Организация сверхфразового единства
Правила анафоры (повторяемости элементов) в принципе никем не устанавливались, но при построении текста в этом отношении действуют достаточно четкие закономерности, выявление которых помогает вскрыть механизм текстообразования и сделать этот процесс управляемым, объективным. сверхфразовый единство синтаксический предложение Выявление возможности или невозможности замены имен местоименными… Читать ещё >
Организация сверхфразового единства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сверхфразовые единства (или сложные синтаксические целые) строятся на базе высказывания. Высказывание — это реализованное предложение (лексически наполненная, выражающая конкретную целеустановку единица речи). Любое высказывание — это предложение, но не любое предложение есть высказывание. Или: одно предложение может заключать в себе несколько высказываний-сообщений. В тексте мы имеем дело не с предложениями (в терминологическом смысле), а с высказываниями, т. е. не с языковыми единицами, а единицами речевыми, которые конкретизируют свой смысл в тексте.
Сверхфразовое единство — это вторая семантико-синтаксическая единица текста, представляющая собой объединенность двух и более высказываний — объединенность тематическую и структурную.
Сверхфразовое единство организуется через тема-рематическую последовательность. В тема-рематической последовательности осуществляется пошаговая тематизация ремы.
Тема (исходный пункт высказывания) — это та часть высказывания, которая самая известная слушателю/читателю/ и т. п., одним словом, получателю этого высказывания.
Рема (ядро) — это та часть высказывания, которая новая и неизвестная получателю. Ядром она называется потому, что именно ради этой части высказывания само это высказывание и порождается.
Единство темы можно рассматривать в объеме микротемы и темы всего речевого произведения. Мельчайшая частная тема — это тема, заключенная в сверхфразовом единстве. Границей сверхфразовых единств является переход от одной темы (микротемы) к другой.
Сверхфразовое единство всегда монотематично, при объединении их друг с другом наблюдается переход от выражения микротем к макротеме.
Рассмотрим пример:
Обычно планер самолёта включает фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, шасси и гондолы, куда помещают двигательные установки или другие агрегаты. Этот набор элементов характерен для классической к онструктивной схемы. В других конструктивных схемах некоторые элементы могут отсутствовать.Журнал «Крылья Родины», 10-ый выпуск 1973 г.
The pilot lands on a runway. The runaway is brightly shined with lamps. Lamps help the pilot to see the road.Журнал «Flight International» Dec.2011;Jan.2012.
Нетрудно заметить, что если обозначить компоненты высказывания в терминах актуального членения предложения (t — тема, R — рема), то структура данного сверхфразового единства и одновременно его коммуникативная перспектива будет выглядеть так:
t1 — R1.
t2 — R2.
t3 — R3.
t4 — R4.
Как видим, новую информацию несут рематические компоненты высказывания, именно они продвигают информацию вперед; тематические же компоненты фиксируют исходные пункты высказываний, они скрепляют отдельные высказывания, связывая их в единое целое и обеспечивая преемственность — информативную, коммуникативную, структурную.
Повторная информация дается именно в тематическом компоненте высказывания, в котором согласно основной закономерности построения текста повторяется, полностью или частично, рема предшествующего высказывания: R1 дает t2; R2 дает t3 и т. д. Так образуется тема-рематическая последовательность в пределах кусочка текста, который синтаксически организуется как сложное синтаксическое целое. Именно тема-рематическая последовательность проявляет коммуникативную связанность текста, так как через нее происходит накопление информации, ее продвижение; но одновременно тема-рематическая последовательность выявляет и структурную связанность: тематическая преемственность каждого из высказываний требует «облачения в словесные одежды» и одновременно выбора определенных синтаксических средств связи. Так содержание ищет форму, форма становится содержательной.
Такая закономерность построения текстового сообщения важна чисто практически: выбор «словесной одежды» для обозначения повторной информации в каждом последующем тематическом компоненте высказывания получает объективное обоснование и превращается из интуитивного процесса в процесс осознанно контролируемый и управляемый.
Например, при литературной правке текста при невозможности подыскать синонимическую замену для обозначения упомянутого в тексте понятия необходимо поместить повторяемое словосочетание в начале высказывания, чтобы не разрушить коммуникативную и смысловую целостность компонентов сверхфразового единства, хотя стилистически это может показаться неудобным (интуитивно редактор стремится поставить повторяющиеся слова как можно дальше друг от друга). Вот пример неудачного варианта при перестановке повторяющегося слова:
Советские планеристы отмечают свой славный полувековой юбилей. 35-ый чемпионат по планерному спорту был посвящен этой знаменательной дате. Журнал «Крылья Родины», 10-ый выпуск 1973 г.
Тема-рематическая последовательность при таком построении второго высказывания оказалась разрушенной. Связь отдельных высказываний обнаруживается через сигналы связи — показатели связности. В частности, имена, местоимения, местоименно-наречные слова, союзы и т. д. Они выступают индикаторами связи отдельных высказываний и компонентов текста. Однако структурная связь может быть выражена и посредством синтаксического параллелизма — цепочек высказываний, повторяющих одну и ту же модель. В последнем случае особенно важна и значима роль порядка слов при конструировании текста. Связь может не быть выражена словесно и существовать только на уровне логических отношений. Например:
Он пролетел чуть больше мили — топлива едва хватило. — Причинно-следственная связь.
Тема-рематические последовательности поддаются моделированию. Модели цепочек могут быть различными. Вот пример:
Планерный спорт быстро набирал силы. Он пользовался большой популярностью у молодежи.
t1 — R1.
t2 — R2.
В данном случае обнаруживается цепная связь (последовательность неоднородного состава).
Иное оформление получает тема-рематическая последовательность в следующем примере:
Ранним утром мы приехали на аэродром. Невидимое еще солнце едва высветило край горизонта. У машины с открытыми крышками люков и потому похожей на нахохлившуюся, озябшую птицу, хлопочут механики. Приготовления закончены. Кинотеодолитная служба приведена в готовность. Разрешение на вылет получено.
t1 — R1.
t2 — R2.
t3 — R3.
t4 — R4.
Так оформляется тема-рематическая последовательность при помощи параллельной связи (последовательность однородного состава).
Кроме того, в данном случае последовательность объединяется еще общей гипертемой — t1 — R1.
Тема-рематическая цепочка может быть образована и иным способом, в частности с использованием сквозной темы:
Газета «Советский патриот» рассчитана на массового читателя. Она широко освещает многогранную деятельность организаций оборонного Общества. В ней печатаются материалы о героических традициях советского народа и его Вооруженных сил, о подготовке молодежи к службе в армии и на флоте, о различных военно-технических видах спорта, в том числе и об авиационных. В газете публикуются материалы на международные темы.
t1 — R1.
t2 — R2 t3 — R3 t4 — R4 t5 — R5 t6 — R6.
Естественно, что разные виды связи могут сочетаться, оформляя тема-рематические последовательности смешанного типа.
Механизм перехода ремы одного высказывания в тему другого срабатывает отнюдь не автоматически, т. е. такой переход не всегда есть показатель связаности текста и идеальности его структуры.
Польская исследовательница Майенова, в частности, привела пример следующий, когда тема-рематическая цепочка не стала гарантией правильности построения текста: «Кинотеатр находился на Пулавской улице. Пулавская улица — это одна из улиц Варшавы. Улицы в Варшаве имеют определенную форму. Такую форму можно описать при помощи следующих уравнений…». Значит, структурная связность должна лишь проявлять смысловую и коммуникативную связь; ставшая самоцелью, она лишается содержательного смысла.
Правила анафоры (повторяемости элементов) в принципе никем не устанавливались, но при построении текста в этом отношении действуют достаточно четкие закономерности, выявление которых помогает вскрыть механизм текстообразования и сделать этот процесс управляемым, объективным. сверхфразовый единство синтаксический предложение Выявление возможности или невозможности замены имен местоименными словами, правила пользования указательными словами, необходимость повторяемости терминов и т. д. — все это определяет поиск операций, усиливающих структурную связность компонентов текста.
Текстообразующую роль выполняют не только анафорически употребляемые местоименно-наречные слова, различные виды повторной номинации, но и порядок слов, особенно в тех случаях, когда лексико-грамматические средства связи отсутствуют.
Законы порядка слов связаны именно с тема-рематическим строением высказывания, в частности при текстообразовании большую роль выполняют рематические компоненты вследствие того, что позиция ремы оказывается маркированной — это конечная позиция высказывания. На этом основывается движение коммуникативной прогрессии — нарастание информационной значимости сообщений в составе компонентов текста.
Порядком слов в предложении считается расположение в нем его членов. Существует мнение, что порядок слов в русском языке свободный, т. е. что за членами предложения не закреплено определенное место. Действительно, сказуемое может стоять то после подлежащего, то перед ним; некоторые виды обстоятельств и дополнения могут занимать разные места в предложении, способны отрываться от тех слов, с которыми связаны грамматически и по смыслу; даже определения, наиболее тесно связанные с определяемыми словами, могут располагаться и перед ними и после них.
В структуре сверхфразового единства, или сложного синтаксического целого, большую конструктивную роль играет и первая фраза-зачин, определяющая тематическую и строевую перспективу всего сверхфразового единства. Фраза-зачин автосемантична, т. е. самодостаточна в смысловом отношении, даже будучи вырванной из контекста целого. Например:
На 35-ый чемпионат, посвященный 50-летию советского планеризма, лучшие спортсмены-парители по традиции собрались в Орле.
На аэродром Центрального спортивного планерного клуба ДОСААФ кроме хозяев прибыли команды союзных республик, городов Москвы и Ленинграда, Министерства авиационной промышленности.
К своим юбилейным соревнованиям спортсмены готовились особенно тщательно. Накануне прошли республиканские состязания. (…)
Фраза-зачин — «На 35-ый чемпионат, посвященный 50-летию советского планеризма, лучшие спортсмены-парители по традиции собрались в Орле».
Все содержание последующих высказываний подчинено этой исходной теме: дается ее подробное обоснование.
Фраза-зачин может иметь и такую специфику: в нем есть слово (или слова), вмещающие все содержание последовательно перечисляемых компонентов сложного синтаксического целого. Такое единство строится по схеме предложения с однородными членами, при которых имеется обобщение. Например:
Он сделал все необходимое для сборки фюзеляжа: на мотораме точечной склейкой закрепил две боковины и два необлегченных гаргрота. Склеенный фюзеляж по всему контуру обработал грубой шкуркой.
Таким образом, построенное сверхфразовое единство легко объединяется в одно предложение.
Фразы-зачины (первые высказывания межфразовых единств) выполняют важную роль и в структурном и в смысловом отношении: они представляют собой тематические вехи текста. Каждая фраза-зачин — новая микротема. Кстати, если в порядке эксперимента стянуть первые фразы-зачины в единый текст, опустив все другие компоненты сверхфразовых единств, то получится сжатый рассказ без детализации, пояснений и разъяснений.
Нарастание информации от темы к реме, от одного высказывания к другому в составе сверхфразового единства не всегда происходит с той последовательностью, которая была отмечена в приведенных примерах. В реальных текстах довольно часто можно обнаружить разрывы в тема-рематических последовательностях, скачки, которые позволяют сжимать подачу информации, экономить текстовое пространство. Это происходит в тех случаях, когда новая информация (обычно заключающаяся в реме) попадает сразу в тему последующего высказывания, т. е. какая-то из микротем в последовательности оказывается не представленной, образуя пропущенное смысловое и структурное звено.
Кстати, на восприятии текста такие «пропуски» не сказываются, контекст восполняет эти пробелы. Более того, часто полная тематическая представленность в последовательности может выглядеть искусственно, как нечто излишне растолковывающее очевидное. Скачки в последовательности используются авторами, стилистика которых чужда многословию.
Вот несколько примеров скачков в последовтельности:
Летняя комната дежурного домика. На столе у окна шахматы, газеты, журналы. В стороне-койки. Одеяла в ногах прикрыты клеенкой. Отдыхая, летчики не снимают обуви.
Условно можно восполнить пропуски: Летняя комната дежурного домика. [Там, в комнате…] на столе у окна шахматы (…) Одеяла в ногах прикрыты клеенкой. [Потому что…] отдыхая, летчики не снимают обуви.