Теоретические основы разработки плана внешнего управления предприятием-должником
Процедуры банкротства в зависимости от направленности действий по их реализации делятся на реабилитационные и ликвидационные. К числу первых относятся финансовое оздоровление и внешнее управление. Конкурсное производство представляет собой ликвидационную процедуру. Наблюдение не относится к реабилитационной процедуре, хотя восстановление платежеспособности должника возможно и на этой стадии… Читать ещё >
Теоретические основы разработки плана внешнего управления предприятием-должником (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сущность и значение плана внешнего управления
Процедуры банкротства в зависимости от направленности действий по их реализации делятся на реабилитационные и ликвидационные. К числу первых относятся финансовое оздоровление и внешнее управление. Конкурсное производство представляет собой ликвидационную процедуру. Наблюдение не относится к реабилитационной процедуре, хотя восстановление платежеспособности должника возможно и на этой стадии. Скорее она носит предварительный характер, уточняющий истинное финансовое состояние должника. Мировое соглашение — это согласительная процедура, направленная на прекращение производства по делу о банкротстве посредством найденного компромисса между кредиторами и должником Арбитражное управление в системе банкротства: Монография" (Дорохина Е.Г.) («Новый индекс», 2008).
Внешнее управление как процедура банкротства, напротив, предполагает активные действия по восстановлению платежеспособности должника со стороны внешнего управляющего. Арбитражное управление сосредоточено на достижении цели выработки и реализации таких мер по восстановлению платежеспособности, которые по своей сути меняют структуру имущества должника. Вместе с тем указанная цель арбитражного управления реализуется только в рамках плана внешнего управления под контролем собрания (комитета) кредиторов. К задачам арбитражного управления в этой процедуре банкротства можно отнести:
- — выбор оптимальных вариантов реструктуризации бизнеса должника с точки зрения возможности полного погашения требований кредиторов и обеспечения финансовой устойчивости;
- — разработку и реализацию плана внешнего управления;
- — обеспечение взаимодействия с собранием кредиторов и органами управления должника по вопросам утверждения плана внешнего управления и его реализации;
- — ведение дел организации-должника в рамках, обозначенных Законом о банкротстве.
Прежде чем рассматривать сущность и значение плана внешнего управления для начала дадим определения некоторым понятиям, формулировки которых содержатся в статье 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» .
- Ш Должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом.
- Ш Неплатежеспособность — прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное.
- Ш Конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).
- Ш Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
- Ш Внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий.
Процедура внешнее управление начинается с момента, когда арбитражный суд выносит определение о введении внешнего управления. Этому предшествует процедура наблюдения и отчет временного управляющего о финансовом положении должника, а также решение кредиторов, принимаемое на первом собрании, которое проводится согласно ст. 65 Закона.
Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен.
Процедуру внешнего управления можно условно разделить на несколько этапов:
- 1. Назначение внешнего управляющего и вступление его в должность.
- 2. Разработка плана внешнего управления и его утверждение общим собранием кредиторов.
- 3. Реализация плана внешнего управления.
- 4. Составление отчета внешнего управляющего по итогам внешнего управления, его рассмотрение на общем собрании кредиторов и утверждение арбитражным судом.
- 5. Расчеты с кредиторами.
Определение арбитражного суда о назначении внешнего управляющего подлежит немедленному исполнению. С этого момента руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.
Конкретного определения понятию «план внешнего управления» Закон о банкротстве не дает, исходя из статьи 106 закона, план внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.
Необходимо отметить, что правовая природа плана внешнего управления изучена мало. В различных научных источниках по-разному трактуется понятие «план внешнего управления». Приведём некоторые из них:
- 1. План внешнего управления — это бизнес-план особого вида, это эффективный инструмент планирования в соответствии с потребностями рынка финансово-экономических, технических и управленческих мероприятий по реформированию несостоятельного предприятия, основные цели которых — восстановление платежеспособности и повышение конкурентных преимуществ предприятия-должника «Правовое регулирование управления в системе банкротства» (Дорохина Е.Г.) .
- 2. План внешнего управления представляет собой одну из разновидностей бизнес-планирования, что обусловливает необходимость учитывать при его подготовке все наработанные теорией и практикой управления подходы к составлению обычного бизнес-плана. В то же время план внешнего управления — план особого вида. Особенность состоит в одновременном учете как требований, предъявляемых к плану хозяйственной деятельности должника — юридического лица (важнейшие из них — обоснованность и взаимоувязанность приводимых в плане показателей, характеристик и расчетов), так и требований Закона о несостоятельности («Предпринимательское право: Учебное пособие» (3-е издание, исправленное и дополненное) (Смагина И.А.) («Омега-Л», 2009).
- 3. План внешнего управления, как и любой иной план, — это документ, который должен содержать описание поставленной цели, а также качественные и количественные характеристики последовательно осуществляемых действий, направленных на достижение этой цели в установленные сроки. Приводимые в плане показатели, характеристики и расчеты, должны быть обоснованными и взаимоувязанными.
- 4. План внешнего управления активами несостоятельного предприятия можно определить как документ, содержащий описание мер по улучшению финансового состояния должника, позволяющих восстановить его платежеспособность по истечении срока внешнего управления при условии сохранения возможности осуществления должником хозяйственной деятельности.
- 5. В юридической литературе план внешнего управления определяют либо как договор между внешним управляющим и кредиторами Ращевский Е. К вопросу о юридической природе плана внешнего управления // Хозяйство и право. 2000. N 12. С. 18. Телюкина М. В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». М., 2004. С. 279., либо, напротив, отрицая его договорную природу, понимают под ним юридический факт Дорохина Е. Г. Правовая природа плана внешнего управления // Российская юстиция. 2006. N 9. С. 9 — 10.
В данном споре наиболее обоснованной представляется первая позиция.
При этом следует отметить, что содержание плана внешнего управления в том виде, в котором он представлен в действующем законодательстве, имеет более широкие границы по сравнению с гражданско-правовым договором. Это связано с тем, что в нем содержатся также данные финансово-экономического характера.
Так, Т. П. Прудникова, анализируя план внешнего управления, приходит к выводу, что в него целесообразно включать следующие разделы:
- — общая характеристика должника;
- — финансовое состояние должника;
- — прогноз величины денежных средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов, и т. д. Прудникова Т. П. План внешнего управления // Вестник ВАС РФ. 1999. N 7. С. 60; Она же. Внешнее управление: финансово-экономический аспект // Вестник ВАС РФ. 2001. N 3. Спец. прил. С. 97.
К подобному выводу приходит также Т. К. Мартышина, которая отмечала, что «план внешнего управления, тесно связанный с хозяйственной деятельностью субъекта, обязательно должен содержать определенные экономические характеристики и показатели, которые должны обосновываться соответствующими экономическими прогнозными расчетами и проектировками» Мартышина Т. К. План внешнего управления // Правовые проблемы несостоятельности (банкротства) / Под ред. С. А. Карелиной. М., 2004. С. 120.
Такая информация в плане внешнего управления, рассматриваемом в качестве договора между внешним управляющим и кредиторами, не имеет никакого правового значения, поскольку не порождает никаких прав и обязанностей для сторон. Между тем следует согласиться с авторами, что ее включение в план является целесообразным.
Следовательно, план внешнего управления являет собой документ, который, с одной стороны, содержит в себе элементы финансово-экономического анализа положения должника, с другой стороны, содержит в себе элементы гражданско-правового договора между внешним управляющим и кредиторами, которые порождают для них определенные права и обязанности. Думается, что именно в этой части согласно действующему законодательству план внешнего управления может быть оспорен лицами, права и законные интересы которых были нарушены.