Система стандартов ИСО семейства 9000
Международная организация по сертификации (ISO — International organization for Standartization) является неправительственной организацией, объединяющей 110 национальных органов по стандартизации. В состав ИСО входит 91 страна мира, на долю которых приходится 95% мирового промышленного производства. Основная задача ИСО — содействовать разработке повсеместно признаваемых стандартов, правил… Читать ещё >
Система стандартов ИСО семейства 9000 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Международная организация по сертификации (ISO — International organization for Standartization) является неправительственной организацией, объединяющей 110 национальных органов по стандартизации. В состав ИСО входит 91 страна мира, на долю которых приходится 95% мирового промышленного производства.
Основная задача ИСО — содействовать разработке повсеместно признаваемых стандартов, правил и других аналогичных документов в целях облегчения международного обмена товарами и услугами.
В основу международных стандартов ИСО 9001: 2000 положены восемь принципов менеджмента качества:
- — ориентация на потребителя;
- — роль руководства;
- — вовлечение работников;
- — процессный подход;
- — системный подход к менеджменту;
- — постоянное улучшение;
- — принятие решений, основанных на фактах;
- — взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Для разработки и обеспечения функционирования системы менеджмента качества необходимы:
- — твердое желание высшего руководства, ясное понимание им целей и проявление воли;
- — мотивация и квалификация персонала;
- — квалифицированные менеджеры по качеству;
- — стремление высшего руководства к развитию бизнеса на международном уровне.
Серией стандартов ИСО 9000: 1987 и 1994 гг. было предусмотрено три стандарта, которым может соответствовать система качества:
- 1) система качества полного производственного цикла — от проектирования новых видов изделий до технического обслуживания готовой продукции.
- 2) система качества для производственного цикла, не включающего проектирование, т. е. для выпуска традиционной продукции.
- 3) система качества для организаций, осуществляющих только контроль готовой продукции (для торговых организаций и представительств).
Важно четко разделить два понятия — управление качеством и сертификацию систем качества. Управление качеством — одна из функций управления предприятием, позволяющая реально обеспечить высокий уровень продукции и услуг. Система управления качеством организована в соответствии со спецификой и задачами предприятия. Стандарты ИСО 9000 предлагают методику построения такой системы, которая может быть официально сертифицирована. Сертификация системы качества показывает другим субъектам рынка, что система качества предприятия организована в соответствии с определенными требованиями и эффективно функционирует. Сертификацию проводят специализированные сертификационные органы или регистры.
Наличие сертификата ИСО 9000 свидетельствует о принадлежности компании к цивилизованному деловому миру. Стандарты семейства ИСО 9000 задают методологию функционирования систем качества, которая должна обеспечивать высокое качество продукции и услуг, производимых предприятием.
ИСО 9000 — это схема проведения бизнес-процессов, обеспечивающая возможность наивысшего качества работы компании. Схема эта охватывает все этапы выпуска продукции и предоставления услуг: закупку сырья или комплектующих, анализ контракта, контроль качества, проектирование, создание, обработку, доставку, обучение персонала, а также обслуживание и поддержку клиентов.
В настоящее время общим термином ISO 9000 обозначают для краткости группу международных стандартов по управлению качеством и обеспечению качества, разработанных техническим комитетом ИСО / ТК 176 — независимой организацией ИСО. В эту группу входят руководящие указания по выбору и применению стандартов (ИСО 9000−1, 9000−2, 9000−4, 9004−2, 9004−3, 9004−4), стандарты на системы качества (ИСО 9001, 9002, 9004), руководящие указания по проверке систем качества (стандарты ИСО 10 011−1, 10 011−2, 10 011−4), руководящие указания по разработке руководства по качеству (ИСО 10 014), а также словарь терминов (ИСО 8402).