Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Теоретические основы конкурентоспособности предприятий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

М. Портер критикует благодетельные для больших социальных групп военные заказы, ибо, помогая продвигаться и совершенствоваться одним, они могут обречь на прозябание других. Он беспощаден к тем, кто вместо поиска средств повышения конкурентоспособности привычно обращается к государственной «кормушке» для получения субсидий, многообразного протекционизма. Также он категорически против механического… Читать ещё >

Теоретические основы конкурентоспособности предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие конкурентоспособности, конкурентные преимущества: определения и сущность

Понятие и сущность конкурентоспособности В самом общем виде конкурентоспособность в экономической науке понимается как способность конкурировать с аналогичными объектами на конкретном рынке, используя конкурентные преимущества для достижения поставленных целей.

Конкурентоспособность — сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях (таблица 1.1) [2].

Таблица 1.1 — Характеристика уровней конкурентоспособности.

Уровень конкурентоспособности.

Объект или субъект конкурентоспособности.

Некоторые факторы конкурентоспособности.

Товарный.

Товары (работы, услуги).

  • — Качество продукции, соответствие нормам и стандартам.
  • — Цена.
  • — Соответствие потребительскому спросу

Микроуровень.

Товаропроизводитель (организация, фирма).

  • — Сравнительная конкурентоспособность продукции.
  • — Эффективность производственной
  • — деятельности.
  • — Финансовые показатели деятельности.
  • — Эффективность организации

Мезоуровень.

Объединение предприятий, отрасли.

  • — Внутренняя структура отрасли.
  • — Влияние внешней среды.
  • — Конкурентоспособность отдельных элементов.
  • — Взаимодействие между элементами системы

Макроуровень.

Народное хозяйство в целом, страновая конкурентоспособность, конкурентоспособность регионов.

  • — Инвестиционный климат.
  • — Научно-технический уровень.
  • — Конкурентоспособность промышленности и отраслей народнохозяйственного комплекса в целом

Наиболее изучена конкурентоспособность товаров. При этом в большинстве работ это понятие, в первую очередь, связывается с качеством товара. Одной из первых работ в данном направлении является монография М. Г. Долинской и И. А. Соловьёва, где авторы дают следующее определение: конкурентоспособности товара: это «характеристика продукции, которая отражает её отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на её удовлетворение» [3]. В работе выделяются следующие признаки конкурентоспособности:

  • — Тождество свойств качества и конкурентоспособности товара, т. е. последняя определяется сопоставлением его параметров с показателями товаров-аналогов и требованиями потребителей.
  • — Различие свойств качества и конкурентоспособности товара, выражающееся в том, что при определении конкурентоспособности должны учитываться только те факторы, которые представляют интерес для потребителя и удовлетворяют его конкретную потребность.
  • — Развитие категории качества, позволяющее производить оценку конкурентоспособности неоднородных товаров.

И.А. Спиридонов подчёркивает, что понятие конкурентоспособности товара шире понятия качества и соответствия техническим параметрам, которые лишь являются одними из главных составляющих конкурентоспособности [4].

Ряд других авторов, наоборот, не считают качество подчинённой категорией по отношению к конкурентоспособности и рассматривают её как комплексный показатель качества любого экономического объекта в рыночной среде, характеризующий потенциал данного объекта [5]. Однако, данная точка зрения довольно спорная, так как в экономической науке качество рассматривается как набор характеристик, обуславливающих способность товара удовлетворять потребности [6].

При анализе понятия «конкурентоспособность» рассматриваются, помимо качества, такие характеристики, как цена товара или услуги и условия её реализации. Отечественными авторами широко используется подход к определению конкурентоспособности, основанный на сравнении качественных и стоимостных характеристик. Так, в работе В. Д. Андрианова под конкурентоспособностью товара понимается «комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и внешнем рынке» [7].

Таким образом, конкурентоспособность товара определяется совокупностью его характеристик, которые учитываются потребителем, и проявляется в результате сравнения с товарами-аналогами.

Конкурентоспособность на микро — (предприятия, организации) и мезоуровне (объединения предприятий, отрасли) определяется характеристиками, отличными от используемых при анализе конкурентоспособности товара.

Понятие конкурентоспособности применительно к организациям и предприятиям связываются, в первую очередь, с понятием эффективности их функционирования. Данная точка зрения разделяется как зарубежными [8], так и отечественными авторами [4].

Основная предпосылка конкурентоспособности предприятий — производство и реализация конкурентоспособных товаров, однако для реализации данной предпосылки необходима эффективная организация работы на рынке, т. е. под конкурентоспособностью понимается «текущее положение предприятия на рынке, в первую очередь, доля рынка и тенденция её изменения» [9]. Во многих работах конкурентоспособность предприятия — это «способность осуществлять прибыльную деятельность в условиях конкурентного рынка» [10].

Если обобщить существующие точки зрения по данному вопросу, то конкурентоспособностью обладают те хозяйствующие субъекты, которые эффективно функционируют и предоставляют потребителю конкурентоспособные товары и услуги.

Вопросы, касающиеся конкурентоспособности отрасли и объединений предприятий, проработаны недостаточно. Наиболее подробный анализ конкурентоспособности отрасли и факторов, её определяющих, проведён профессором Гарвардского университета М. Портером [8]. По его мнению, она определяется наличием у отрасли конкурентных преимуществ, выражающихся в возможности производить с издержками не выше мирового уровня продукцию высокого качества и поставлять её на мировой конкурентный рынок в оптимальные сроки.

На следующем макроуровне конкурентоспособность рассматривается применительно к регионам и странам. Конкурентоспособность региона зависит от того, насколько эффективно в нем используются имеющиеся ресурсы, и может быть выражена в таком понятии, как валовой региональный продукт. Так, Селезнев А. З. в это понятие вкладывает положение региона на внешнем и внутреннем рынке, обусловленное экономическими, политическими, социальными и другими факторами [11].

Наконец, можно рассматривать конкурентоспособность страны в целом, при этом единого подхода в данном направлении не выработано. С одной стороны, подчёркивается его важность, т.к. конкурентоспособность представляет собой «концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и других возможностей страны» [4], с другой стороны, выражается сомнение в связи с использованием данного термина по отношению к странам. Так, М. Портер считает, что единственно разумной концепцией на национальном уровне является изучение производительности, и подчёркивает внимание на том, что необходимо «фокусировать внимание не на экономике в целом, а на определённых отраслях и сегментах отрасли».

Исходя из представленного ниже анализа определений понятия «конкурентоспособность», были выявлены признаки, раскрывающие сущность данной категории:

  • 1. Конкурентоспособность проявляется на рынке.
  • 2. Понятие «конкурентоспособность» обладает свойством универсальности и распространяется как на объект рыночных отношений (товар, услуга), так и на субъект (организация, отрасль, страна в целом).
  • 3. Конкурентоспособность обладает многоуровневостью (микро-, мезои макроуровень, на каждом из которых используется свой набор характеристик для определения конкурентоспособности).
  • 4. Конкурентоспособность объектов и субъектов хозяйствования находится в динамичном и неустойчивом состоянии в связи с постоянно меняющейся конкурентной средой.
  • 5. Конкурентоспособность величина относительная, где базой для сравнения выступают аналогичные показатели конкурентов.
  • 6. Конкурентоспособность продукции и предприятия являются взаимосвязанными понятиями, так как предприятие является опосредованным носителем конкурентоспособности через свои товары и услуги, вместе с тем конкурентоспособность предприятия определяется характеристиками, отличными от используемых при определении конкурентоспособности продукции.

Таким образом, основной целью любой фирмы в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке (или его сегменте), рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достижения которой выступает обеспечение высокой конкурентоспособности.

Конкурентные преимущества: сущность, классификация, управление Исследованием конкурентных преимуществ объектов занимались М. Портер, Ж.-Ж. Ламбен и многие другие.

М. Портер убеждён, что страна не может и не должна преуспевать во всех отраслях. Потеря конкурентного преимущества на каком-то конкретном участке сама по себе не должна служить причиной тревоги. Более важными являются характер и причины утраченных позиций [12].

М. Портер рассматривает рынок в качестве постоянно совершенствующегося, динамичного организма. Развитие зависит от всех элементов: рынка товаров и услуг; рынка капитала; рынка труда. Развитие — это история не использования преимуществ, а борьбы с неблагоприятными условиями. Национальные неблагоприятные условия, если к ним подходить правильно, порождают энергию для инноваций и изменений. Давление и вызов, а не «спокойная жизнь» привели фирмы и страны к процветанию. [13].

М. Портер критикует благодетельные для больших социальных групп военные заказы, ибо, помогая продвигаться и совершенствоваться одним, они могут обречь на прозябание других. Он беспощаден к тем, кто вместо поиска средств повышения конкурентоспособности привычно обращается к государственной «кормушке» для получения субсидий, многообразного протекционизма. Также он категорически против механического копирования чужого опыта (так популярного в наше время бенч-маркетинга), ибо убеждён, что политика, которая хороша для одной страны, может оказаться плохой для другой. Он за дисциплину и ответственность каждого перед другими и перед самим собой. Требовательный, придирчивый и ответственный спрос для М. Портера — величайшее благо, один из детерминантов достижения и гарантирования конкурентного преимущества.

М. Портер обосновывает, что.

  • — стержнем экономической политики страны должна быть теория конкурентной стратегии;
  • — работа с фирмами своей страны гарантирует более устойчивое преимущество, чем если полагаться только, но иностранных поставщиков;
  • — глобальная (международная) стратегия фирмы — одно. из непременных условий успеха в конкуренции. На международном рынке конкурируют фирмы, а не страны;
  • — движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям;
  • — визитная карточка страны определяется её удельным весом в мировом хозяйстве, наличием конкурентных преимуществ по конкретным отраслям и способностью их развития, находить адекватные ответы социальным, технологическим и другим вызовам эпохи. В основе конкурентных преимуществ каждой страны лежит постоянная и последовательная забота о национальной экономике и её действительно эффективных отраслях. Но уровне государства эти проблемы должна координировать Комиссия по конкурентоспособности при Президенте страны [14].

М. Портер конкурентные преимущества подразделяет на пять видов:

  • — Новые технологии.
  • — Новые или изменившиеся запросы покупателей.
  • — Появление нового сегмента отросли, как правило, за счёт освоения новой продукции.
  • — Изменение стоимости или наличия компонентов производства; рабочей силы, сырья, материалов, энергии, транспорта, связи, оборудования и т. п.
  • — Изменение правительственного регулирования, в таких областях, как стандарты, охрана окружающей среды, таможенная и налоговая системы, торговые ограничения и т. п.

Вместе о тем, М. Портер конкурентные преимущество подразделяет на основные и развитые факторы.

Основные факторы — это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила и т. п. Они достаются по наследству, даром.

К развитым факторам относятся современная инфраструктура обмена информацией на цифровой основе, высокообразованные кадры, исследовательские центры университетов и т. п. Развитые факторы часто строятся на основных.

По степени специализации М. Портер конкурентные преимущества подразделяет на общие и специализированные факторы.

Общие факторы — это сеть автомобильных дорог, дебетный капитал, персонал с высшим образованием и т. п.

Специализированные факторы — это персонал с узкой специализацией, инфраструктура специфических типов, базы данных в определённых областях знания и другие, применяемые в ограниченном числе отраслей или даже в одной-единственной. Примеры — НИИ в области оптики; порт, специализирующийся на навалочных химических грузах; кадры талантливых автодизайнеров и т. п. Специализированные факторы образуют более солидную и долговременную основу для конкурентного преимущества, чем общие. Специализированные факторы являются более редкими, это факторы высокого порядка. Специализированные факторы необходимо постоянно поддерживать и развивать за счёт достаточного финансирования[15].

На основе анализа различных подходов к классификации конкурентных преимуществ разных объектов нами предлагается её осуществлять по следующим признакам:

  • 1) по отношению к системе;
  • 2) по сферам возникновения преимущества;
  • 3) по содержанию фактора преимущества;
  • 4) по времени реализации преимущества;
  • 5) по месту реализации преимущества;
  • 6) по виду получаемого конечного результата.

Классификация конкурентных преимуществ по перечисленным выше признакам с последующим их кодированием необходима для автоматизации процесса учёта и анализа конкурентоспособности объектов. В настоящее время, например в России, имеется Общероссийский классификатор продукции. и услуг, в соответствии с которым может быть закодирован каждый вид товаров и услуг. Дополнительно к этому коду можно добавить код конкурентного преимущества объекта из 12 знаков (6 признаков с дальнейшей детализацией, табл. 1.2).

Таблица 1.2. - Классификация конкурентных преимуществ объектов.

Признак классификации

Виды преимуществ.

Примеры преимуществ.

1. Отношение к системе (организации, стране и т. п.).

1.1. Внешние (по отношению к системе).

Благоприятный климат страны.

Качественная инфрастуктура региона, в котором расположена организация.

Стабильная политическая система страны.

Современная информационная сеть страны.

1.2. Внутренние (в системе).

Принятые обществом ценности организации.

Модульная автоматизированная технология.

Квалифицированные кадры организации.

2. Сфера возникновения преимуществ.

2.1. Природно-климатические.

Страна, богатая природными ресурсами.

Экономически выгодное географическое положение страны.

Умеренно-континентальный климат.

2.2. Политические.

Устоявшиеся рыночные отношения в стране.

Стабильность политической ситуации в стране.

Оглаженная законодательная система в стране.

Низкий уровень общей преступности в стране.

2.3. Технологические.

Высокий удельный вес прогрессивного оборудования в организации, отрасли, стране.

Высокий уровень автоматизации производства и управления.

Низкий уровень износа основных производственных фондов.

Высокий уровень новых информационных технологий на основе электронизации.

Высокий удельный вес патентов страны в мировом сообществе.

Мобильность технологий.

2.4. Культурные.

Ценности страны, организации, ориентированные на духовное развитие личности.

Высокая организационная культура.

Наличие в стране культурных ценностей мирового масштаба.

2.5. Экономические.

Устойчивая налоговая система.

Устойчивая система государственного регулирования экономики.

Применение в организации методов моделирования и исследования операций.

Наличие в организации отлаженной системы менеджмента.

Наличие стратегии обеспечения экономической безопасности страны.

Качественная кредитно-финансовая система страны.

Высокая квалификация кадров.

Достаточное финансирование НИОКР и образования.

Приоритет в стратегиях будущих интересов.

3. Содержание фактора преимущества.

3.1. Качество товара (услуги и т. п.).

Известная в мире торговая марка.

Высокая надёжность объекта.

Красивый и современный дизайн.

Комфортность.

Оптимальная производительность (скорость, мощность и т. п.).

3.2. Цена товара.

Низкие издержки производства за счёт использования эффекта масштаба.

Высокий уровень унификации.

Безотходная технология.

Высокая конкуренция у поставщиков.

Наличие товаров-заменителей для потребителей товара организации.

Высокий уровень конкуренции у изготовителей данного товара.

3.3. Затраты у потребителя товара.

Меньший по сравнению с конкурентами удельный расход ресурсов на эксплуатацию товара.

Высокая ремонтопригодность товара.

Автоматизированная система учёта отказов и затрат у потребителя.

3.4. Качество сервиса товара.

Высокий уровень конкуренции у изготовителей данного товара.

Качественная упаковка товара.

Надёжный имидж изготовителя.

Обоснованные гарантии в сопроводительной документации.

Наличие станции (предприятия и т. п.) гарантийного и послепродажного обслуживания товара.

Качественная инфраструктура рынка.

4. Метод или средство получения преимущества.

4.1. По наследству (объективно).

Природные ресурсы страны.

Известная торговая марка товара.

4.2. Обучение.

Квалифицированные специалисты по отдельным направлениям и отраслям науки и практики.

Изобретатели.

4.5. Внедрение новшеств (инновации).

Создание товаров на основе патентов.

Внедрение патентованной новой технологии.

Внедрение ноу-хау в области менеджмента.

Освоение нового рынка.

Внедрение новой технологии в области рекламы Товара.

4.4. Перемещение.

Переезд индивидуума в район (город) с развитой инфраструктурой.

Перемещение организации в район с хорошим климатом и дешёвыми трудовыми ресурсами.

5. Место реализации преимущества.

5.1. Рабочее место.

Система «канбан» (точно в срок).

Научная организация труда.

Автоматизированное рабочее место конструктора.

5.2. Организация.

Система менеджмента, ориентированная на достижение конкурентоспособности.

Высокая конкуренция на «входе» организации.

Системы автоматизированного проектирования.

(САПР).

5.3. Регион.

Качественная производственная инфраструктура региона.

Экологичность региона.

Устойчивая кредитно-финансовая система в регионе.

5.4. Отрасль.

Высокая конкуренция в отрасли.

Вертикальная и горизонтальная интеграция в отрасли.

Наличие отраслевого центра научно-технической информации.

Наличие отраслевого патентного фонда.

5.5. Страна.

Действие государственной программы повышения конкурентоспособности страны.

Наличие стратегических (на 15−20 лет) программ развития отдельных сфер и страны в целом.

5.6. Мировое сообщество.

Высокий уровень унификации и стандартизации разных сфер деятельности.

Защита прав человека.

Интеграция и кооперирование.

Взаимопомощь стран.

6. Время (продолжительность) реализации преимущества.

6.1. Стратегические факторы преимущества.

Применение опережающей базы сравнения при планировании обновления товара на пятилетний период.

Повышение квалификации кадров.

Развитие НИОКР.

Новые модульные технологии.

Экономическая политика, ориентированная на экспорт.

7. Вид получаемого эффекта от реализации преимущества.

  • 6.2. Тактические факторы преимущества
  • 7.1. Научнотехнический

Современная система рекламы.

Эффективная система мотивации труда.

Соблюдение графика ремонта оборудования.

Заимствование у конкурентов ноу-хау в области менеджмента Получение патента.

Увеличение удельного веса прогрессивных технологических процессов.

Освоение новых информационных технологий.

7.2. Экологический.

Уменьшение выбросов в атмосферу, почву, воду вредных компонентов.

Уменьшение отходов производства.

Повышение эргономичности производства.

Улучшение экологичности выпускаемых товаров.

7.3. Социальный.

Прирост добавленной стоимости (прибыли) на одного работника по сравнению с конкурентами.

Повышение безопасности труда.

Улучшение условий труда и отдыха.

Увеличение продолжительности жизни работников (жителей).

Повышение уровня образованности работников.

7.4. Экономический.

Прирост объёма продаж.

Прирост удельной прибыли.

Сокращение срока окупаемости инвестиций.

Повышение производительности труда.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств (капитала).

Увеличение удельного веса товаров, конкурентоспособных в промышленно развитых странах.

Управление конкурентными преимуществами осуществляется по тем же общим функциям управления (менеджмента), что и управление другими объектами. К общим функциям управления относятся следующие: стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учёт и контроль, мотивация, регулирование.

На стадии стратегического маркетинга изучаются потребности, ценности, рынки, потенциальные товары и разрабатываются нормативы, обеспечивающие удержание имеющегося конкурентного преимущества, либо формирование нового преимущества[16].

Функция планирования включает разработку конкретных программ и стратегических планов удовлетворения потребностей потребителей (выпуска товаров) с использованием конкурентных преимуществ, обоснованных на стадии стратегического маркетинга [17].

Таким образом, конкурентные преимущества — это такие характеристики продукции предприятия, которые позволяют ему опережать конкурентов по показателям рентабельности и устойчивости его рыночной позиции. конкурентоспособность инвестиционный проект ресторан Конкурентные преимущества формируются как материальными, так и неосязаемыми активами предприятия и проявляются в более высоком качестве предлагаемых рынку товаров и услуг.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой