состояние (когда мы уже понимаем)». В результате такого процесса происходит расширение возможностей человека воспринимать, понимать, помнить и чувствовать.
Психологическое содержание рефлексии
Проблема рефлексии достаточно много исследовалась и исследуется наукой, в том числе и психолого-педагогической. Однако, вопрос об рефлексивных умениях с точки зрения как теории психологии и педагогики, так и практики образования, по-видимому, требует дальнейших исследований и разработок.
Рефлексия понимается как интегральный психический процесс, который проявляется в способности размышлять над содержанием сознания другого человека и размышлять над содержанием собственного сознания, хода и результата собственной деятельности.
Рефлексивность — это свойство практического мышления. Рефлексия, на наш взгляд, становится важнейшим, определяющим звеном между концептуальным знанием и личным опытом человека. Для учащегося это качество необходимо для применения общих знаний в конкретных ситуациях своей практической действительности [5]. Без рефлексивной проработки теоретические знания, из которых складываются концептуальные представления, как бы «рассыпаются» в сознании, а это не позволяет им стать непосредственным руководством к действию. Рефлексия в деятельности — это процесс мысленного — предваряющего или ретроспективного — анализа какой-либо проблемы, затруднения или успеха, в результате которого возникает осмысление сущности проблемы или затруднения, рождаются новые перспективы их разрешения.
Объем и полифоничность психологического содержания рефлексии, ее полифункциональность, богатый спектр признаков и свойств свидетельствуют о важности и уникальности места и роли рефлексии в интегральной структуре личности человека. Рефлексивные процессы выделяются практически во всех сферах психологической действительности. Развитие рефлексивной психологии связано с именем А. Буземана, который впервые выделил ее в качестве самостоятельной дисциплины в начале 20-го века. Само слово «рефлексия» происходит от позднелатинского «reflexio», что буквально означает «обращение назад, отражение». 6].
В настоящее время складываются традиции исследования рефлексивных процессов в отдельных областях психологии. Для раскрытия психологического содержания различных феноменов рефлексия рассматривается в рамках подходов к исследованию сознания рассматривалось такими учеными как Выготский Л. С., Гуткина Н. И., Леонтьев А. Н., Пушкин В. Н., Семенов И. Н., Смирнова Е. В., Сопиков А. П., Степанов С. Ю. 7] феномен мышления рассматривалось под руководством Алексеев Н. Г., Брушлинский А. В., Давыдов В. В., Зак А. З., Зарецкий В. К., Кулюткин Ю. Н., Рубинштейн С. Л., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. и др. 8] понятие творчества принадлежат Пономарев Я. А., Гаджиев Ч. М., Степанов С. Ю., Семенов И. Н. 9]термин общение рассматривался авторами Андреева Г. М., Бодалев А. А., Кондратьева С. В. 10] и последний понятие личности рассматривали Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л. И., Выготский Л. С., Зейгарник Б. В., Холмогорова А. Б. 11].
Если резюмировать роль и место рефлексии в мышлении, то можно отметить, что:
- — рефлексия есть проявление высокого уровня развития мыслительных процессов (Н.Г. Алексеев, В. В. Давыдов, А. З. Зак, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн);
- — рефлексия позволяет человеку сознательно регулировать, контролировать свое мышление как с точки зрения его содержания, так и его средств (Л.Н. Алексеева, И. Н. Семенов, Д. Дьюи);
- — рефлексия есть фактор продуктивности мыслительной деятельности (И.С. Ладенко, Я.А. Пономарев);
- — рефлексия помогает «войти» в ход решения задачи другого человека, осмыслить его, «снять» содержание и, в случае необходимости, внести необходимую коррекцию или стимулировать новое направление решения (Ю.Н. Кулюткин, С. Ю. Степанов, Г. С. Сухобская).
В личностной сфере человека рефлексия охватывает как коммуникативные процессы, так и процессы самоосмысления, самосознания:
- — рефлексия является гарантом позитивных межличностных контактов, определяя такие партнерские личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека и др. (С.В. Кондратьева, В. А. Кривошеев, Б.Ф. Ломов);
- — рефлексия обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации (В.А. Лефевр, Г. П. Щедровицкий);
- — рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает «Я-концепцию» человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования (А.Г. Асмолов, Р. Бернс, В.П. Зинченко);
- — рефлексия способствует целостности и динамизму внутренней жизни человека, помогает стабилизировать и гармонизировать свой эмоциональный мир, мобилизовать волевой потенциал, гибко управлять им (В.В. Столин, К. Роджерс).
Выделение указанных сфер существования рефлексивных процессов в значительной степени условно. В психологической реальности бытия человека его мышление не изолировано от его личностных особенностей. Напротив, как показывают результаты экспериментальных исследований, продуктивность мышления в значительной мере зависит от реализации личностной позиции субъекта мышления, от глубины его «личностных смыслов» (А.Н. Леонтьев), вовлеченных в решение проблемы. Механизмом, опосредующим и связывающим операционально-предметную сторону мышления и личностные смыслы субъекта, включенные в мыслительный процесс, является рефлексия А. В. Брушлинский, Ю. Н. Кулюткин.
Существенным, на наш взгляд, является то, что с развитием научного знания расширились границы применения категории рефлексии. Отечественные исследователи И. Н. Семенов и С. Ю. Степанов показали, что рефлексия активно используется не только на философском, но и на научном уровне, выступая в качестве:
- — методологического средства междисциплинарных разработка[ и неклассических направлений современной науки (теория рефлексивных игр.);
- — объяснительного принципа для ряда общественных и гуманитарных дисциплин (логика, экология и др.).
Кроме того, сегодня рассматривается собственно психологический аспект рефлексии в отличие от ее философских трактовок, анализируется история вычленения в психологии (в частности, в исследованиях мышления и сознания) рефлексии как особого психологического явления.
Рефлексия всегда привлекала внимание мыслителей еще со времен античной философии, в частности Аристотель определял рефлексию как «мышление, направленное на мышление». Этот феномен человеческого сознания изучается с различных сторон философией, психологией, логикой, педагогикой и т. д.
По другим источникам рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это одна из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание.
Рефлексию еще часто связывают с интроспекцией. Один из родоначальников метода интроспекции английский философ Дж. Локк считал, что существуют два источника всех человеческих знаний: первый — это объекты внешнего мира; второй — деятельность собственного ума.
На объекты внешнего мира люди направляют свои внешние чувства и в результате получают впечатления (или идеи) о внешних вещах. Деятельность же ума, к которой Локк причислял мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желания, познается с помощью особого внутреннего чувства — рефлексии. Рефлексия по Локку — это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Он указывал на возможность «удвоения» психики, выделяя в ней два уровня: первый — восприятие, мысли, желания; второй — наблюдение или созерцание структур первого уровня. В связи с этим под интроспекцией часто понимают метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения. Иными словами, всякая рефлексия, которая направлена на изучение закономерностей, свойственных психике каждого человека, является интроспекцией, а в свою очередь, индивидуальное самонаблюдение, не имеющее такой цели, — только рефлексией.
В отечественной психологии вопросов рефлексии касались почти все авторы существующих психологических концепций. В настоящее время складываются традиции исследования рефлексивных процессов в отдельных областях психологии. Для раскрытия психологического содержания различных феноменов рефлексия рассматривается в рамках подходов к исследованию:
- — Осознания (Выготский Л. С, Гуткина Н. И., Леонтьев А. Н., Пушкин В. Н., Семенов И. Н., Смирнова Е. В., Сопиков А. П., Степанов СЮ. и др.);
- — мышления (Алексеев Н.Г., Брушлинский А. В., Давыдов В. В., Зак А. З., Зарецкий В. К., Кулюткин Ю. Н., Рубинштейн СЛ., Семенов И. Н., Степанов СЮ. и др.);
- — творчества (Пономарев Я.А., Гаджиев Ч. М., Степанов С. Ю., Семенов И. Н. и др.),
- — общения (Андреева Г. М., Бодалев А. А., Кондратьева СВ. и др.);личности (Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л. И., Выготский Л. С, Зейгарник Б. В., Холмогорова А. Б. и др.).
Л.С Выготский, например, считал, что «новые типы связей и соотношений функций предполагают в качестве своей основы рефлексию, отражение собственных процессов в сознании».
Психологической концепцией, в которой рефлексии отводится ведущая роль в самодетерминации человека, является субъектно-деятельностный подход СЛ. Рубинштейна Он подчеркивал, что «возникновение сознания связано с выделением из жизни и непосредственного переживания рефлексии на окружающий мир и на самого себя».
С понятиями «рефлексия» и «самосознание» СЛ. Рубинштейн связывал определение личности. Давая различные определения личности, он указывал: «Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим „я“. „Я“ — это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании… Личностью, как мы видим, человек не рождается; личностью он становится. Поэтому, чтобы понять путь своего развития, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? — что я сделал? — кем я стал?». Все три позиции «Я», которые находятся в центре понимания личности С. Л. Рубинштейном, являются, несомненно, рефлексивными. В данной концепции рефлексия имеет не только функции анализа того, что было, но и представляет собой реконструкцию и проектирование своего «Я», жизненного пути и в итоге — жизни человека.
По словам Я. А. Пономарева, рефлексия выступает одной из главных характеристик творчества. Человек становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия, как «зеркало», отражающее все происходящие в нем изменения, становится основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста.
Среди современных разработчиков тории рефлексивной деятельности следует отметить А. В. Карпова, И. Н. Семенова и С. Ю. Степанова.
В подходе А. В. Карпова рефлексивность выступает как мета-способность, входящая в когнитивную подструктуру психики, выполняя регулятивную функцию для всей системы, а рефлексивные процессы — как «процессы третьего порядка» (считая процессами первого порядка когнитивные, эмоциональные, волевые, мотивационные, а второго порядка — синтетические и регулятивные). В его концепции рефлексия представляет собой наивысший по степени интегрированности процесс; она одновременно является способом и механизмом выхода системы психики за собственные пределы, что детерминирует пластичность и адаптивность личности.
А.В. Карпов пишет: «Способность к рефлексии можно понимать, как умение реконструировать и анализировать понимаемый в широком смысле план построения собственной или чужой мысли; как умение выделять в этом плане его состав и структуру, а затем объективировать их, прорабатывать соответственно ставящимся целям».
В данном подходе рефлексия является синтетической психической реальностью, которая является одновременно процессом, свойством и состоянием.
Многие авторы указывают на то, что именно включение рефлексивных функций в деятельность ставит индивида в позицию исследователя по отношению к собственной деятельности и не сводится ни к одной из них.
В качестве испытуемых я взяла младших школьников так как проходила практику именно у них. К младшему школьному возрасту в возрастной психологии относят период психического развития ребенка от 10−11 лет (4 класс). Границы этого возрастного диапазона весьма условны и зависят в первую очередь от готовности ребенка к школьному обучению.
Примерно к возрасту 7 лет ребенок обладает всеми необходимыми физическими и психическими предпосылками для того, чтобы стать школьником и овладеть новой для него учебной деятельностью. У ребенка появляется целый ряд обязанностей и выполнение их оценивается учителем, другими людьми. Важным для ребенка становится не только овладение системой начальных научных знаний, но и овладение умением учиться. В процессе овладения учебной деятельностью психические процессы у младшего школьника становятся все более произвольными, совершенствуются рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка формируются рефлексивные умения «Я должен» над мотивом «Я хочу» .
Как бы хорошо ребенок ни был подготовлен к школе, он приобретает типичные черты школьника только после того, как начнет учиться в школе. В школе воплощены требования общества, существует система эталонов, одинаковых мер оценки. Теперь основной деятельностью ребенка является учебная деятельность. Успешность обучения и поведения в школе означает чаще всего и благополучие отношений ребенка с родителями и со сверстниками.
Учебная деятельность. Для школьного учителя основной проблемой является формирование у ребенка учебной деятельности, умения учиться самому. Сама по себе учебная деятельность включает учебно-познавательные мотивы, учебные задачи, учебные действия и операции, контроль и оценку.
Наиболее важным является выработка и упрочение познавательной мотивации у ребенка. Формирование учебно-познавательной мотивации у школьника тесно связано с содержанием и способами обучения.
Учебная деятельность предъявляет требования ко всем сторонам психики ребенка. В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка.
Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и само восприятии. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания, который, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.
Таким образом рассмотрев точки зрения, мнения многих ученых по поводу рефлексии, нам ближе, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Выготский Л. С отмечают что рефлексия наталкивает человека на самостоятельное мышление, размышления над содержанием собственного сознания, оценка результата собственной деятельности, осмыслением собственных суждений, само оцениванием себя на различных этапах самосознания. Не иначе говоря это случай когда ребенок сконцентрировав свои суждения приходит к собственному выводу. Это мы рассмотрим в следующем пункте.