Теоретические и методологические основы изучения структур управления предприятием и факторов, влияющих на их выбор
Группа естественно-географических факторов связана со специфическими условиями, характерными для страны, в которой расположен субъект хозяйствования. К факторам этой группы относятся: обеспеченность страны факторами производства и их стоимость (основой конкурентного преимущества в затратах может быть сравнительно небольшая стоимость рабочей силы); природно-климатические условия (влияют на режим… Читать ещё >
Теоретические и методологические основы изучения структур управления предприятием и факторов, влияющих на их выбор (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Факторы влияния на систему управления
Важнейшее значение при формировании и функционировании организационно-экономического механизма играют условия и факторы, оказывающие непосредственное влияние на эффективность деятельности предприятия. Поскольку рассматриваемые факторы выступают в качестве базиса в деле формирования механизма управления эффективностью, их выделение, измерение и учет позволяют повысить качество управления эффективностью.
Условно факторы можно поделить на две группы, которые находятся в постоянном взаимодействии и взаимосвязи. К первой относят факторы внешней среды. Ко второй группе принадлежат факторы внутренней среды.
Внешние факторы характеризуются тем, что, оказывая косвенное влияние на предприятие, находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны руководства. Внешние факторы неоднородные по источникам происхождения и имеют разный уровень влияния на конкурентные преимущества предприятия. Усиление и развитие существующих конкурентных преимуществ происходит в процессе адаптации предприятия к новому состоянию окружающей среды.
Процесс адаптации заключается в регулировании внутренней среды предприятия с целью усиления положительного влияния и элиминирования отрицательных последствий изменения факторов внешней среды Иванов Ю. Б. Конкурентоспособность предприятия в условиях формирования рыночной экономики: Монография. — Харьков: РИО ХГЭУ, 2007, С. 81.
Внутренние факторы осуществляют непосредственное влияние на деятельность предприятия, выбор направлений дальнейшего развития, формируют его долгосрочную прибыльность; руководство предприятия может такие факторы контролировать. С точки зрения управления, важной особенностью факторов непосредственного влияния является возможность их фиксации, учета и контроля в процессе формирования конкурентных преимуществ предприятия, влияние косвенных факторов прямому контролю не поддается Баринов В. А. Организационное проектирование: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2010, С. 54.
Факторы внешней среды:
- 1. Динамика и тип рынка. В первую очередь это показатель динамики емкости рынка, чем в большей мере растет рынок, тем больше предпосылок имеется для роста эффективности деятельности организации. При этом рассматривая динамику рынка, следует учитывать динамику свободной емкости рынка, иначе на рынке может сложиться ситуация, при которой рост рынка не вызовет увеличения эффективности деятельности через увеличение объемов продаж. Так же необходимо учитывать тип рынка — направление работы предприятия с точки зрения ориентации продукции — на конечного потребителя. Поэтому основополагающей задачей управления является постоянный мониторинг рынка, совершенствование ассортиментной политики и изменение производственной программы.
- 2. Конкуренция. Данный фактор необходимо рассматривать с точки зрения созидания и разрушения. В основном, устоявшийся рынок имеет фиксированный набор конкурентов, при этом происходит разделение рынка и каждый действует в рамках занимаемого сегмента, эта ситуация приводит к синергетическому эффекту (разделение затрат между конкурентами на формирование потребительского мнения, лоббирование собственных интересов в органах власти, создание ассоциаций и защита интересов в глобальном экономическом пространстве и т. п.). Что в свою очередь оказывает положительное воздействие на эффективность деятельности предприятия. Однако на рынке чаще встречается разрушительная конкуренция — агрессивное поведение конкурентов (ведение ценовых войн, использование административных ресурсов, рейдерство и т. п.). Поэтому, рассматривая фактор конкуренции, необходимо выделить две задачи: выстраивание барьеров для входа на рынок новых конкурентов и применение эффективных инструментов ведения конкурентной борьбы с традиционными конкурентами.
- 3. Потребительское восприятие продукции. Данный фактор показывает силу бренда продукции (услуг) предприятия у потребителей. Возникает необходимость формирования эффективных инструментов брендинга.
- 4. Доступ к факторам производства (земля, труд, капитал).
- 5. Скорость инноваций. Необходимо постоянно вести мониторинг частоты инновационного обновления товарных групп на рынке и в соответствии с этим принимать управленческие решения в сфере инноваций, направленные на повышение эффективности деятельности предприятия. В задачу предприятия входит соотнесения частоты появления инновационных товаров на рынке и инновационный потенциал. Большой инновационный потенциал предприятия при высокой скорости инноваций на рынке дает возможность существенного увеличения производственной эффективности. С другой стороны низкая инновационная потребность рынка не требует от предприятия инновационных затрат.
- 6. Покупательская способность. Предприятие должно быстро реагировать на изменение этого фактора. В условиях сокращения покупательской способности необходимо концентрировать внимание на сокращение и оптимизацию затрат, при росте данного фактора — акцент делается на обеспечение роста продаж и увеличении доли рынка.
- 7. Тип потребления. Изучение и учет данного фактора даст возможность предприятию оптимизировать взаимоотношения с потребителем, что положительно скажется на увеличении объемов продаж, повышении эффективности деятельности предприятия.
Факторы внутренней среды:
- 1. Потенциал оптимизации соотношения «цена/ценность». Данный фактор описывает влияние маркетингового потенциала предприятия на эффективность производственной деятельности. Эффективность производства способствует уменьшению затрат, а, следовательно — лидерство на рыке по цене и хорошо воспринимаемый рынком товар, что позволяет формировать большую норму прибыли и финансировать процессы, направленные на повышение эффективности производства.
- 2. Степень инновационного восприятия. Высокая степень инновационного восприятия дает возможность предприятию повышать эффективность производства за счет ресурсосберегающих технологий и рациональной организации процессов производства продукции (организационные инновации).
- 3. Финансовое состояние предприятия. Показывает степень инвестиционной привлекательности бизнеса. Хорошее финансовое состояние предприятия увеличивает вероятность привлечения дополнительного капитала, для развития предприятия.
- 4. Технологическое развитие. Уровень технологического развития способствует рациональному построению производственных бизнес-процессов, что в свою очередь непосредственно влияет на эффективность деятельности предприятия.
- 5. Организация бизнеса. Качество организации бизнес-процессов в компании (производственных, сбытовых, логистических, управленческих, коммуникационных), определяют эффективность его деятельности.
- 6. Качество финансового менеджмента. Эффективное управление финансами позволяет наиболее качественно организовать производственный цикл, сократить затраты.
- 7. Кадровый потенциал. Человеческий потенциал сотрудников предприятия, уровень задач, которые могут быть решены персоналом предприятия, определяет его конкурентоспособность на рынке, стабильность, способность развиваться.
- 8. Накопленный опыт и история бизнеса. Опыт и история помогают сформировать положительный имидж, а так же предоставляют эмпирическую базу для решения проблем повышения эффективности на предприятии. Виханский О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — М.: «Фирма Гардарика», 2006. С. 46
Динамичность среды, конкуренция, развитие новых форм хозяйствования и множество других факторов обуславливают потребность предприятий в поисках новых идей и способов управления одним из главных ресурсов — человеком.
Схематично факторы, которые влияют на сохранение существующих и формирование новых конкурентных преимуществ системы управления персоналом, можно представить следующим образом (см. приложение 1).
Согласно приложению 1, факторы, которые влияют на формирование, развитие и использования конкурентных преимуществ системы управления персоналом предприятия, распределены по двум классификационным признакам:
- 1. По отношению фактора к определенной среде;
- 2. По степени влияния фактора на конкурентные преимущества системы управления персоналом.
Так, по отношению фактора к определенной среде также выделяются: внутренние и внешние факторы.
По степени влияния фактора на конкурентные преимущества системы управления персоналом в приложении 1 выделены: факторы, которые имеют сильное влияние на конкурентные преимущества; факторы, которые имеют среднее влияние на конкурентные преимущества; факторы, которые имеют слабое влияние на конкурентные преимущества.
Наиболее влиятельными являются факторы внутренней среды:
- — Организационные факторы проявляются в использовании организационных рычагов влияния, направленных на процессы управления персоналом, от которых зависит эффективность выполнения трудовых функций и обязанностей за счет их рационального распределения, формирования цели и задач, лежащих в основе кадровых документов и направляющих кадровую стратегию предприятия на формирование конкурентных преимуществ;
- — Целесообразность учета совокупности информационных факторов определяется тем, что комплексность информационной базы важна для принятия оперативных и стратегических решений, а также контроля над их выполнением, поэтому необходимо использовать современные методы сбора, обработки, хранение, анализа и представление информации для подготовки управленческих решений;
- — Влияние такой группы внутренних факторов как финансово-экономические обусловливается наличием и объемом финансовых ресурсов направленных на решение кадровых вопросов, четкостью организации процесса оплаты труда, обоснованностью выбора той или другой формы и системы оплаты труда, а также формирование рационального мотивационного механизма;
- — Социально-психологические факторы проявляются через создание творческой атмосферы, участия рабочих в управлении, социальную и моральную мотивацию, удовлетворение культурных и духовных нужд, формирование коллективов и групп, создание нормального психологического климата, установление социальных норм поведения, развитие у работников инициативы и ответственности, установление моральных санкций и поощрений.
К факторам прямого влияния следует отнести:
- 1. Конкурентов, влияние которых проявляется в том, что предприятие все время должно повышать свои конкурентные позиции на рынке труда, для привлечения высококвалифицированного персонала. Анализ этих факторов осуществляется с помощью SWOT-анализа путем выявления угроз и возможностей, а также сильных и слабых сторон как конкурентов так и анализируемого предприятия.
- 2. Конъюнктуру рынка, которая охватывает уровень культуры населения (т. е. тех сегментов рынка, которые сотрудничают с анализируемым предприятием и в которых находятся потенциальные человеческие ресурсы для предприятия), заработную плату, спрос и предложение, охват новых сегментов рынка, которые направленно будут влиять на уровень производства, а, соответственно, на требования к работникам, их количественный состав, условия и методы обучения.
- 3. Государственные, региональные, местные и отраслевые организации, которые регламентируют взаимоотношения в социально-трудовой сфере. Это определяется направлениями взаимодействия организаций работодателей, наемных работников и органов государственного управления.
- 4. Институты занятости. Формирование стабильной институциональной структуры занятости представляет собой закрепление приобретенных формальных принципов, правил и норм регулирования рынка труда в сложившихся формах институтов и организаций.
К внешним факторам, которые оказывают опосредствованное влияние на конкурентные преимущества системы управления персоналом (КПСУП) предприятия, отнесены:
- 1. Политические факторы — в целом влияют как на общеэкономическую ситуацию в стране, так и на развитие конкурентных преимуществ субъектов хозяйствования. Политические факторы должны быть учтены для принятия любых решений, которые касаются ее хозяйственной деятельности, в том числе и социально-трудовой сфере для избегания риска Райченко А. В. Административный менеджмент: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2011, С. 176.
- 2. Влияние правовых факторов заключается в том, что экономические отношения между субъектами и объектами управления регламентируются множеством законов, правовых положений и нормативных актов. Неопределенность и противоречивость сегодняшнего правового поля объясняется противоречиями между разными органами государственной власти, политическими силами, несогласованием соответствующих законодательных актов Там же.
- 3. К технологическим факторам принадлежат применение новейших технологий, вычислительной техники, персональных компьютеров, новых средств для сбора, обработки и передачи информации, уровень автоматизации и механизации производства, и т. п. Высокие технологии характеризуются наибольшей отдачей на вложенные средства. Но они быстро морально устаревают и предъявляют повышенные требования к подготовке работников Там же.
- 4. К экономическим факторам относятся: система подготовки и переподготовки кадров в стране, которая позволяет поднимать квалификационный уровень сотрудников предприятий; качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии, обеспечивающееся созданием единых национальных информационных центров и баз данных; научный уровень управления экономикой страны Томпсон-мл. А., Стрикленд А., Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2006. С. 98.
- 5. Группа естественно-географических факторов связана со специфическими условиями, характерными для страны, в которой расположен субъект хозяйствования. К факторам этой группы относятся: обеспеченность страны факторами производства и их стоимость (основой конкурентного преимущества в затратах может быть сравнительно небольшая стоимость рабочей силы); природно-климатические условия (влияют на режим работы, специфику профессиональной направленности).
- 6. Социокультурные факторы характеризуют влияние на конкурентные преимущества демографических процессов в стране, социальной политики правительства, механизмов государственного регулирования занятости, традиций и обычаев, присущих населению соответствующей страны.
Социально-культурные факторы включают: развитие социальной инфраструктуры, уровень образования, здоровье, демографическую ситуацию, морально-ценностные установки, мобильность населения, потребности работников.
Однако все представленные факторы имеют разную силу влияния на конкретные подсистемы управления персоналом. Выявление характера этого влияния и наиболее весомых факторов позволит рационально руководить ими и адаптируясь к ним формировать новые, а также поддерживать существующие конкурентные преимущества системы управления персоналом.