Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Система и принципы государственной власти в Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Новейшая практика российского конституционного развития показала, что повышение эффективности государственного механизма связываюсь преимущественно с разделением единой государственной власти на функциональные ветви, а также с оптимизацией процессов разграничения предметов ведения и полномочий между публичными субъектами различных уровней, реформирования государственной службы, совершенствования… Читать ещё >

Система и принципы государственной власти в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система органов государственной власти представляет собой совокупность органов государственной власти, государственных органов и должностных лиц, наделенных властными полномочиями и выполняющих четко законодательно определенные за ними функции.

В ст. 10 Конституции РФ обозначено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, а с учетом государственного устройства России выделяют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъекта РФ.

Государственную власть на федеральном уровне в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, федеральные суды.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти, виды которых формируются с учетом разделения властей на органы законодательной (законодательные собрания, думы, хуралы и пр.) и исполнительной власти (правительства, кабинеты министров, администрации), а также суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи). Система органов государственной власти субъектов РФ с учетом специфики отдельно взятого субъекта РФ закрепляется в конституции (уставе) соответствующего субъекта РФ.

Кроме перечисленных в ст. 11 Конституции РФ органов государственной власти, в ее тексте упоминаются и другие федеральные государственные органы, призванные осуществлять задачи и функции государства: ЦБ РФ (ст. 75); Счетная палата РФ (и. «и» ч. 1 ст. 102, и. «д» ч. 1 ст. 103), Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103), прокуратура РФ (п. «о» ст. 71, ст. 129), Конституционное Собрание РФ (ч. 2, 3 ст. 135). Они нс именуются органами государственной власти, однако их предназначение и характер присущих им полномочий позволяет включить их в число властных органов и называть их государственными органами.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ЦБ РФ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка России; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; утверждает графическое обозначение рубля в виде знака; осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг, а также осуществляет иные кредитно-расчетные функции. Он подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

По мнению современных исследователей, конституционно-правовое оформление разграничения компетенции между ЦБ РФ и другими органами государственной власти по вопросам разработки единой кредитноденежной политики основано на сочетании двух принципов: независимости принятия ЦБ РФ решений в рамках осуществления его основной функции и необходимости взаимодействовать, сотрудничать с другими органами государственной власти. Исходя из полномочий ЦБ РФ, выделяются три его основные функции: организаторская, нормотворческая функции и функция защиты гражданского оборота[1].

Как отмечает А. В. Ланцова, издание ЦБ РФ нормативных правовых и индивидуально-правовых актов, по существу, является законодательной реализацией конституционной функции ЦБ РФ по защите и обеспечению устойчивости рубля. В связи с этим ставится вопрос о конституционно установленных пределах независимости ЦБ РФ при осуществлении последним полномочий по банковскому регулированию и надзору[2].

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» задачами Счетной палаты РФ являются: 1) организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; 2) аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации; 3) определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам РФ порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации; 4) анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции и др.

Важным в современном демократическом государстве является институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном, но правам человека в Российской Федерации» определяет данное высшее должностное лицо как гаранта государственной защиты прав граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, их соблюдения государственными органами, должностными лицами государственных и общественных организаций, органами местного самоуправления. Задачи, стоящие перед Уполномоченным по правам человека, предполагают независимый характер его деятельности: он не может находиться на государственной службе или быть членом какой-либо политической партии или иного общественного объединения.

К основным направлениям деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации относятся: рассмотрение индивидуальных жалоб, случаев массовых нарушений прав и свобод, инспектирование деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц и т. д.

Одно из центральных мест в системе государственных правоохранительных органов занимает прокуратура. В России в соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры представляют единую централизованную систему. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом. Генеральный прокурор РФ и заместители Генерального прокурора назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами РФ и освобождаются от должности Президентом России. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.

В компетенцию прокуратуры входит осуществление уголовного преследования, защита законности. Прокуратура является органом, осуществляющим надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина; ее деятельность реализуется в специфических, присущих именно органам прокуратуры, формах и методах: принесение протеста, представления прокурора, принятие постановления, направление прокурором предупреждения о недопустимости нарушений и др. В судебных заседаниях прокуроры участвуют в качестве государственных обвинителей.

В соответствии со ст. 135 Конституции РФ для пересмотра гл. 1, 2 и 9 российской Конституции созывается Конституционное Собрание. Если предложение о пересмотре положений этих глав будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Особенности организации и деятельности Конституционного Собрания в настоящее время законодательно не определены.

Государственные органы, не обладающие властными полномочиями, осуществляют координационные, аналитические, информационные, следственные, правозащитные, организационные и иные функции. Их работа способствует эффективному функционированию органов государственной власти, а акты не обладают внешним действием. К числу таких органов относятся Администрация Президента РФ, обеспечивающая деятельность главы государства[3]; Совет Безопасности РФ, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности[4]; Государственный совет — совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ[5]; Судебный департамент при ВС РФ, выполняющий организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а также органов судейского сообщества[6]; Следственный комитет РФ, реализующий полномочия в сфере уголовного судопроизводства под руководством Президента РФ[7]; Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ[8].

Задачи и функции государства в Российской Федерации могут осуществлять и не являющиеся государственными органами государственные организации, созданные для реализации управленческих, социально-культурных или иных функций (государственные внебюджетные фонды, в том числе Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также государственные корпорации). Отдельными публично-правовыми функциями наделены и негосударственные объединения (нотариат, адвокатура и др.), а также общественные формирования (Общественная палата). В частности, Общественная палата РФ обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений, профессиональных союзов, творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, а также иных некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп, с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод российских граждан и прав общественных объединений и иных некоммерческих организаций при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания (ст. 1 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»).

В основе организации и функционирования системы государственной власти лежат конституционные принципы построения и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации. Такими принципами являются: приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 7 Конституции РФ); народовластие (ст. 3 Конституции РФ); федерализм (ст. 5 Конституции РФ); единство власти; разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ); законность (ст. 15 Конституции РФ); ответственность власти; деидеологизация (ст. 13 Конституции РФ); светскость и др.

В своей деятельности государственные органы должны руководствоваться принципом приоритета прав и свобод человека и гражданина. Закрепляя общечеловеческие стандарты прав и свобод личности, органы государства принимают меры, но их соблюдению и охране от всевозможных посягательств. Политика государства и его органов направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.

Принцип народовластия означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия на им же определенных условиях.

Принцип федерализма выражается в единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации ее субъектов, в равноправии субъектов РФ.

Принцип единства власти тесно связан с предыдущими принципами народовластия и федерализма. Народ как источник власти объединяет все органы государства как инструмент выражения его интересов и воли. Федеративное устройство обусловливает необходимость единства государственной власти по вертикали. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Конституции РФ федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти.

Данное положение конкретизируется как непосредственно в самой Конституции РФ, так и в статутных федеральных законах. В частности, согласно ч. 2. ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В Постановлении КС РФ от 18 января 1996 г. № 2-П установлено, что конституционный принцип единства государственной власти требует, чтобы субъекты РФ в основном исходили из федеральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти.

В Постановлении КС РФ от 27 января 1999 г. № 2-П определено, что п. «г» ст. 71 Конституции РФ относит к ведению Российской Федерации установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти. В ч. 1 ст. 76 Конституции РФ закреплено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в России действует принцип единства судебной системы России. Этот принцип обеспечивается, в частности, путем соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

О единстве государственной власти упоминается и при регулировании системы органов государственной власти субъектов РФ. В соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с принципом единства системы государственной власти.

Принцип разделения властей устанавливается, прежде всего, с целью предотвратить злоупотребление государственной власти как в случае ее концентрации в рамках одного органа или должностного лица, так и внутри каждой ветви власти.

В Российской Федерации на конституционном уровне установлено, что государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Конституционно закрепленный в России принцип разделения властей в той или иной мере применяется как при построении, так и функционировании государственных органов и институтов государственной власти. Создание реально и эффективно функционирующего механизма сдержек и противовесов — одна из важнейших задач России в достижении ее цели построения демократического государства.

Носителем высшей законодательной власти и представительным органом в Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ. Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Судебную власть осуществляют суды посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом высшими органами судебной власти в Российской Федерации являются КС РФ, ВС РФ, а в период с 1993 г. до 2014 г. — ВАС РФ.

Особое место в системе государственной власти занимает Президент РФ — глава и высшее должностное лицо Российского государства, который является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены обязанности выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции РФ, нрав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами. В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия.

Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правительства. Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия. Так, например, помимо участия в утверждении кандидатуры Председателя Правительства РФ, Федеральное Собрание РФ рассматривает вопросы, связанные с основной экономической деятельностью Правительства РФ: утверждает федеральный бюджет; принимает федеральные законы, устанавливающие систему налогов и сборов в Российской Федерации и др. Правительство РФ представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным палатой.

Принцип разделения власти действует и в отношении организации системы органов законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов РФ. Систему органов государственной власти субъекта РФ в соответствии с принципом разделения властей составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (ст. 2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ). Суды субъектов РФ выделены в особую систему органов государственной власти, независимых от региональной законодательной и исполнительной властей. Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» к судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Эти суды, как и другие органы судебной власти, самостоятельны и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Принцип законности означает обязательность соблюдения всеми государственными органами Конституции РФ, законов и подзаконных актов. Он также предполагает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить общефедеральной Конституции, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах нредметов ведения и полномочий Российской Федерации. Именно эти требования обусловливают необходимость формирования контрольно-надзорных органов.

Основы законности деятельности государственных органов и должностных лиц определены в Конституции РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15).

Принцип законности находит свое воплощение и в гл. 3 Конституции РФ, посвященной федеративному устройству. Именно на основе данного принципа сформулирована ст. 76, определяющая систему нормативных правовых актов в Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ (ч. 1 ст. 76). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 2 и 3 сг. 76). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах ведения и полномочий Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76). В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным в пределах ведения и полномочий субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 6 ст. 76).

Все высшие должностные лица и органы государственной власти в равной мере обязаны соблюдать законы. При вступлении в должность Президент РФ приносит народу присягу, в которой клянется соблюдать и защищать Конституцию РФ (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ). Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ).

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).

Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ (ч. 1 ст. 115 Конституции РФ). Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ).

Судьи в Российской Федерации подчиняются Конституции РФ и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ст. 120 Конституции РФ).

Особые функции по конституционному контролю в отношении всех высших федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ возложены на КС РФ. КС РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации и совместному ведению; договоров между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ.

Принцип деидеологизации в деятельности органов государственной власти сформулирован в конституционной формуле: «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 13, ч. 2 Конституции РФ). Органы государственной власти не вправе насильственно насаждать какие-либо взгляды, суждения, идеи.

Согласно ч. 1 ст. 13 Конституции РФ в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. В то же время запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).

Зарубежная практика

С целью обеспечения данного принципа во многих государствах устанавливается запрет на занятие государственной деятельностью лиц, стремящихся возвести какую-либо идеологию в ранг государственной. Так, Федеральный конституционный суд ФРГ признал в середине 1970;х гг. не противоречащим Основному закону ФРГ так называемый «запрет на профессии», установленный в отношении членов экстремистских партий совместным решением Федерального канцлера и председателей правительств земель.

Принцип светскости означает взаимное невмешательство как государства и его органов в дела церкви, так и религиозных организаций в государственные дела. Согласно ст. 14 Конституции РФ Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Среди других важнейших принципов, специально нс определенных, но вытекающих из смысла Конституции РФ и федерального законодательства являются принципы: гуманизма, легитимности, разграничения компетенции, сменяемости (ротации) власти и ряд других.

Научная дискуссия

Перспективы научных исследований в рассматриваемой сфере связаны прежде всего с определением критериев и показателей оптимизации системы государственной власти. Как отмечает, в частности, В. А. Кочев, «государственно-властный моноцентризм, или деструктуризация, — характерная черта доконституционной власти. Сбалансированная же по содержанию и форме конституционная власть определяется системной целостностью и оптимальной структурной функциональной децентрализацией. Как таковая государственная власть выступает основным гарантом прав личности, гражданского общества и местного самоуправления»[9].

В современных условиях государственного строительства в Российской Федерации активно продолжается процесс укрепления «вертикали власти», с одной стороны, а с другой — идет активный поиск путей достижения желаемой эффективности и устойчивого развития федеративной модели государства как через распределение властных полномочий по уровням и между органами власти, так и через структурно-функциональную оптимизацию взаимосвязей. Тем не менее сохраняется значительная неопределенность в ряде важных вопросов системного взаимодействия органов государственной власти, их структурной организации, распределения предметов ведения и полномочий, обеспечения эффективности, устойчивости системы органов государственной власти РФ[10].

В настоящее время имеется ряд актуальных теоретических и практических проблем по вопросам понимания и взаимодействия органов государственной власти в системе разделения властей, обусловленных необходимостью выстраивания скоординированной, четкой и отлаженной работы всех институтов государственной власти.

Во-первых, отечественная юридическая литература и законодательство, начиная с советских времен, употребляют понятия «государственный орган» и «орган государственной власти». Однако до настоящего времени отсутствует их легальное или единое доктринальное толкование. Даже судебная практика, признаваемая многими правоведами в последнее время источником права, не имеет точного ответа на данный вопрос[11].

Во-вторых, проблема разграничения органов исполнительной власти и государственных учреждений в сфере исполнительной власти — один из острых и трудных вопросов для нашего государства. К числу таких вопросов относится и закрепление строгой типологии органов исполнительной власти[12].

В-третьих, гражданская правосубъектность государства как публично-правового образования отличается от правосубъектности создаваемых им органов, компетенция которых устанавливается конкретными правовыми актами об органе государства[13].

В-четвертых, акцент делается на том, что понятие «государственная власть» следует исследовать в рамках комплексной научной отрасли знания — государствоведение, которое анализировало данный феномен в различных аспектах его функционирования: политическом, формально-юридическом, социокультурном и пр. В настоящее время системное рассмотрение государственной власти практически не осуществляется[14].

В-пятых, современные ученые обращают внимание на необходимость анализа «эволюции» понимания сущности разделения властей и учета особенностей трансформации разделения властей в принцип разделения властей в рамках российского федеративного устройства[15].

Новейшая практика российского конституционного развития показала, что повышение эффективности государственного механизма связываюсь преимущественно с разделением единой государственной власти на функциональные ветви, а также с оптимизацией процессов разграничения предметов ведения и полномочий между публичными субъектами различных уровней, реформирования государственной службы, совершенствования системы и структуры органов исполнительной власти. При этом не уделялось должного внимания построению адекватного механизма взаимодействия органов государственной власти федерального и регионального уровней, несмотря на то что значимость такового подчеркнута в ч. 2 ст. 80 Конституции РФ. В первую очередь это относится к органам исполнительной власти, роль которых в современном обществе существенна и характеризуется тенденцией к усилению[16].

  • [1] Ерофеев С. С. Место и роль Банка России в системе органов государственной властиРоссийской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 5.
  • [2] Ланцова А. В. Проблемы реализации нормотворческой функции Банка России в процессе осуществления банковского регулирования // Банковское право. 2010. № 2. С. 2.
  • [3] См.: Положение об Администрации Президента РФ, утвержденное Указом Президента РФ от б апреля 2004 г. № 490.
  • [4] См.: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».
  • [5] См.: Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 «О Государственном советеРосс и йской Федераци и «.
  • [6] См.: Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте приВерховном Суде Российской Федерации».
  • [7] См.: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитетеРосс и йской Федераци и «.
  • [8] См.: Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».
  • [9] Кочев В. А. Основные характеристики системы государственной власти // ВестникПермского университета. 2012. № 1.
  • [10] Чепунов О. И. Системное взаимодействие органов государственной власти в Российской Федерации: дис… докт. юрид. наук. М., 2011.
  • [11] Инжиева Б. Б. Участие государства в современном гражданском обороте: монография /под ред. А. Я. Рыженкова. М.: Юстицииформ, 2014.
  • [12] См.: Ноздрачев А. Ф. Институт органов исполнительной власти: основные идеи обновления // Административное право: теория и практика. М., 2002. С. 116—120; Старовойтов А. А. К проблеме типологии органов исполнительной власти // Юрист. 2013. № 19.С. 44−53.
  • [13] Инжиева Б. Б. Указ. соч.
  • [14] Мамычев А. Ю. Теория государственной власти: прошлое и настоящее // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 1. С. 9—12.
  • [15] Мальцев И. А. К вопросу об эволюции понимания разделения властей в рамках системыорганов государственной власти субъектов Российской Федерации // История государстваи права. 2012. № 13.
  • [16] См.: Чу раков В. Г. Конституционно-правовые модели взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с федеральными органами государственной власти: дис… канд. юрид. наук. Белгород, 2010.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой