Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Классификация видов игр

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Классификаций игр на уроке иностранного языка существует немало. Дело в том, что нет определенного стандарта, по которому бы игры делились на те или иные виды. В силу этого ученые и преподаватели систематизируют игры по более удобным для них признакам и на группы, с которыми легче, удобнее и главное плодотворнее работать. В настоящее время в методической литературе существует достаточное… Читать ещё >

Классификация видов игр (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Классификаций игр на уроке иностранного языка существует немало. Дело в том, что нет определенного стандарта, по которому бы игры делились на те или иные виды. В силу этого ученые и преподаватели систематизируют игры по более удобным для них признакам и на группы, с которыми легче, удобнее и главное плодотворнее работать. В настоящее время в методической литературе существует достаточное количество классификаций, систематизирующих виды учебных игр в соответствии с тем или иным классификационным критерием. Но прежде чем рассматривать классификации учебных игр, необходимо рассмотреть классификации игр вообще.

Е. И. Пассов при классификации игр отталкивается от целей их использования в учебном процессе. Так, он выделяет игры:

для формирования навыков;

для развития умений;

для развития умений общаться;

для развития способностей и психических функций;

для познания в сфере страноведения и языка;

для запоминания речевого материала.

Как отмечалось ранее, классификаций игр, используемых на уроке иностранного языка много, и их использование в процессе обучения подчеркнуто индивидуально, поэтому говорить о том, какая из предложенных выше классификаций считается стандартом, было бы неверным. Тем не менее, чаще в практике встречаются классификации, в основу которых положены аспекты языка и языковые явления. В данной работе будет соблюдаться классификация, в основе которой положены цели и задачи использования игр на уроке. Учебная игра, вводимая в учебный процесс в качестве творческого учебного задания, обеспечивает реальные условия для активной мыслительной деятельности учащихся, способствуя формированию и развитию интеллектуальных умений, и является благоприятной почвой для реализации личностного потенциала школьников, актуализации их личностных функций.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные, психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

Познавательные, воспитательные, развивающие;

Репродуктивные, продуктивные, творческие;

Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

М.Ф. Стронин, автор ряда книг, посвященных обучающим играм, которые используются в обучении иностранным языкам, выделяет два вида таких игр:

подготовительные, способствующие формированию речевых навыков;

творческие игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений. [10].

Специфику игрового метода обучения в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-комнатные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения. [62].

По характеру игровой методики игры делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные; игры-драматизации. [62].

Теперь, когда рассмотрены общие классификации игр необходимо остановится на классификации самим учебных игр. Например, Ю. А. Комарова описывает типологии, выстроенные в зависимости от целей и задач учебной игры, формы проведения, способа организации, степени сложности, количественного состава участников.

По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры — соревнования, интеллектуальные игры, игры — взаимодействия (коммуникативные, интерактивные).

По способу организации игры делятся на компьютерные и не компьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно — моделирующие, креативные и т. д.

По степени сложности выполняемых действий различают простые и сложные игры, по длительности проведения — непродолжительные и продолжительные.

По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные. (Приложение 3).

Также отдельным аспектом выделяют ролевую игру. Ролевая игра — это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. В методической литературе ролевая игра определяется как спонтанное поведение учащихся, их реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической ситуации. [30] Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обусловливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления у учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника.

Если рассматривать игру с точки зрения целевых ориентаций, то в этом случае можно разделить игры на:

Дидактические, которые используют для расширения кругозора и познавательной деятельности. Они формируют определенные умения и навыки, необходимые для практической деятельности. В ходе их выполнения развиваются общеучебные умения и навыки, а также трудовые навыки.

Воспитывающие, которые воспитывают самостоятельность, волю, сотрудничество, коллективизм, общительность. Они формируют определенные подходы и позиции, нравственные, эстетические и мировоззренческие установки.

Развивающие, которые развивают мотивацию учебной деятельности, внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию, творческие способности, сопереживание, рефлексию, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии и оптимальные решения. А. Н. Леонтьев считал, что «игра — свобода личности и воображения, иллюзорная реализация нереализуемых интересов». [44].

Социализирующие, приобщающие к нормам и ценностям общества, адаптирующие к условиям определенной среды, обучающие общению. По определению Л. С. Выготского: «Игра — пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок». [14].

Н. Ф. Плешакова разделяет игры по аспектам языка и его влияниям: игры с буквами, игры со словами, синтаксические игры, игры с текстом, грамматические игры, поэтические игры, корректировочные игры, загадки и ребусы. Эта классификация может быть расширена, так как на уровне слова, предложения и текстов могут выполняться и лексические, и грамматические, и стилистические, и орфографические, и фонетические игры.

По целям и задачам обучения учебные игры, используемые на занятиях по иностранному языку, будут подразделяться на языковые и речевые.

По мнению авторов Е. А Маслыко, П. К. Бабинской языковые игры предназначаются для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком. Они подразделяют их на фонетические, орфографические, лексические, грамматические, [10] аудитивные и речевые.

Грамматические игры ставят перед собой цели научить обучающихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца; развить речевую активность и самостоятельность обучающихся;

Фонетические игры преследуют цели тренировать обучающихся в произнесении иноязычных звуков; научить обучающихся громко и четко читать стихи; разучивать стихотворения с целью их воспроизведения по ролям. Подобные игры основаны на театрализации специально подобранных детских стишков.

Цель орфографических игр — упражнение в написании иноязычных слов. Часть игр рассчитана на тренировку памяти обучающихся, другие же основаны на некоторых закономерностях в правописании слов. Большинство игр можно использовать при проверке домашнего задания.

Аудитивные игры могут помочь достижению таких целей аудирования, как обучение обучающихся пониманию смысла однократного высказывания; обучение выделению главного в потоке информации; развитие слуховой памяти и слуховой реакции. Важно, чтобы представляемые ученикам записи воспроизводили речь носителей языка. Запись же представляется однократно, в противном случае игра потеряет смысл.

Речевые игры способствуют осуществлению таких задач, как обучение обучающихся умению выражать мысли в их логической последовательности; обучение обучающихся практическому и творческому применению полученных речевых навыков, а так же речевой реакции в процессе коммуникации.

Лексические игры нацелены на то, чтобы познакомить обучающихся с новыми словами и с их сочетаниями; тренировать обучающихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; активизировать речемыслительную деятельность учащихся; развивать речевую реакцию;

Все они способствуют формированию речевых навыков.

Лексические игры учат умению пользоваться лексическим материалом в процессе совершения речевого акта и отталкиваются от конкретной ситуации, в которой осуществляется речевое действие. Каждому виду речевой деятельности будет соответствовать и определенный вид игры: игры для обучения чтению, для обучения аудированию, для обучения говорению, для обучению письму, а также смешанные.

Лексические игры для обучения чтению и аудированию призваны помочь в решении задач, связанных с обучением данным видам речевой деятельности, и нацелены на формирование и развитие соответствующих интеллектуальных умений.

Лексические игры для обучения говорению и письму связаны с формированием и развитием умений, требуемых для осуществления продуктивных видов речевой деятельности.

Следовательно, лексическая игра как способ обучения иностранному языку на среднем этапе выступает в качестве увлекательного занятия для обучающихся, в то время как учитель рассматривает ее как метод обучения. Создавая игровые ситуации учитель должен учитывать, что они должны отражать реальные жизненные ситуации, так как они развивают произвольное внимание и произвольную память. Использование игрового метода способствует созданию благоприятной атмосферы на уроке и помогает обучающимся перенести теоретические знания на практику.

Лексическая игра — это деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. На уроках иностранного языка она используется как самостоятельная технология для освоения содержания учебного предмета, в качестве урока или его части, элемента более обширной технологии и как способ проведения внеклассной работы. Любая педагогическая игра в отличие от простой преследует определенную цель и конечный результат. Ее использование одновременно решает несколько методических задач. Она способствует созданию психологического настроя обучающихся к устному общению, обеспечивает возможность многократного повторения языкового материала и тренирует обучающихся в использовании конкретного речевого образца в конкретной ситуации.

В современной методике преподавания иностранного языка не выделяют определенной классификации игр. При этом можно выделить общую классификацию, согласно которой игры делятся по виду деятельности, по характеру педагогического процесса, по характеру игровой методики, а также по целям и задачам, которые в свою очередь включают в себя языковые и речевые классификации. Знание учителем данных классификаций позволяет грамотно осуществлять педагогический процесс и вовлечь обучающихся в изучение иностранного языка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой