Семейная правоспособность и дееспособность
Молчание законодателя по вопросам семейной правоспособности и дееспособности не означает того, что эти понятия полностью входят в состав гражданской правоспособности и дееспособности. Так, в ст. 42 СК РФ содержится правило, что брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные… Читать ещё >
Семейная правоспособность и дееспособность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Действующее семейное законодательство не оперирует понятиями семейной правоспособности и дееспособности, хотя доктрине и практике они хорошо известны[1].
Семейная правоспособность — это способность гражданина иметь семейные права и обязанности. По аналогии с гражданской правоспособностью семейная правоспособность возникает с момента рождения физического лица и прекращается с его смертью.
Хотя до достижения совершеннолетнего возраста объем семейных прав ребенка значительно ограничен, тем не менее законодатель предусматривает поэтапное расширение семейной правоспособности. Так, несмотря на то, что учет мнения ребенка по семейным спорам становится обязательным по достижении им только 10-летнего возраста (ст. 57 СК РФ), на практике суды принимают во внимание позицию ребенка, даже не достигшего 10 лет (в этих целях может назначаться психолого-педагогическая экспертиза, беседа ребенка с детским психологом и т. д.), поскольку в противном случае могут быть нарушены права ребенка, а также причинен вред его психическому здоровью и развитию и т. д.
Сегодня объем семейной правоспособности практически не подвергается изменениям на протяжении всей жизни гражданина. Хотя для сравнения в дореволюционном праве существовала норма, запрещавшая лицу, достигшему 80-летнего возраста, вступать в брак.
В законе не встречается понятие семейной дееспособности, под которой в науке семейного права понимается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять семейные права, создавать для себя семейные обязанности и исполнять их.
Полная семейная дееспособность достигается по достижении гражданином совершеннолетнего возраста. При этом закон называет отдельные случаи приобретения частичной дееспособности. Так, по достижении 10 лет требуется получение согласия ребенка на смену его имени, а также усыновление (ст. 59 и 132 СК РФ соответственно). Достигнув 14-летнего возраста, несовершеннолетние родители вправе признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях (п. 3 ст. 62 СК РФ). Также после 14 лет усыновленный ребенок вправе требовать отмены усыновления (ст. 142 СК РФ). Начиная с 16 лет, граждане вправе при наличии уважительных обстоятельств (на практике чаще всего — беременность) просить о разрешении вступить в брак (ст. 13 СК РФ), самостоятельно осуществлять родительские права (ст. 62 СК РФ) и т. д.
Обзор норм семейного законодательства показывает, что законодатель достаточно гибко относится к определению содержания семейной правоспособности и дееспособности граждан, учитывает вариативность жизненных обстоятельств и недопустимость «уравнительного» подхода в семейных отношениях.
Молчание законодателя по вопросам семейной правоспособности и дееспособности не означает того, что эти понятия полностью входят в состав гражданской правоспособности и дееспособности. Так, в ст. 42 СК РФ содержится правило, что брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства. Следует исходить из противного: если законодатель рассматривал бы семейную правоспособность и дееспособность в качестве элементов гражданской правоспособности и дееспособности соответственно, то, по всей видимости, он включил бы в норму ст. 42 СК РФ ссылки на соответствующие нормы ГК РФ, а также не стал бы столь подробно раскрывать содержание правоспособности и дееспособности супругов, подчеркивая их специфику.
В случаях, когда семейное законодательство не дает прямого ответа на вопрос о регулировании отдельных элементов семейной правоспособности или дееспособности, в силу ст. 4 СК РФ подлежат применению нормы гражданского права как lex generalis[2]. Примером подобного пробела в законе является неурегулированность в СК РФ порядка ограничения семейной дееспособности, в связи с чем подлежат применению по аналогии нормы ГК РФ об ограничении гражданской дееспособности.
- [1] Ср.: Козлова Н. В. Абстрактное и конкретное понимание субъекта, правоспособности и гражданского правоотношения // Гражданское право: современные проблемынауки, законодательства, практики: сб. ст. к юбилею д-ра юрид. наук Евгения Алексеевича Суханова / сост. В. С. Ем, А. Г. Долгов, М. Л. Башкатов, А. М. Ширвиндт, Н. Б. Щербаков. М., 2018.
- [2] См. подробнее: Улъбашев А. X. К вопросу о соотношении гражданского и семейного права (комментарий к ст. 4 Семейного кодекса РФ) // Семейное и жилищноеправо. 2016. № 6.