Типовые ситуации учета расходов на продажу
Таким образом, чтобы избежать лишней работы, учет и списание расходов на продажу производственной (неторговой) организации, учитываемых на счете 44, целесообразно организовать в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, и зафиксировать это в учетной политике и в учетной политике для целей налогообложения. Если в текущем месяце у организации были другие расходы, учитываемые как расходы… Читать ещё >
Типовые ситуации учета расходов на продажу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
учет отчетность расходы поставщик.
1. Формирование расходов на продажу в торговых организациях При начислении амортизации по основным средствам и нематериальным активам, используемым организацией в процессе продажи товаров, нужно сделать в учете соответствующие проводки:
Дебет 44 Кредит 02 (05).
— начислена амортизация по основным средствам (нематериальным активам), используемым в процессе продажи товаров.
Если те или иные работы, связанные с продажей товаров, осуществляют сторонние организации (например, посреднические), то на стоимость их услуг нужно сделать проводку:
Дебет 44 Кредит 60.
— отражены расходы (без НДС) по оплате услуг сторонних организаций, связанных с продажей товаров.
Суммы НДС, указанные в счетах-фактурах таких организаций, отразить записью:
Дебет 19 Кредит 60.
— учтены суммы НДС по услугам сторонних организаций, связанных с продажей товаров.
После того как эти услуги будут оплачены, сделать проводки:
Дебет 60 Кредит 50 (51).
— оплачены услуги сторонних организаций, связанные с продажей товаров;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19.
— НДС принят к вычету.
Если продаваемые товары не облагаются НДС, то сумма налога, уплаченная по работам или услугам, связанным с процессом их продажи, включается в расходы на продажу. Сумму налога, уплаченную по таким работам (услугам), списать проводкой:
Дебет 44 Кредит 19.
— учтен в составе расходов на продажу НДС по работам (услугам), использованным при продаже товаров, не облагаемых НДС.
Особый порядок учета предусмотрен для транспортно-заготовительных расходов, связанных с приобретением товаров.
В бухгалтерском учете эти расходы можно учитывать двумя способами:
- — непосредственно на счете 41 «Товары» (то есть включать в фактическую себестоимость приобретенных товаров);
- — на счете 44 «Расходы на продажу» .
Однако, как следует из положений ст. 320 Налогового кодекса РФ, в налоговом учете расходы на доставку товаров до склада организации (транспортные расходы) включаются в стоимость товаров, если эти расходы включены в цену приобретения этих товаров по условиям договора.
В противном случае транспортные расходы должны учитываться в налоговом учете в составе издержек обращения (расходов на продажу).
Таким образом, чтобы избежать лишней работы и одновременно выполнить требования и бухгалтерского, и налогового учета, целесообразно все транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением товаров, учитывать на счете 44 «Расходы на продажу» (за исключением транспортных расходов, включенных в цену товаров по условиям договора; такие расходы нужно учесть непосредственно на счете 41 «Товары»).
Порядок учета транспортно-заготовительных расходов нужно зафиксировать в учетной политике и в учетной политике для целей налогообложения.
Расходы подотчетных лиц, связанные с продажей товаров, также включают в состав расходов на продажу. На сумму таких расходов нужно сделать проводку:
Дебет 44 Кредит 71.
— учтены в расходах на продажу расходы подотчетных лиц.
Начисление заработной платы работникам, занятым в процессе продажи товаров, отразить проводкой:
Дебет 44 Кредит 70.
— начислена заработная плата работникам, занятым в процессе продажи товаров.
После начисления заработной платы отразить начисление единого социального налога и взносов на обязательное пенсионное страхование.
Нужно начислить взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
Дебет 44 Кредит 69−1-2.
— начислены взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Нередко товары, предназначенные для продажи, или материалы расходуются организацией для собственных нужд (например, используются в рекламных целях). На стоимость израсходованных товаров (материалов) сделать проводку:
Дебет 44 Кредит 41 (10).
— включена в состав расходов на продажу стоимость товаров (материалов), израсходованных в рекламных целях.
Расходы на рекламу уменьшают налогооблагаемую прибыль организации в пределах норм, установленных Налоговым кодексом РФ.
Так, например, расходы на приобретение товаров, вручаемых в качестве призов во время проведения массовых рекламных кампаний, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки отчетного периода. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2014).- п. 4, ст. 264.
Расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях; на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов; на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании; изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, или информацию о самой организации, для целей налогообложения не нормируются.
В состав расходов на продажу включить также суммы налогов и сборов, связанных с продажей (например, налога на пользователей автомобильных дорог):
Дебет 44 Кредит 68 соответствующие субсчета.
- — учтена в расходах на продажу сумма начисленных налогов и сборов.
- 2. Формирование расходов на продажу в производственных организациях
Производственные организации должны учитывать на счете 44 все расходы, связанные с продажей готовой продукции.
К таким расходам, в частности, относятся:
- — амортизационные отчисления по оборудованию, используемому для обеспечения продажи продукции;
- — заработная плата работников, занятых в процессе продажи продукции;
- — затраты по оплате комиссионных вознаграждений торговым и снабженческо-сбытовым организациям;
- — представительские расходы;
- — расходы на рекламу;
- — другие расходы, связанные с продажей готовой продукции.
Расходы на продажу в учете производственной организации во многих случаях отражаются в том же порядке, что и в торговой организации. Однако формирование расходов на продажу в производственной организации имеет некоторые особенности.
Так, производственная организация может использовать в процессе продажи готовой продукции собственные материалы (например, на оформление витрины, упаковку продукции, рекламу и так далее).
Кроме того, для текущего ремонта торгового оборудования можно приобретать и расходовать запасные части.
Списание стоимости материалов (запасных частей), израсходованных в процессе продажи продукции, в учете отразить проводкой:
Дебет 44 Кредит 10.
— учтена в расходах на продажу стоимость использованных материалов.
Если организация осуществляет доставку продукции до места назначения собственными силами (например, силами транспортного цеха), затраты по доставке списать так:
Дебет 44 Кредит 23.
- — включены в состав расходов на продажу затраты вспомогательного производства, связанные с доставкой готовой продукции покупателям.
- 3. Списание расходов на продажу в торговых организациях
Расходы торговой организации разделяются на прямые и косвенные.
К прямым относятся транспортные расходы, если они не включены в цену приобретения этих товаров по условиям договора.
Все остальные расходы текущего месяца признаются косвенными и уменьшают доходы от реализации в полном объеме.
Сумма транспортных расходов, которую можно учесть при налогообложении прибыли за текущий месяц, рассчитывается так:
Чтобы избежать лишней работы и одновременно выполнить требования и бухгалтерского, и налогового учета, нужно транспортные расходы, связанные с доставкой товаров до склада, списывать по итогам месяца в уменьшение выручки от продаж в порядке, предусмотренном в ст. 320 Налогового кодекса РФ, а остальные расходы на продажу — в полном объеме.
Порядок списания расходов на продажу нужно зафиксировать в учетной политике и в учетной политике для целей налогообложения.
В бухгалтерском учете списание расходов на продажу отражается при помощи проводки:
Дебет 90−2 Кредит 44.
— списаны расходы на продажу по итогам месяца.
Пример.
Сумма транспортных расходов, числящаяся на счете 44 на начало месяца в ООО «Нептун», составила 20 000 руб. Сумма транспортных расходов за месяц составила 120 000 руб.
Себестоимость товаров, проданных в течение месяца, составила 1 000 000 руб. Себестоимость остатка товаров на конец месяца составила 200 000 руб.
Определим величину транспортных расходов, подлежащих списанию в конце месяца в дебет субсчета 90−2.
Средний процент транспортных расходов, относящихся к остатку товаров, составит:
(20 000 руб. + 120 000 руб.): (1 000 000 руб. + 200 000 руб.) x 100 = 11,67(%).
Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров, составит:
200 000 руб. x 11,67% = 23 340 руб.
Сумма транспортных расходов, подлежащая списанию, составит:
20 000 руб. + 120 000 руб. — 23 340 руб. = 116 660 руб.
При списании транспортных расходов бухгалтер «Нептуна» должен сделать проводку:
Дебет 90−2 Кредит 44.
— 116 660 руб. — списаны на себестоимость продаж транспортные расходы.
Эта сумма будет отнесена в налоговом учете в уменьшение выручки от продаж.
Сумма транспортных расходов, относящаяся к непроданным товарам, — 23 340 руб. — остается числиться на счете 44.
Если в текущем месяце у организации были другие расходы, учитываемые как расходы на продажу (например, затраты на аренду торгового зала, зарплату продавцов и так далее), они могут быть списаны в уменьшение выручки от продаж и в бухгалтерском, и в налоговом учете в полном объеме.
4. Списание расходов на продажу в производственных организациях В бухгалтерском учете производственной (неторговой) организации расходы на продажу можно ежемесячно списывать в уменьшение выручки от продаж двумя способами:
- — все расходы в полном объеме;
- — расходы на упаковку и транспортировку, учитываемые на счете 44, — с распределением между отдельными видами отгруженной продукции, остальные расходы на продажу — в полном объеме.
В налоговом учете производственной (неторговой) организации списание расходов, связанных с продажей готовой продукции, производится в общем порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.
Так, все расходы производственной организации делятся на прямые и косвенные (ст. 318 НК РФ).
К прямым расходам относятся: материальные расходы; расходы на оплату труда; амортизационные отчисления по основным средствам, непосредственно используемым при производстве товаров, работ, услуг.
Все остальные расходы, понесенные организацией, считаются косвенными. Их сумма в полном объеме относится на уменьшение доходов от производства и реализации отчетного периода.
Сумма прямых расходов, понесенных в отчетном периоде, также уменьшает доходы от реализации отчетного периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной продукции (ст. 319 НК РФ). Петрова О. А. Типовые ситуации. СЧЕТ 44 «Расходы на продажу» // Экономический лабиринт, 2012. № 12. С. 55−63.
Таким образом, чтобы избежать лишней работы, учет и списание расходов на продажу производственной (неторговой) организации, учитываемых на счете 44, целесообразно организовать в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, и зафиксировать это в учетной политике и в учетной политике для целей налогообложения.