Введение.
Стратегическое планирование на горном предприятии
Теоретическим и методологическим аспектам стратегического планирования в течение последних сорока лет было посвящено немало специальных исследований и монографий за рубежом. Огромный вклад в становление и развитие этого раздела науки управления внесли Ф. Абрамс, Р. Акофф, И. Ансофф, Дж. Куинн, К. Эндрюс, Э. Чандлер, М. Портер, Г. Хамел, К. Праалад, Г. Минцберг, К. Хофер, Г. Штейнер, А. Томпсон… Читать ещё >
Введение. Стратегическое планирование на горном предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Становление эффективных рыночных хозяйствующих субъектов требует углубленной проработки стратегических проблем их адаптации и развития. В условиях кардинальных преобразований отношений собственности, возникновения нового типа собственников, развития предпринимательства, проблема обоснования стратегии развития предприятия в долгосрочной перспективе приобретает особую актуальность.
Усиление неопределённости экономической среды требует качественно иного подхода к методам и формам управления предприятием, в том числе к обоснованию стратегического видения развития предприятия, формирования его конкурентных отношений, разработки конкурентной стратегии. В настоящее время в экономике возрастают факторы неопределённости, не связанные непосредственно с рынком.
За последние годы серьезной трансформации подверглось практически все: жизненный уклад, нормы взаимоотношений и поведение предприятий, привычка работать. В новых условиях хозяйствования именно рынок определяет потребность в продукции и услугах, диктует требования к ее потребительским свойствам и качеству.
Рынок и план представляет собой взаимодополняющие, а не взаимоисключающие компоненты хозяйственного механизма. Современный рынок и рыночные отношения не могут находиться вне сферы какого-либо управления. Непонимание этой аксиомы обернулось для многих предприятий банкротством. Это произошло потому, что механизм управления (независимо от объекта) складывается из следующих элементов: планирование, организация выполнения плана, контроль и оперативное регулирование выполнения плана. В современных условиях организовать производство и реализацию продукции другим способом невозможно.
Планирование — это первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль за результатами и их оценка с точки зрения плановых показателей. Один из «отцов» современного менеджмента А. Файоль отмечал: «Управлять — это предвидеть», а «предвидеть — это уже почти действовать» [1].
Планирование — это не только умение предусмотреть все необходимые действия, но и способность предвидеть любые неожиданности в виде рисков, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться. Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но способна управлять им при помощи эффективного предвидения.
Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок. Стратегическое планирование дает также основу для принятия решения.
Итак, стратегическое планирование — это широкомасштабный план для достижения предприятием поставленных целей при функционировании в условиях конкурентной среды.
Теоретическим и методологическим аспектам стратегического планирования в течение последних сорока лет было посвящено немало специальных исследований и монографий за рубежом. Огромный вклад в становление и развитие этого раздела науки управления внесли Ф. Абрамс, Р. Акофф, И. Ансофф, Дж. Куинн, К. Эндрюс, Э. Чандлер, М. Портер, Г. Хамел, К. Праалад, Г. Минцберг, К. Хофер, Г. Штейнер, А. Томпсон, А. Стрикленд. Сегодня можно смело говорить, что именно с их работ началась классическая теория стратегического планирования и управления. Именно эти работы помогают выявить и сформулировать принципиальное отличие стратегического планирования бизнеса. Знаковыми в области методологии стратегического планирования были в свое время прикладные разработки таких фирм-лидеров консалтингового бизнеса, как Бостон Консалтинг Групп, Мак Кинзи, Артур Д. Литтл. Именно они способствовали тому, что практическая польза и необходимость стратегического планирования были осознаны деловыми кругами достаточно быстро. Разработка этих вопросов получила освещение в работах ученых-экономистов стран СНГ: Ю. А. Ушанова, Э. А. Уткина, А. Н. Люкшинова, Т. П. Любановой, Л. В. Мясоедовой, Ю. А. Олейниковой, Л. О. Прокопчука, А. А. Козырева, Д. М. Дашевской, В. Г. Клейниковой, И. В. Тулина, В. С. Ефремова, А. Н. Петрова, Г. Б. Клейнера и других.
В Казахстане проблемы устойчивого долгосрочного развития предприятий на основе совершенствования системы стратегического планирования нашли отражение в трудах отечественных ученых: К. Б. Бердалиева, В. Ю. Додонова, Р. Е. Елемесова, Е. Б. Жатканбаева, Ж. О. Ихданова, М. Б. Кенжегузина, К. Н. Келимбетова, К. Е. Кубаева, К. О. Окаева, Г. Н. Сансызбаевой, Ж. Сундетова, С. А. Шевелева и других.
Цель дипломной работы состоит в разработке теоретических и методических рекомендаций по формированию и реализации стратегии развития уранодобывающего предприятия Республики Казахстан на основе комплексного анализа эффективности их функционирования и определения конкурентных преимуществ.
В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:
изучить теоретико-методические аспекты формирования и развития стратегии предприятий;
проанализировать современное состояние и выявить тенденции развития урановой промышленности Республики Казахстан;
разработать предложения по формированию стратегии развития выбранного предприятия.
Предмет работы — совокупность теоретических, методологических и практических аспектов, определяющих стратегические направления экономического развития предприятия в условиях конкурентной среды.
Научная новизна работы заключается в систематизации научных трудов и применению их в рамках рассматриваемой темы для выбранного объекта исследования.
В качестве объекта исследования для дипломной работы было выбрано ТОО «Байкен-U», осуществляющее свою деятельность по разведке и добыче природного урана в Кызылординской области Республики Казахстан.
Информационную базу исследования составили учётная и отчётная документация предприятия, в том числе отчеты о доходах и расходах предприятия, а также интернет-ресурсы и данные национальной статистики.
При создании работы использовались результаты анализа, методы группировок, экспертных оценок, сравнительного анализа.
Дипломная работа состоит из введения, трёх разделов, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.