Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Распределение доходов в обществе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Российской Федерации возникла необходимость формирования целенаправленной и результативной политики индивидуальных доходов. В процессе перехода к рыночной экономической системе произошло резкое падение жизненного уровня и образование глубокого расслоения общества на богатых и бедных. Образовались два уровня жизни со своими доходами и денежными единицами, два потребительских рынка, различающихся… Читать ещё >

Распределение доходов в обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Весь произведенный в обществе продукт может быть представлен как сумма доходов факторов. Функциональные доходы зависят от соотношения спроса и предложения на данный фактор производства. Функциональное распределение доходов происходит между владельцами факторов производства (труд, капитал, природные ресурсы и предпринимательские способности). Однако, в реальной жизни многие из факторных доходов переплетаются (например, участие наемных работников в прибыли предприятия) и перераспределяются.

Персональное распределение измеряет распределение доходов между отдельными группами населения. Совокупные доходы населения формируются из разных источников и перераспределяются между семьями в зависимости от их величины и состава.

Между функциональным и персональным распределением совокупного дохода имеется существенное отличие. Функциональное распределение сводит совокупный доход к доходам только собственников факторов производства. Персональное же распределение есть результат перераспределительного вмешательства государства в сферу доходов, благодаря чему доходами располагают даже такие группы населения (например, нетрудоспособные или безработные), которые не могли бы их иметь, если бы общество удовлетворялось только функциональным распределением.

Главными составляющими денежных доходов населения является оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты (пенсии, стипендии и т. д.).

При переходе к рыночной экономике в России произошли значительные изменения в структуре денежных доходов населения. Формируются и интенсивно развиваются новые формы доходов: от предпринимательства и от собственности (проценты, дивиденды, рента, поступления от продажи ценных бумаг). Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества.

Проблема справедливого распределения доходов в России и пути ее решения

доход распределение справедливый население Полученный доход определяет уровень благосостояния, или уровень жизни отдельного индивида. Именно от величины полученного дохода зависит реализация конечной цели общества — создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его уровня жизни. Естественно, что распределение доходов имеет свои особенности на каждом этапе общественного развития.

В период становления рыночной экономики в России такие особенности носят негативный характер. Правда, это характерно не только для России. История подтверждает, что в любой стране ломка сложившихся экономических стереотипов, переход на новые принципы хозяйствования связаны с усилением социальной напряженности, ухудшением условий жизни населения.

В Российской Федерации возникла необходимость формирования целенаправленной и результативной политики индивидуальных доходов. В процессе перехода к рыночной экономической системе произошло резкое падение жизненного уровня и образование глубокого расслоения общества на богатых и бедных. Образовались два уровня жизни со своими доходами и денежными единицами, два потребительских рынка, различающихся ценами и наборами потребительских благ. В Российской Федерации возникла необходимость формирования целенаправленной и результативной политики индивидуальных доходов. Дореформенный период в России характеризовался жестким государственным контролем, а также административными мерами воздействия на уровень доходов граждан. В процессе перехода к рыночной экономической системе произошло резкое падение жизненного уровня и образование глубокого расслоения общества на богатых и бедных. Образовались два уровня жизни со своими доходами и денежными единицами, два потребительских рынка, различающихся ценами и наборами потребительских благ. Представители «двух России» плохо понимают друг друга. И это тем опаснее, что в «страну богатых и очень богатых (включая „олигархов“), а также высокообеспеченных» входит политическая элита.

На противоположном полюсе — «страна бедняков (включая „маргиналов“)», доходы которых не достигают прожиточного минимума. Различия в уровнях жизни «двух России», по экспертным оценкам, достигают 100 раз".

Существующие же правовые и экономические механизмы в сфере регулирования доходов не только не решают задачу борьбы с неравенством и бедностью, а напротив, воспроизводят последние в расширенном масштабе.

Так, правовая норма относительно установления минимальной заработной платы даже в новом Трудовом кодексе РФ реально не увязана с прожиточным минимумом трудоспособного населения, а применение единого (плоского) налога на личные доходы, по сути представляет собой мультипликатор неравенства, который действует по принципу «сепаратора» центробежного распределения доходов по «фракциям»: доходы бедных уменьшаются, а доходы богатых увеличиваются.

Оригинальность действия этого «сепаратора» состоит в том, что доля населения со средними доходами уменьшается: за ее счет возрастает доля бедных.

Согласно оценкам специалистов по социально-экономической стратификации, в нашей стране:

  • а) около 50 млн. человек (треть населения) находятся в крайне тяжелом положении, не имея возможности обеспечить себе даже полноценное питание;
  • б) происходит рост бедности, как по удельному весу, так и по категориям населения (помимо инвалидов, многодетных и неполных семей, а также безработных в данную группу все в большей мере включаются многочисленные категории работающих граждан);
  • в) доля «среднего класса» неоправданно низка, что снижает потенциал реформ;
  • г) на долю 20% наиболее обеспеченных граждан приходится более 50% денежных доходов, а на долю 20% наименее обеспеченных — всего 6%.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой