Проведение аудиторской проверки на предприятии с учетом соблюдения нормативно-правовых актов
Возникает сложная ситуация, если у аудиторов слишком мало информации, чтобы составить заключение с ограничениями или отрицательное заключение, но слишком много, чтобы отказаться от составления заключения. Такие проблемы обычно возникают из-за недостаточности информации об определенных событиях, финансовых показателях или счетах. Часто недостаток информации объясняется ограничениями масштаба… Читать ещё >
Проведение аудиторской проверки на предприятии с учетом соблюдения нормативно-правовых актов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организация и проведение аудита начинается с определения перечня деловой документации, объемов и качества предоставляемой информации об особенностях технологии и организации производства, характере и назначении вырабатываемой продукции, состоянии коммерческой деятельности предприятия — клиента, его размерах и организационной структуре необходимой для ведения аудита и получения доказательств. Для того чтобы принять решение о проведении аудита, в первую очередь необходимо собрать и изучить информацию о потенциальном клиенте.
Возникает сложная ситуация, если у аудиторов слишком мало информации, чтобы составить заключение с ограничениями или отрицательное заключение, но слишком много, чтобы отказаться от составления заключения. Такие проблемы обычно возникают из-за недостаточности информации об определенных событиях, финансовых показателях или счетах. Часто недостаток информации объясняется ограничениями масштаба проверки, невозможностью выполнить важные процедуры или неопределенностью, когда информацию просто невозможно использовать на момент принятия решения о составлении отчета.
В аудиторском отчете должна быть описана любая недостаточность информации, возникшая в результате невозможности выполнить необходимые в данных условиях аудиторские процедуры.
При ознакомлении с учетной политикой предприятия аудитору необходимо установить полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета. Базой для формирования учетной политики служат стандарты бухгалтерского учета. Учетная политика, выбранная хозяйствующим субъектом, применяется им последовательно от одного отчетного периода к другому.
На основании письма-заявки независимая аудиторская фирма произвела аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности за 200Х год с достоверностью определения результата по итогам года.
Аудиторская проверка проводится с целью установления соответствия финансово-хозяйственных операций законодательным и нормативным актам, действующим в РК, в части бухгалтерского учета и отчетности.
Проверка документов проводилась выборочным методом с элементами сплошной проверки отдельных хозяйственных операций.
При проведении аудиторской проверке было выявлено, что по счету № 1310 «Сырье и материалы» был приобретен через расчеты с подотчетными лицами бензин и списан на затраты производства. Однако приложенные путевые листы полностью не оформлены: без подписи ответственного лица и печати предприятия, без показания спидометра, движения горючего и т. д. Кроме того, отсутствует сводный реестр по списанию бензина за подписью руководителя. Необходимо дополнить первичные документы для обоснованности списания на затраты предприятия договорами аренды легкового автомобиля у физического лица и приказом по предприятию за 200Х год.
При проверке учета расчетов с персоналом по оплате труда, прежде всего необходимо изучить подлинность первичных документов, правильность их заполнения, соответствие их требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы и других видов оплаты труда.
При изучении первичных документов особое внимание уделяется проверке табелей учета рабочего времени и нарядов.
Основной задачей проверки расчетов с рабочими и служащими по оплате труда является проверка соблюдения нормативно — правовых актов при начислении оплаты труда, удержания из нее и правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.
Источниками информации, используемой в процессе контроля, служат аналитические и синтетические данные по группе счетов 3350 «Краткосрочная задолженность по оплате труда», первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табеля учета отработанного времени, наряды и др.), листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков и т. д.
Важнейшими нормативно-правовыми актами, регулирующими эти операции, являются Трудовой кодекс РК, Методические рекомендации по вопросам оплаты труда работников, Инструкция о порядке начисления средней заработной платы работников и др.
При проведении аудита расчетов по оплате труда необходимо установить:
- — правильность отнесения расходов к фонду оплаты труда;
- — правильность отнесения отдельных выплат на себестоимость продукции (работ, услуг)
- — правильность составления бухгалтерских проводок по фонду оплаты труда;
- — правильность ведения синтетического и аналитического учета, сводных данных и заполнения форм бухгалтерской отчетности по фонду оплаты труда.
При проведении аудиторской проверки на предприятии в течение 200Х года по счету 5510 «Нераспределенная прибыль отчетного года» проведено оказание материальной помощи работникам предприятия т. е. затраты не связанные с предпринимательской деятельностью. Согласно Кодекса РК «О порядке исчисления и уплаты социального налога» материальная помощь работникам предприятия, разного рода выплаты, производимые за счет чистого дохода (оплата услуг связи, запчасти к легковым автомобилям, за охрану квартиры и т. п.), входят в перечень выплат, включаемых в фонд оплаты труда в натуральной форме, и подлежат обложению социальным налогом.
Дебиторская задолженность слагается из долгов покупателей перед предприятием — за отгруженную им, но не оплаченную ими продукцию, например, сырье и материалы, а также из долгов перед предприятием заказчиков — по предоплате за невыполненные работы и не оказанные услуги.
Предприятие может иметь одновременно кредиторскую и дебиторскую задолженности. Покрывать одну задолженность другой запрещается. Дебиторская задолженность показывается в активе, кредиторская — в пассиве бухгалтерского баланса.
Проверка состояния кредиторской задолженности является обязательной при проведении аудиторской проверки. Необходимо провести взаимную сверку (инвентаризацию) с кредиторами с приложением актов сверки (запросов-подтверждений).
Результаты инвентаризации расчетов с кредиторами оформляются актом, где указывается сумма несогласованной кредиторской задолженности и ее величина, по которой истекли сроки исковой давности.
Покупка товаров, сырья и материалов, получение электроэнергии, тепла, услуг и работ от поставщиков осуществляется на основании договоров, заказов, писем-заявок.
При оприходовании товарно-материальных ценностей могут быть выявлены расхождения по количеству, качеству с указанными в документах поставщика. В таком случае составляют акт о выявленной недостаче.
Проверяя расчеты с поставщиками и подрядчиками, следует выяснить документальную обоснованность произведенных операций, убедиться в подлинности документов и правильности их оформления, в отдельных случаях — запросить в банках копии документов.
В ходе проведения аудиторской проверки был составлен акт сверки расчетов. При сверке данных было установлено, что отсутствует факт прихода денежных средств, т. е. на предприятии отсутствует дебиторская задолженность.
По кассовой книге произведено списание денежных средств, но при этом установлено расхождение данных кассовой книги и расходных ордеров, что является грубейшим нарушением кассовой дисциплины.
На момент проверки налоговый учет по предприятию не организован, не ведется журнал регистрации счетов — фактур. В случае реализации товаров (работ, услуг) ниже цен приобретения (фактически сложившихся затрат), возникающая разница между суммой налога, исчисленной по реализации товаров, и суммой полученной от покупателей подлежит возврату в бюджет и не подлежит вычету при определении налогооблагаемого дохода. Учитывая вышеуказанное, возникает необходимость до начисления НДС по реализации ниже фактической себестоимости. Необоснованно были отнесены в зачет по расчетам с поставщиками суммы при отсутствии налоговых счетов-фактур.
Достоверность полученной расчетным путем суммы дохода за проверяемый период не представляется возможной, о чем свидетельствуют ненадлежащее ведение учета кассовых операций, расчетов с поставщиками, отсутствие подписей подотчетных лиц в авансовых отчетах и их утверждение подписью руководителя предприятия, отсутствие налогового учета. Если бы все вышеперечисленные факты были надлежащим образом исполнены, то доход предприятия, был бы реальнее.