Понятие организационной культуры
Организационная культура — это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидом через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения. В современной литературе организационная культура… Читать ещё >
Понятие организационной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сущность организационной культуры
В современной литературе организационная культура не имеет единственно верного толкования. Каждый из авторов стремится дать свое собственное определение этому понятию. Имеются очень узкие и очень широкие толкования того, что же представляет собой культура организации. Итак, рассмотрим подробнее некоторые из них:
«Культура организации — это вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали «своими». (Э. Джакус).
«Под культурой организации следует понимать уникальную совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т. п., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей». (Д. Элдридж и А. Кромби).
«Культура… представляет собой комплекс убеждений и ожиданий, разделяемый членами организации. Эти убеждения и ожидания формируют нормы, которые в значительной степени определяют поведение в организации отдельных личностей и групп». (Х. Шварц и С. Дэвис).
«Корпоративная культура — это уникальные характеристики восприни-маемых особенностей организации, того, что отличает её от всех других в отрасли». (К. Голд).
«Организационная культура — это не просто одна из составляющих проблемы, это сама проблема в целом. На наш взгляд, культура — это не то, что организация имеет, а то, чем она является». (М. Пакановский и Н. О’Доннел-Тружиллио).
«Культура представляет собой набор важных установок (часто не формулируемых), разделяемых членами того или иного общества». (В. Сате).
«Организационная культура — это комплекс базовых предположений, изобретённый, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Необходимо, чтобы этот комплекс функционировал достаточно долго, подтвердил свою состоятельность, и потому он должен передаваться новым членам организации как правильный образ мышления и чувств в отношении упомянутых проблем». (Э. Шайн).
«Культура» в метафорическом смысле — это один из способов осуществления организационной деятельности посредством использования языка, фольклора, традиций и других средств передачи основных ценностей, убеждений, идеологии, которые направляют деятельность предприятия в нужное русло". (Г. Морган).
«Корпоративная культура представляет собой неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей и, в свою очередь, само формируется под воздействием их поведения». (К. Шольц).
«Культура организации — это всё то, что для последней типично: её характерные черты, превалирующие отношения, сформировавшиеся образцы принятых норм поведения». (Д. Дреннан).
«Культура — это общие для всех и относительно устойчивые убеждения, отношения и ценности, существующие внутри организации» (Д. Дреннан).
«Культура — это общие для всех и относительно устойчивые убеждения, отношения и ценности, существующие внутри организации». (П. Добсон, А. Уильямс, М. Уолтерс).
«Организационная культура — это набор убеждений, ценностей и усвоен-ных способов решения реальных проблем, сформировавшийся за время жизни организации и имеющей тенденцию проявления в различных материальных формах и в поведении членов организации». (Э. Браун).
«Чтобы понять, что такое культура организации, необходимо рассмот-реть методы выполнения работы и то, как обращаются с людьми в этой организации». (Д. Олдхэм).
«Атмосфера или климат в организации называется её культурой. Куль-тура отражает преобладающие обычаи, нравы и отражения в организации». (М.Х. Мескон) Культура — это система отношений, действий и артефактов, которая вы-держивает испытание временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию". (П.Б. Вейлл).
«Организационная культура есть набор приёмов и правил решения про-блем внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность». (Е.Н. Штейн).
«Культура предприятия — это система представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемая всеми его членами». (Н. Лемэтр) Из приведенных определений вытекает следующее, что авторы ссылаются на образцы базовых предположений, которые придерживаются члены организации в своем поведении и действиях. Эти предположения часто связаны с видением окружающей среды (организации, общество, группа) и регулирующих ее перемен (природа, пространство, работа, время и т. д.).
Также не менее важным и общим в определениях, авторы выделяют ценности, которые ориентируют индивида в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым в организации.
И наконец, третьим и общим атрибутом понятия организационной культуры считается «символика», посредством которой ценностные ориентации передаются членами организации.
Вследствие этого, можно понимать организационную культуру следующим образом.
Организационная культура — это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидом через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.
Структура организационной культуры более подробно рассматривается на уровнях, которые показывают внешний и внутренний вид организации. Итак, Э. Шейн выделяет три уровня культуры с помощью которых можно провести подробный анализ организационной культуры организации:
- 1 Поверхностный уровень (артефакты) — это все явления, которые можно увидеть, услышать и почувствовать при вхождении в новую группу с незнакомой культурой. Это видимые внешние факты, лозунги, язык общения, орхетектура здания, использование пространства и времени, эмоциональная атмосфера, мифы и истории, связанные с организацией, описание принятых ценностей, внешние ритуалы и церемонии и т. д.
- 2 Под поверхностный уровень (провозглашаемые ценности) — ценности и верования, разделяемые членами организации в соответствии с тем, на сколько эти символы отражены в языке. Ценности этого уровня сознания во многом формируют стиль поведения людей.
- 3 Глубинный уровень (базовые представления) — базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации. Эти скрытые, принимаемые на веру предположения направляют поведение людей.
Именно данные уровни являются неотъемлемой частью анализа организационной культуры на предприятии. Они требуют глубокого изучения.
Рассмотрим структуру организационной культуры на Рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 — Поуровневая схема организационной культуры.
При исследовании понятия организационной культуры следует иметь в виду, что чаще всего под этим понятием подразумевают культуру организаций как неких объектов и систем, которые проходят свое развитие под влиянием внешних и внутренних факторов. Однако, изучив организационную культуру не только с позиций управления персоналом, организационного поведения и т. п., но и общей теории систем, теории организации, становится ясно, что сущность понятия «организационная культура» на данном уровне исследования — уровне организационной науки — это культура организации социально-экономической системы.