Лидерство.
Теория управления
Для любой социально-экономической системы, стремящейся к развитию, чрезвычайно важен вопрос о лидерстве. Основными ресурсами развития являются человеческий потенциал, талант, инициатива, сила и энергия сотрудников, мобилизуемые лидером. На высшем уровне лидерство проявляется как вдохновляющий, генерирующий и стратегический фактор развития; на среднем уровне более очевидна его генерирующая… Читать ещё >
Лидерство. Теория управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сущность лидерства
Для любой социально-экономической системы, стремящейся к развитию, чрезвычайно важен вопрос о лидерстве. Основными ресурсами развития являются человеческий потенциал, талант, инициатива, сила и энергия сотрудников, мобилизуемые лидером. На высшем уровне лидерство проявляется как вдохновляющий, генерирующий и стратегический фактор развития; на среднем уровне более очевидна его генерирующая и направляющая роль; на исполнительском — оперативная, ситуативно-инициативная, заключающаяся в «поддержании огня». Оно может проявляться в умении и способности организовать рабочий процесс в зависимости от сложности задач, в умении убеждать людей добиваться поставленных целей, в способности создавать видение картины будущего, а также в желании проявлять инициативу в стандартных рабочих процессах. Термин «лидерство» происходит от немецкого lead, означающего «путь», «дорога». Таким образом, лидер — это тот, кто показывает дорогу.
Лидерство — это процесс целенаправленного руководства по созданию среды, высвобождающей сознание человека, путем формирования и использования его знаний, интеллекта, творческой активности в интересах организации. Ключевая роль лидерства проявляется в запуске и направлении организационных изменений.
Основная задача лидера — помочь подопечным выработать способность адаптироваться к постоянным изменениям, работать творчески и быстро в постоянно меняющейся среде. Это одно из отличий лидера от менеджера. Понятие «менеджер» происходит от латинского слова manus — рука, которое легло в основу итальянского maneggiare и французского manege, что означает «тренировать лошадей». Более подробно различия понятий лидера и менеджера см. в табл. 14.1.
Таблица 14.1 Различия понятий «лидер» и «менеджер»
Критерии сравнения | Менеджер | Лидер |
Общий подход. | Анализирует, использует различные рычаги, находит оптимальные варианты, организует, контролирует работу подчиненных. | Делает, исправляет, пробует, изменяет. |
Показатели успеха. | Уровень чистой прибыли на одну акцию, размер рыночной доли компании, преимущества в доступе к ресурсам, карьерный рост. | Созданная ценность для клиентов, сотрудников и владельцев компании, лояльность клиентов, преимущества в ключевых навыках и знаниях, профессиональное и личностное развитие. |
Философия руководства. | Движущая сила — стратегия. Решает, распределяет задания, контролирует, проверяет. Занимается глобальными вопросами. Эффективно управляет своим временем. | Движущая сила — стремление к изменениям, инновациям. Выполняет реальную работу. Занимается тем, что важно для людей. Развивает свои лидерские способности. |
Основной принцип организации работы. | Несколько преданных помощников, помогающих добиться результатов. | Способствует реализации потенциала каждого сотрудника. |
Эффективность. | Эффективность инвестиций, использование передовых технологий, контроль над процессами, рациональное использование человеческих ресурсов. | Производительность труда, выдающиеся люди, совершенствование процессов, формирование и развитие человеческого капитала. |
Отношение к людям. | Люди — используемый ресурс. | Люди — самый ценный ресурс. |
Ответственность. | Достижение установленных уровней показателей, но всем направлениям. Индивидуальная ответственность. | Достижение уровня ключевых показателей в приоритетных направлениях. Индивидуальная и коллективная ответственность. |
Риски и награды. | Избегает неудачи любой ценой, полагается на испытанные методы, ограничивает риск. Анализирует информацию, пока не достигнет полной уверенности в точности выводов. | Не боится ошибаться, учиться и делает выводы. Использует наиболее перспективные способы. Не боится рисковать карьерой. В случае сомнения действует. |
Кроме того, лидерство направлено на поощрение обмена знаниями между всеми участниками процесса, накопление знаний путем самостоятельного и корпоративного обучения, генерирование новых знаний.
Когда речь идет о руководителе, многие специалисты сходятся на том, что руководитель, будучи главным ориентиром движения, должен одновременно обладать лидерскими качествами. Руководитель, ощутив, почувствовав, увидев будущее организации или территориального образования, описав его мотивирующим и вдохновляющим языком, «заряжает» других, помогает им подняться на вершину. Дальше следующий виток: помогая кому-то, сам поднимаешься на вершину гораздо быстрее и видишь следующую ступень. Передавая видение своим подчиненным, руководитель способствует созданию конкурентных преимуществ социально-экономической системы, которую он возглавляет: повышается взаимная ответственность, у каждого появляется возможность реализовать потенциал, активизируется самостоятельность, возникает множество альтернативных путей для достижения целей. В результате простое исполнение обязанностей превращается в осуществление дела, позволяет отвечать не только на вопросы, что делать и как делать, но и почему, для чего, зачем это делать.
Власть — это не всегда лидерство, но обратное верно: лидерство порождает власть и в значительной степени обеспечивает ее. Выгодное отличие лидерства от административной власти состоит в том, что это власть, которая не нуждается в применении силы. Сила становится ненужной, когда на помощь лидерству приходит идея или система идей, воспринимаемая и поддерживаемая большинством участников социально-экономической системы.
Лидерство часто ассоциируется с харизмой. Однако эти понятия не тождественны. Харизма является одним из свойств и в то же время одной из граней лидерства. Как свойство она представляет собой исключительную одаренность, способность лидера оказывать эффективное влияние на других. С другой стороны — она отражает роль, которую лидеры играют для своих подчиненных, создавая положительную картину будущего, заряжая их положительной энергией, мотивируя на достижение цели. Харизма создает эмоциональный стимул к добровольному подчинению людей контролю лидера, которому приписываются экстраординарные (магические, сверхъестественные, героические) качества личности, подкрепляющие его авторитет и делающие более весомыми его слова и действия.
Чем ярче лидерский компонент, тем меньше времени и сил отнимает контроль; чем меньше лидерский компонент, тем жестче должна быть система поощрений и наказаний, более алгоритмично выставлены задачи. Лидерство на всех уровнях позволяет плавно и гибко улучшать качественные основы организации или управления территорией.
Лидерство — неотъемлемый компонент командной работы, это эффективная форма человеческого взаимодействия, направленная на достижение цели.