Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Школа научного управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Повышенное внимание Тейлор уделял организации учета и отчетности на предприятии. Проведение этой работы поручалась специальному исполнителю в составе распределительного бюро, который вел повседневный учет на принципах дифференциации: по отдельным рабочим, по всем частям предприятия, по административному персоналу. Результаты отчета представлялись в графической форме. С их помощью осуществлялся… Читать ещё >

Школа научного управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возникновение современной науки управления относится к началу ХХ в. и связано с именами Ф. У. Тейлор, Фрэнка и Лилиан Гилбрет и Генри Гантта. Ключевой особенностью этой школы является положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент.

Фредерик Уинслоу Тейлор является основоположником научного управления производством. Он впервые применил данный подход для отдельного предприятия. Созданную им систему Тейлор называл по-разному: «сдельная система», «система управления рабочими на основе задач». Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдесом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к сформулированной им концепции.

Основные теоретические положения концепции Тейлора изложены в его работе «Принципы научного управления» (1911). Труды ученого являются обобщением собственного практического опыта. В 1885 г. он стал членом Американского общества инженеров-механиков, которое сыграло большую роль в организации движения за научные методы управления производством в США.

Главное внимание Тейлор уделял повышению производительности труда. Практическую основу предложенной им концепции составляет необходимость установления рабочему научно обоснованного дневного задания и методов его выполнения. Он считал, что управляющие недостаточно точно оценивают потенциальные возможности рабочего и поэтому устраивают нормы выработки приблизительно. Управляющие не заинтересованы в росте выработки рабочих, перевыполнении норм, поэтому они урезают расценки. Тейлор предполагал, что именно в этом кроются основные причины нежелания рабочих повышать производительность труда.

Опыты Тейлора начались в 1888 г. с анализа работы двух грузчиков сыпучих материалов, которым была обещана более высокая оплата труда. В процессе эксперимента изучались движения рук, ног, всего тела; менялись нагрузка на лопату, форма лопаты и т. д. Из этих опытов возникла «наука работы лопатой», рассчитанная на физически сильного «первоклассного работника». Каждую работу Тейлор разбивал на составляющие элементы, элементы — на приемы и движения с целью сокращения времени на их выполнение, а также на устранение излишних приемов и движений. В процессе экспериментов исследователь производил замеры времени выполнения отдельных элементов и операций. Он изучал различные варианты их выполнения и выбирал из них наилучший. Величина нормы, или, как называл ее Тейлор, урока, определялась для лучших рабочих, работающих с наибольшей производительностью труда. Кто не мог или не хотел напряженно работать, подлежали увольнению. Таким образом, Тейлор ориентировался на индивидуальные качества рабочих. Он считал, что надзор за рабочими должен осуществляться на каждой фазе производства.

Большое внимание в системе Тейлора уделялось нормальному обслуживанию рабочих мест (инструментом, приспособлениями, тарой и пр.). На мастеров возлагалась обязанность своевременно обеспечивать рабочие места всем необходимым для эффективного труда, обучать и инструктировать рабочих, выдавать задания за день вперед и т. д.

Тейлор вывел четыре принципа научной организации управления и утверждал, что их соблюдение приведет к повышению благосостояния, как управляющих, так и рабочих. Рабочие могли бы рассчитывать на повышение заработной платы, а управленческий персонал — на увеличение прибыли:

  • 1. Разрабатывать научный подход к каждому элементу работы, выполняемым отдельным лицом, заменив устаревший эмпирический метод.
  • 2. На научной основе отобрать самого подходящего работника, подготовить, обучить его и развить полученные им навыки.
  • 3. Тесно сотрудничать с рабочими, чтобы обеспечить выполнение всех работ в точном соответствии с выработанными научными принципами.
  • 4. Распределять задачи и ответственность между руководством и рабочими почти поровну. Управленческий персонал должен выполнять все виды работ, для выполнения которых он подходит больше, чем рабочие.

Требования рационализации распространялось также на планировку предприятия и цехов. Была выстроена схема рационального размещения оборудования и рабочих мест, выбраны рациональные пути перемещения материалов и полуфабрикатов внутри предприятия и цехов, что позволило осуществлять работу с наименьшими затратами времени и средств.

Центральные позиции в системе Тейлора занимали плановое и распределительное бюро предприятия. На них были возложены функции осуществления взаимодействия элементов производства. Бюро устанавливали методы изготовления продукции, состав оборудования, инструменты, приспособления, методы контроля. Ими же разрабатывались должностные инструкции для каждого исполнителя, начиная от рабочего и заканчивая административным персоналом.

Повышенное внимание Тейлор уделял организации учета и отчетности на предприятии. Проведение этой работы поручалась специальному исполнителю в составе распределительного бюро, который вел повседневный учет на принципах дифференциации: по отдельным рабочим, по всем частям предприятия, по административному персоналу. Результаты отчета представлялись в графической форме. С их помощью осуществлялся контроль над производством по основным показателям, и формировалась совокупность мер, которые было необходимо предпринять при нарушении установленных заданий.

Идеи Тейлора не раз подвергались критике. Однако он имел и немало последователей, продолживших его изыскания и дополнивших концепцию научного менеджмента новыми методиками. Наиболее яркими из них были супруги Фрэнк (1868−1924) и Лилиан (1878−1972) Гилбреты, а также Г. Гантт (1861−1919). Гилбреты занимались изучением структуры трудовых действий и приемов посредством подразделения их на мельчайшие движения, имеющие логически завершенный вид. Продолжительность каждого такого движения ими замерялась специальным прибором, сочетавшим в себе кинокамеру и хронометр. Последний был изобретен Фрэнком специально для решения подобных задач и мог фиксировать интервалы времени продолжительностью до 1/2000 секунды. С помощью стоп-кадров Гилбретам удалось выявить и описать 17 движений кисти руки. Применяя свой метод, они спроектировали много рациональных трудовых приемов и действий для разных видов работ. Так, в трудовом приеме по укладке одного кирпича (Фрэнк в молодости был каменщиком) они сократили число движений с 18 до 4, увеличив тем самым производительность труда каменщика на 50%.

Методология изучения трудовых процедур, предложенная Гилбретами, сопровождающаяся соответствующей рационализацией выполнения этих процедур, применяется до сих пор. Мельчайшие трудовые движения, на которые они обратили внимание, получили название микроэлементов (Гилбреты называли их терблигами, что соответствует их фамилии, если прочесть ее в обратном направлении). Впоследствии были созданы мощные системы микроэлементного нормирования труда рабочих. В США такая система называется МТМ, в Австралии — МОДАПТС (базовым в ней считается простейшее движение пальца — сгибание, продолжительность свершения которого выражается условной единицей времени, называемой модой). Во второй половине 80-х гг. ХХ в. в Советском Союзе появилась отечественная система микроэлементного проектирования трудовых процессов и нормирования труда, получившая название БСМ (базовая система микроэлементов). Основной единицей времени в ней принята 1/10 000 минуты. БСМ может применяться и в настоящее время для организации и нормирования труда рабочих на повторяющихся операциях.

Гантт в свою очередь предложил простой в применении метод планирования комплекса взаимосвязанных работ, которые должен выполнять не один работник, а целый коллектив — бригада, участок, цех. Он исходил из того, что все работы между собой связаны, и одну какую-либо работу (ее называют последующей) можно начинать только после завершения одной или нескольких других (называемых предшествующими). Формальное представление упорядоченного во времени комплекса работ получило название карты Гантта. В России ее называют линейным графиком.

Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон (1853−1931). Он исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от типа последнего. Основное внимание Эмерсон уделял теоретическим вопросам исследования проблемы организации труда. С этой целью он расчленил процесс организации труда на составные части и тщательно изучал каждую из них. Проведенный анализ позволил ему сформулировать двенадцать принципов производительности труда в любой сфере деятельности:

  • 1. Точно поставленные цели;
  • 2. Здравый смысл;
  • 3. Компетентная консультация;
  • 4. Дисциплина;
  • 5. Справедливое отношение к персоналу;
  • 6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;
  • 7. Диспетчирование;
  • 8. Нормы и расписания;
  • 9. Нормализация условий;
  • 10. Нормирование операций;
  • 11. Письменные стандартные инструкции;
  • 12. Вознаграждение за производительность.

Генри Форд (1863−1947) продолжил развитие идей Тейлора в области организации производства. В основу организованного им автомобильного производства Форд положил следующие принципы: не следует бояться возможных неудач, т. к. «неудачи дают только повод начать снова и более умно»; не следует бояться конкуренции и вместе с тем не следует стремиться к нанесению вреда делу и жизни другого человека, являющегося вашим конкурентом; не следует ставить получение прибыли выше работы на пользу потребителей; производитель — не значит дешево покупать и дорого продавать. Следуя этим принципам, Форд сумел резко увеличить годовой объем производства автомобилей с 18 644 в 1909 г. до 1 250 000 в 1920 г. При этом цена автомобиля неуклонно снижалась, и за десять лет она упала с 950 до 355 долларов.

В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, то есть сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора, что позволило создать поточное производство, которое позволяет повышать производительность труда рабочих, по существу, без вмешательства мастера, которому не требуется подгонять рабочих, ибо на поточной линии рабочий вынужден приспосабливаться к скорости движения конвейера и других механизмов.

Согласно концепции Форда предприятие должно развиваться как комплексное, обеспечивая себя всем необходимым для осуществления производства продукции. Так, например, производство автомобилей невозможно без проката черных металлов. В связи с этим Форд налаживает свое металлургическое производство, приобретает угольные шахты, железные рудники, железнодорожный транспорт и т. п. Значительное внимание в системе Форда уделялось вопросам стандартизации как основного, так и вспомогательного производства, что позволило резко сократить затраты средств и времени.

Такие исследователи, как Г. Форд и Г. Эмерсон, непосредственно с Тейлором не работали, но они опирались в своих исследованиях на идеи и основные положения его работ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой