Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Модели и функции коммуникации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интегративную, выраженную в обеспечении связи между различными видами человеческой деятельности, организации обмена деятельностью между людьми и группами; Культурологическую, проявляющуюся в обеспечении преемственности развития материальной и духовной культуры, трансляции накопленного опыта; Информативную, или инструментальную, которая проявляется в циркуляции информации и упорядочении… Читать ещё >

Модели и функции коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В процессе социологического исследования коммуникационных процессов выработались различные модели социальной коммуникации. Широкое признание и распространение получила линейная модель коммуникации, разработанная известным американским социологом Г. Лассуэлом (1902;1978) и включающая пять элементов:

  • — кто? (передает сообщение);
  • — что? (передается);
  • — как? (осуществляется передача);
  • — и кому? (направлено сообщение);
  • — с каким эффектом?

В лассуэлловской модели, таким образом, выделяются следующие компоненты коммуникационного процесса:

  • — источник коммуникации (коммуникатор, т. е. отправитель сообщения);
  • — сообщение (содержательная сторона коммуникаций);
  • — канал (способ и средство передачи сообщения);
  • — аудитория (адресат, мишень);
  • — эффективность (уровень передачи и приема интенций).

Г. Лассуэл выделил три основные функции коммуникации как процесса по своей сути управленческого:

  • — наблюдение за окружающей средой для выявления угрозы представляемому обществу и определения возможностей оказания влияния на ценностные ориентации этого общества и (или) его составных частей;
  • — корреляция соотношения составных частей этого общества при его реализации на «поведение» окружающей среды;
  • — передача социального наследия от поколения к поколению.

Однако модель Лассуэла не отражает всей сложности и полноты коммуникативной функции в структуре управления. В ней акцент делается на активность коммуникатора, а реципиент оказывается только объектом коммуникационного воздействия.

Дело в том, что результат коммуникации — не просто изменение сознания, чувств, установок или поведения слушателя (зрителя, читателя), это еще и достижение определенной степени согласия или несогласия реципиента с тем, что, как и почему сообщается коммуникатором. Поэтому в дополнение к бихевиористической по существу модели Лассуэла в середине 50-х гг. XX в. появилась интеракционистская модель коммуникации, предложенная Т. Ньюкомбом, которая исходит из признания равноправности субъектов коммуникации — и коммуникатора, и реципиента, связанных как взаимными ожиданиями и установками, так и общим интересом к предмету общения. Сама же коммуникация выступает как реализация такого интереса с помощью передаваемых сообщений.

Эффект же коммуникационного взаимодействия проявляется в сближении или отдалении точек зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет, что фактически означает расширение либо, напротив, сужение возможностей их взаимопонимания и сотрудничества.

Такой подход выдвигает на первый план достижение согласия между партнерами по коммуникации. А коммуникация представляет собой такой обмен идеями, символами, значениями, ценностями, благодаря которому согласие поддерживается, развивается или разрушается.

Обычно выделяют следующие функции коммуникации:

  • — информативную, или инструментальную, которая проявляется в циркуляции информации и упорядочении информационных потоков;
  • — интегративную, выраженную в обеспечении связи между различными видами человеческой деятельности, организации обмена деятельностью между людьми и группами;
  • — дестабилизирующую, направленную на создание условий для социальной напряженности и конфликтности в обществе;
  • — культурологическую, проявляющуюся в обеспечении преемственности развития материальной и духовной культуры, трансляции накопленного опыта;
  • — экспрессивную — возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний;
  • — контактную — установление и поддержание коммуникативного контакта;
  • — регулятивную — социализация и воспитание, социальный контроль, внедрение социальных норм.

Многие из этих функций взаимосвязаны. Так, например, интеграция в обществе немыслима без социального наследования, которое, в свою очередь, может быть действенным лишь при условии его упорядоченности, определенной организации, что во многом обеспечивается системой социальной коммуникации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой