Организация торгово-технологического процесса магазина
Правила размещения товаров: Уровень глаз. Не стоит забывать, тот факт, что лучшие продажи будут с полок, которые расположены на уровне глаз покупателя. Полки выше или ниже дадут гораздо меньше денег, нежели полки находящиеся на уровне глаз. Есть маленький нюанс, к примеру, товар в детском магазине, предназначенный для ребенка должен быть на уровне его глаз, а не его родителей. Нижние полки крайне… Читать ещё >
Организация торгово-технологического процесса магазина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству», «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», если в договорах — поставки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки товаров.
Приемка товаров по количеству — это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов. Приемка товаров по качеству — это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат). После приемки товара необходимое его количество поступает в торговый зал, а остальная часть перемещается в складские помещения. При организации хранения товаров основное внимание должно быть уделено борьбе с товарными потерями. Рациональная организация хранения предполагает создание условий хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное размещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади кладовых. Наиболее сложной и трудоемкой операцией торгового и технологического процесса в продовольственных магазинах является подготовка товаров к продаже, в частности их фасовка. При торговле предварительно расфасованными товарами подготовительные операции сводятся к минимуму, что позволяет значительно ускорить процесс их продажи. Подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал. Товары доставляют в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Продажа товаров — завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Таким образом, организация торгово-технологического процесса на торговом предприятии должна способствовать наиболее эффективному доведению товара в широком ассортименте надлежащего качества до покупателя с наименьшими затратами труда и времени при высоком уровне торгового обслуживания. Качество торгового обслуживания определяется минимальным временем, затраченным на приобретение товаров, удобством и комфортом обслуживания, экономической эффективностью работы магазинов.
Источники поступления товаров в магазин.
Источники поступления. | Изготовитель. | Виды, марки товаров. | Удельный вес, %. |
Иркутский молочный завод. | «Янта». | Молоко, кефир, ряженка, сырки и т. д. | |
Хлебозавод. | «Каравай». | Хлеб, пряники, сушки, баранки и т. д. | |
Мясокомбинат. | «Иркутский». | Колбаса, сосиски, купаты, котлеты, полуфабрикаты. |
Вывод: 45% составляет удельный вес источников поступления Иркутского молочного завода, 32% хлебозавода и 23% мясокомбината в городе Иркутск.
Как правило, заказы составляют в двух экземплярах по установленной форме, в нем приводится перечень названий товаров, которые необходимо завезти в магазин, указываются их основные ассортиментные признаки (вид, со орт, цена единицы по прайс-листу и др.), а также необходимое количество товаров каждого наименования. При заговоры товаров по прайс-листам, прейскурантами или другими документами по систематизированным перечнем товаров, названия товаров целесообразно записывать в том порядке и с теми кодами и ссылками на ассортиментные признаки, по которым они перечислены в таком документе.
При составлении заказа для более обоснованного определения количества товаров, которые нужно заказать, заведующий магазином, или товаровед может советоваться с продавцами, которые обладают полученной в процессе общения с посетителями магазина информацией о конъюнктуре торговли отдельными товарами.
При составлении заказа товары в нем целесообразно записывать в определенном порядке, в частности, рекомендуется сначала записывать те товары, которые предусмотрены ассортиментным перечнем магазина (утвержденным ассортиментным минимумом), но на время составления заявки их нет в продаже, потом — товары, запасы которых в магазине нужно пополнить, а затем — товары, на которые приняты заказы от покупателей, а потому что введение которых в ассортимент позволит нарастить розничный товарооборот. При этом товары-новинки, которые раньше в магазине не реализовывались, целесообразно заказывать в небольших количествах.
Когда сроки поставки товаров обговорены договором, поставщики обязаны соблюдать эти сроки и привозить товары именно в указанное время без опозданий и задержек.
В гипермаркете «SPAR» приемка товаров проходит по количеству и качеству.
Приемка товаров по количеству — это установление точного количества поступившего товара и его соответствия данным сопроводительных документов, предусматривающее выполнение следующих операций:
отбор тарных мест для вскрытия;
вскрытие тары;
подсчет количества единиц (взвешивание товаров);
сверка с сопроводительными документами.
При проведении приемки товаров по количеству проверяется соответствие фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и/или расчетных документах. К ним относятся:
упаковочные листы,.
накладные,.
счета.
Один из основных товаросопроводительных документов — накладная.
В накладной указываются номер и дата выписки, наименование поставщика и покупателя, наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость — ндс) отпуска товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями предприятий поставщика и получателя.
Товарно-транспортная накладная составляется поставщиком и является приходным документом при поступлении товаров на розничное торговое предприятие.
Документом, сопровождающим поступление на торговое предприятие крупной партии товара автомобильным транспортом, является товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т (торговля).
Приемка товаров по качеству — это определение достоинства товаров (их качества), комплектности (наличия всех предметов, входящих в данный комплект) и маркировки.
Приемка товаров по качеству предусматривает выполнение следующих операций:
перемещение товаров к рабочему месту товароведов-бракеров;
вскрытие тары;
непосредственная проверка качества и его соответствия условиям договора.
Сроки приемки товаров по качеству могут быть предусмотрены договорами поставки,.
ГОСТами или техническими условиями. Во всех остальных случаях приемка по качеству осуществляется в следующие сроки:
на скоропортящиеся товары — не позже 24 часов с момента поступления;
по остальным товарам — не позднее 10 дней при одногородних;
не позднее 20 дней при иногородних поставках.
Проводится сплошная проверка качества товаров. Однако допускается и выборочная проверка, если это предусмотрено условиями договора.
В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, комплектности, маркировке товаров, установленных в договоре и указанных в сопроводительных документах, приемка товаров приостанавливается. Затем составляется акт, который является юридическим основанием для выставления претензий поставщику. При этом в сопроводительных документах делается отметка об актировании.
Акт составляется в 5 экземплярах и только на те товары, по которым установлены расхождения.
При приемке товара руководству торговых предприятий необходимо следить за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар или его заверенной копии, подтверждающими качество и безопасность продукции для здоровья и жизни потребителя.
При отсутствии сопроводительных и расчетных документов приемка товаров на складе ведется по данным маркировки и внутритарным упаковочным листам, а при их отсутствии — по фактическому наличию товара.
Во всех случаях приемку товаров осуществляют материально ответственные лица, на которых возлагается материальная ответственность за поступившие ценности.
После завершения приемки товаров каждому из них отводится определенное место на складе. При выборе места хранения товара учитываются количество и частота поступления товаров.
Наименование товара. | Температура, С. | ОВВ, %. | Сроки хранения. | Способы размещения. | |||
Факт. | Норма. | Факт. | Норма. | Факт. | Норма. | ||
1. Майонез «Провансаль». | 0С. | 0С+10С. | ; | 180 суток. | 180 суток. | В холодильном оборудовании. | |
2. Шоколад «ECO botanica». | 20С. | 15−21С. | 12 месяцев. | 12 месяцев. | С сухом месте подальше о т солнечных лучей. | ||
3. Творожный сыр «Hochland». | +2С. | +2−8С. | 3 месяца. | 3 месяца. | В холодильном оборудовании. |
Вывод: Для предотвращения потерь, нужно соблюдать требования установленные ГОСТами на товары, соблюдать все показатели указанные в таблице. Наблюдать за сроками годности и вовремя убирать просроченные товары со стеллажей, полок и т. д.
Перед тем как выставить товар на стеллажи, горки и т. д, их нужно тщательно помыть и протереть на сухо, чтобы на товар не попадала пыль. Подготовленные к продаже товары поступают в торговый зал магазина.
От размещения и выкладки товаров в торговом зале зависят уровень обслуживания покупателей и эффективность труда продавцов.
Правила размещения товаров: Уровень глаз. Не стоит забывать, тот факт, что лучшие продажи будут с полок, которые расположены на уровне глаз покупателя. Полки выше или ниже дадут гораздо меньше денег, нежели полки находящиеся на уровне глаз. Есть маленький нюанс, к примеру, товар в детском магазине, предназначенный для ребенка должен быть на уровне его глаз, а не его родителей. Нижние полки крайне желательно использовать либо под крупногабаритный товар, либо под хранилище коробок или запасов товара, размещенного выше.
Уровень вытянутой руки. Также прибыльной полкой (дающая, конечно, меньше, чем полка на уровне глаз) считается та, которая находится на уровне вытянутой руки. Если покупатель не прикладывает особых сложностей с приобретением товара (не нужно наклоняться или тянуться), то больше шансов, что покупка состоится.
Товар должен быть виден. Нет смысла закрывать товар ни ценником, не различными информационными материалами. Покупатель пришел покупать, он хочет видеть товар лицом. Удобное торговое оборудование. По каким бы правилам не осуществлялась бы выкладка товаров, если оборудование не лучшего качества, не говоря большего, то это грозит только разочарованием для клиента.
Что же касается ценников. Когда товар попадает в торговый зал, операторы отслеживают изменение цен на товары и печатают ценники с соблюдением новой цены. После этого оправляют ценники продавцам, чтобы они выставили ценники на товары.