Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Государственное управление и контроль за субъектами предпринимательской деятельности как участниками административных правоотношений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стандартизацией устанавливаются нормы, правила и характеристики в целях защиты потребителей и государства в отношении безопасности продукции, работ, услуг; их качества; надежности измерений; экономии ресурсов. Государственное управление стандартизацией, включая координацию деятельности различных органов в этой сфере, осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии… Читать ещё >

Государственное управление и контроль за субъектами предпринимательской деятельности как участниками административных правоотношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗА СУБЪЕКТАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УЧАСТНИКАМИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

О.А. Коротаева.

Современная российская экономика в качестве основной характеристики имеет активное формирование и развитие рыночных отношений и институтов. Ключевую роль в этом процессе играет предпринимательство.

Традиционно предпринимательством считается способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике развитых стран [1]. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещенную законом.

С экономической точки зрения предпринимательство выполняет конкретные функции в экономическом развитии любой страны (ресурсную, организаторскую, творческую), которые определяют основные характеристики предпринимательства. В экономической теории определяются следующие характеристики предпринимательства:

  • 1) несение риска и экономической неопределенности (Р. Кантильон и Ф. Найт);
  • 2) выведение системы из состояния равновесия и приведение ее к этому состоянию (Л. Мизес и Ф. Хайек);
  • 3) революционная смена факторов производства (Ж. Б. Сэй и И. Шумпетер);
  • 4) организация практической реализации новаторской идеи (И. Тиммонс и П. Дракер, Ф. Тоссиг и Г. Шмоллер);
  • 5) использование в процессе производства различного рода инноваций в целях увеличения разницы в величине индивидуальной и рыночной стоимости товара (К. Маркс).

В современной российской литературе четкого определения сущности предпринимательства нет. В большинстве случаев она подменяется целью предпринимательской деятельности. Так, например, в «Большом экономическом словаре» под общей редакцией А. Н. Азрилияна дается следующее определение: «Предпринимательство — инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица» [2]. К сожалению, такой подход закреплен у нас и законодательно, в частности в законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [3], Гражданском кодексе Российской Федерации и т. д. в трудах отечественных ученых, занимающихся проблемой предпринимательства.

В юридической науке прямого определения «предпринимательство» не существует, а в гражданском, предпринимательском и иных отраслях права используется понятие «предпринимательская деятельность».

По своему содержанию предпринимательская деятельность — это вид экономической деятельности по созданию материальных и нематериальных благ, и на нее распространяются все требования, предъявляемые к экономике. Но правовая точка зрения предполагает и другие критерии предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность имеет определение, содержащееся в ст. 2 ГК РФ: «…предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Из этого определения вытекают признаки, характеризующие экономический и юридический аспекты предпринимательской деятельности, к числу которых специалисты в области предпринимательского права выделяют следующие признаки, как предусмотренные законом, так другие, реально значимые. К ним относятся деятельность, профессионализм, самостоятельность, цель предпринимательской деятельности, ее рисковый характер, ответственность предпринимателя, легализованный характер предпринимательской деятельности [4].

Российской особенностью в законодательном регулировании индивидуальной предпринимательской деятельности является то, что предпринимательством можно заниматься как без образования юридического лица, так и с образованием такового. В первом случае гражданин (физическое лицо) регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. Во втором случае, осуществляя предпринимательскую деятельность после получения статуса юридического лица (регистрируя частное предприятие), предприниматель совершает все действия от имени этого юридического лица (а уже не от своего имени).

Предпринимательская деятельность представляет собой сложное явление, которое необходимо оценивать в динамике. В этом случае она предстает как последовательная смена различных стадий, которые могут в той или иной мере управляться и контролироваться государством.

Первая стадия — подготовительная. Она включает в себя поиск партнеров, подготовку учредительных документов, поиск необходимых ресурсов, разработку бизнес-плана. Но как коммерческая организация, так и индивидуальный предприниматель официально начинают свою деятельность с государственной регистрации, которая осуществляется на этой же стадии, причем регистрация и тех и других осуществляется одним и тем же органом исполнительной власти — Федеральной налоговой службой Министерства финансов, который одновременно осуществляет и регулирование, и контроль со стороны государства. Он же ведет Единые государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

После регистрации для осуществления отдельных видов деятельности необходимо получение специального разрешения — лицензии. Лицензирование осуществляется в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения градостроительных, экологических, санитарных норм и других правил. Лицензирование регламентируется законодательством о лицензирования [5] и принятыми в соответствии с ними подзаконными актами. Вторая стадия — стадия функционирования (непосредственной деятельности) предпринимателя. В зависимости от вида предпринимательской деятельности содержание деятельности на этой стадии различное. Данная стадия наиболее регулируема со стороны государства.

При осуществлении своей деятельности предприниматели должны подчиняться правилам стандартизации и сертификации.

Стандартизацией устанавливаются нормы, правила и характеристики в целях защиты потребителей и государства в отношении безопасности продукции, работ, услуг; их качества; надежности измерений; экономии ресурсов. Государственное управление стандартизацией, включая координацию деятельности различных органов в этой сфере, осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. Оно реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов, устанавливает общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации. С целью подтверждения соответствия установленным требованиям продукция, услуги и другие объекты подлежат обязательной и добровольной сертификации Для производства или ввоза отдельных видов продукции требуется предварительно получить гигиеническое заключение. Оно является разрешением на производство (ввоз) продукции, соответствующей установленным требованиям, и служит официальным подтверждением безопасности продукции для здоровья человека. Гигиеническое заключение обязательно для продукции, способной оказать неблагоприятное влияние на здоровье человека в условиях производства, хранения, транспортировки, применения и утилизации. Гигиеническая оценка продукции проводится специализированными учреждениями по результатам исследований привлекаемых для этого организаций. Выдача гигиенических заключений осуществляется органами и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Государственный контроль над исполнением работодателями их обязанностей, определенных Трудовым Кодексом и подзаконными нормативными актами, осуществляется органами Федеральной службы по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в частности инспекциями по труду в субъектах РФ и комиссиями по трудовым спорам.

Государственная защита прав акционеров осуществляется на основании федеральных законов «Об акционерных обществах», «Об аудиторской деятельности». Кроме того, косвенно права акционеров защищаются также через регламентируемую государством в лице Минфина РФ систему бухгалтерского учета, которая делает возможным получение акционерами достоверной информации о финансовом состоянии предприятия.

Надзор на рынке ценных бумаг осуществляется Федеральной службой по финансовым рынкам.

Товарные рынки контролируются Федеральной антимонопольной службой РФ на основании антимонопольного законодательства.

Защита прав потребителей регулируется и контролируется как в целом (Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), так и в частности. Деятельность предприятий в отдельных секторах экономики контролируется отраслевыми федеральными органами исполнительной власти [6].

Государство осуществляет и контроль за производственными рисками. Для этого были созданы Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделение вневедомственной охраны МВД. Кроме того, государство разрабатывает экономические (банковские) нормативы, экологические нормативы и т. п. и контролирует их выполнение.

Контроль и надзор за внешнеэкономической деятельностью осуществляет Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба Министерства финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Центральный Банк России.

Третья стадия — прекращение предпринимательской деятельности. Ликвидация фирмы может быть произведена по инициативе учредителей либо по решению суда.

В данном случае контроль и надзор осуществляется со стороны Федеральной налоговой службы или Прокуратуры РФ. Также он может осуществляться в судебном порядке при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве).

Таким образом, государство управляет практически всеми сторонами предпринимательской деятельности. В связи с этим большое значение имеет как нормативное правовое регулирование, осуществляемое органами государственной власти, так и контроль за субъектами предпринимательской деятельности в процессе ее осуществления.

Примечания

предпринимательство рыночный государство должностной.

  • 1. Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). М., 1999. С. 37.
  • 2. Большой экономический словарь. М.: Ин-т экономики, 1994. С. 313.
  • 3. Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июля 1995 года № 88-Ф3.
  • 4. См. подробнее: Предпринимательское право / под ред. О. М. Олейник. М., 2003. С. 18−28.
  • 5. См., напр.: Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. № 33 (ч. I). Ст. 3430.

Напр.: Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации — Федеральное агентство по энергетике, Министерство природных ресурсов Российской Федерации — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации — Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и т. д.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой