Когнитивная школа — — стратегия как ментальный процесс
Согласно школе обучения, стратегии возникают тогда, когда люди, действуя иногда индивидуально, но чаще коллективно, приходят к изучению складывающейся ситуации и способностей организации справиться с нею и в конечном счете к действенной схеме поведения. Понимание стратегического планирования как непрерывного обучения наиболее распространено в Японии и в странах Скандинавии. Понимание стратегии… Читать ещё >
Когнитивная школа — — стратегия как ментальный процесс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Особую популярность когнитивная школа приобрела в 1980;е гг., хотя основополагающие труды были созданы еще в 1950;е гг. Под влиянием работ Г. Саймона появились многочисленные исследования о доминирующих в человеческом мышлении тенденциях, представляющие важность для понимания стратегического процесса (почему, например, человек выхватывает и усваивает только те факты, которые подтверждают его систему верований).
Несмотря на разнообразие взглядов представителей когнитивной школы, все ее сторонники сходятся в одном: необходимой предпосылкой стратегического познания является существование ментальных структур (фреймов), с помощью которых организуется знание. Каждое событие вызывает в сознании определенную Схему знаний, а С каждой схемой у лиц, принимающих решения, связаны определенные ожидания. Формирование стратегии — это протекающий в сознании стратега процесс познания. Следовательно, стратегии зарождаются как перспективы (в форме фреймов, концепций, схем), предписывающие способы получения информации из окружающей среды, а создание стратегии есть достижение понимания.
Понимание стратегии как ментального процесса более всего характерно для сторонников информационных систем.
Школа обучения — стратегия как развивающийся процесс
Оформление школы обучения началось со статьи Ч. Линдблома, который поставил проблему хаотичности формирования политических курсов, обусловленную сложностью и непредсказуемостью окружающего мира. Следом за статьей Ч. Линдблома появилось множество публикаций на ту же тему, причем увеличение популярности данной проблемы началось после выхода работы Дж. Куинна в 1980 г.
Согласно школе обучения, стратегии возникают тогда, когда люди, действуя иногда индивидуально, но чаще коллективно, приходят к изучению складывающейся ситуации и способностей организации справиться с нею и в конечном счете к действенной схеме поведения.
Сложный и непредсказуемый характер внешней среды организации, часто в совокупности с необходимостью постоянно обновлять необходимые для выработки стратегии знания, препятствует осуществлению взвешенного контроля; выработка стратегии должна прежде всего обрести форму процесса обучения, по крайней мере в тот период, когда формулирование и внедрение стратегии становятся неразделимыми.
Важно обучение не только руководителя, но и всего коллектива организации — потенциальным стратегом может быть любой. Процедура обучения носит развивающий характер, через поведение, которое способствует ретроспективному мышлению, направленному на осмысление предпринимавшихся действий. Стратегические инициативы осуществляются теми, у кого есть способности и ресурсы для обучения, Удачные инициативы формируют опыт действий, которые могут перерасти в схему, т. е. развиваюищуюся стратегию. Следовательно, роль руководства заключается в том, чтобы управлять процессом стратегического обучения. Стратегии первоначально появляются как схемы действий из прошлого, некоторые из них превращаются в планы на будущее; в конечном итоге их можно воспринимать как перспективы направления общей деятельности.
Понимание стратегического планирования как непрерывного обучения наиболее распространено в Японии и в странах Скандинавии.