Формирование и развитие познавательного интереса
Для реализации объективных возможностей формирования развития познавательного интересов, заложенных в содержание учебного материала, необходимо при подготовке к учебному году, составления перспективно-тематических планов, планов уроков с этой точки зрения проанализировать содержание тем курса. Показ новизны изучаемого материала, расширение и углубление ранее усвоенных учащимся знания… Читать ещё >
Формирование и развитие познавательного интереса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание учебного материала как источник познавательного интереса
Для реализации объективных возможностей формирования развития познавательного интересов, заложенных в содержание учебного материала, необходимо при подготовке к учебному году, составления перспективно-тематических планов, планов уроков с этой точки зрения проанализировать содержание тем курса.
Существуют ряд специальных методических приемов, направленных на повышение стимулирующего влияния содержания обучения:
- — рассмотрение достижений и перспектив развития науки;
- — развитие практической, научной, социальной значимости изучаемого учебного материала;
- — показ новизны изучаемого материала, расширение и углубление ранее усвоенных учащимся знания, осуществление внутрипредметных связей;
- — реализация меджпредметных связей;
- — использование сведений научной и справочной литературы;
- — использование исторического и занимательного материала.
Все это при умелом изложении материалов, убедительности примеров неизменно вызовет интерес у учащихся к предмету. Учитывая яркость первых впечатлений, опытные преподаватели стремятся раскрыть значимость изучаемого предмета уже на первых занятиях. Поэтому так важно, чтобы первые впечатления были положительными, способствовали возникновению у учеников заинтересованности, а впоследствии и устойчивого интереса к предмету. На первых уроках следует ознакомить учащихся с предметом, какие знания и умения они получат на уроках. Необходимо подчеркнуть цель изучения материала, его научную, практическую значимость. Если цель задается преподавателем, то даже при всей ее важности для учащегося его деятельность будет носить исполнительский характер, а формирование ее положительных мотивов опираться только на сознательное отношение учащегося к учебе. Однако, если учащимся предоставляется возможность самим, под руководством преподавателя, определять цели деятельности, у них появляется возможность проявить себя, проявить личную заинтересованность. Тогда учащийся знает цель деятельности, а необходимость внешнего стимулирования учения преподавателем отходит на задний план. Цель становиться мотивом, внутренним стимулом учения. Учащимся не безразлична цель познания. Понимание общественной значимости важно для формирования ведущих мотивов учебной деятельности. Следует постоянно подчеркивать значимость предмета. Указывать цель и важность изучения той или иной темы. Психологи утверждают, что новое для человека, является, как правило, привлекательным. Раскрытие нового содержания учебного материала, сопровождающее эффективным опытом. Демонстрацией кинофильма, необычных пособий привлекает внимание учащихся, вызывает их интерес. Но сама по себе новая тема может и вызвать интерес к уроку, поскольку часто название само по себе им не о чем не говорит. Более устойчивым будет внимание учащихся и их интерес, если преподаватель раскрывает важность изучения темы или сообщает новое, опираясь на уже имеющиеся знания учащихся, расширяя и углубляя их, перенося в новые условия и ситуации. Поэтому показ новизны изучаемого материала, расширение и углубление учащимся знаний, рассмотрение уже известного материала с другой точки зрения, осуществление внутрипредметных связей представляет несомненный интерес для учащихся. Таким образом, для формирования и развития познавательных интересов учащихся, при осознании ими необходимости изучения всех предметов учебного плана и связи знаний, полученных при изучении разных дисциплин, необходимо постоянно реализовывать межпредметные связи.