Этапы и процедуры бюджетного процесса
Составление проекта бюджета начинается за 10 (5—6 — для местного бюджета) месяцев. Реализуется методом прогноза на основе фактических поступлений доходов в прошлом году и фактических затрат, указанных в сметах бюджетных организаций. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат… Читать ещё >
Этапы и процедуры бюджетного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти всех уровней по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, находящихся под государственным и муниципальным финансовым контролем. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование или частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Участниками бюджетного процесса являются органы, обладающие бюджетными полномочиями. К ним относятся:
- — Президент РФ;
- — органы законодательной и представительной власти;
- — органы исполнительной власти;
- — органы денежно-кредитного регулирования;
- — органы государственного и муниципального финансового контроля;
- — государственные внебюджетные фонды;
- — главные распорядители бюджетных средств;
- — другие органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия;
- — бюджетные учреждения, унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.
Рассмотрим основные процедуры и правила бюджетного процесса.
Функции по составлению и исполнению бюджета осуществляют исполнительные органы власти, функции по рассмотрению проекта и утверждению бюджета, а также по контролю за исполнением бюджета — законодательные (представительные) органы власти.
Составление проекта бюджета начинается за 10 (5—6 — для местного бюджета) месяцев. Реализуется методом прогноза на основе фактических поступлений доходов в прошлом году и фактических затрат, указанных в сметах бюджетных организаций. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами и нормативами, установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления (налогового законодательства, нормативов отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов иных уровней, объемов финансовой помощи и др.). Составление бюджета основывается на макроэкономических данных:
- — прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;
- — основных направлениях налоговой и бюджетной политики соответствующей территории;
- — прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории;
- — нормативах финансовых затрат;
- — плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории;
- — долгосрочных целевых программах.
Бюджетная политика РФ на очередной финансовый год определяется в Бюджетном послании Президента РФ.
Рассмотрение и постатейное утверждение бюджета должно осуществляться до начала очередного финансового года. Если до начала финансового года закон о бюджете не вступил в силу, то исполнительная власть осуществляет расходование бюджетных средств на цели, определенные законодательством, но не более ¼ ассигнований предыдущего года в расчете на квартал по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификации. Рассмотрение происходит обычно в четырех чтениях. После утверждения закон подписывается Президентом РФ (губернатором или главой муниципалитета) и публикуется.
В РФ действует казначейская система исполнения бюджетов. Органы Федерального казначейства исполняют бюджеты, контролируя счета бюджетоплателыциков и бюджетополучателей. Органы исполнительной власти обеспечивают организацию и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Бюджеты исполняются на основе принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет и осуществление всех запланированных расходов с единого счета. Исполнение осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи, которая составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета.
Объемы принятых и исполненных бюджетных обязательств не превышают лимитов бюджетных обязательств. Объем подтвержденных бюджетных обязательств не превышает объема принятых бюджетных обязательств.
Отчет об исполнении готовится в течение 5—6 месяцев по окончании финансового года и утверждается законодательной властью.