Рекомендации по проведению занятий с элементами изобразительной деятельности, направленных на развитие креативности
В развитии способностей к изобразительной деятельности данный подход может проявляться в том, что дети на занятиях сами «открывают» знания и способы деятельности в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, благодаря этому они могут узнать о способах получения новых цветов, возможных вариантов создания одного и того же предмета или явления. Педагог лишь направляет эту деятельность… Читать ещё >
Рекомендации по проведению занятий с элементами изобразительной деятельности, направленных на развитие креативности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На наш взгляд, актуален деятельностный подход, который проявляется в организации развивающего, воспитывающего обучения.
В развитии способностей к изобразительной деятельности данный подход может проявляться в том, что дети на занятиях сами «открывают» знания и способы деятельности в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, благодаря этому они могут узнать о способах получения новых цветов, возможных вариантов создания одного и того же предмета или явления. Педагог лишь направляет эту деятельность и подводит итог.
Сегодня большое значение в системе образования имеет личностно-ориентированный подход, который продиктован самой жизнью и ставит педагогику перед необходимостью дальнейшего поиска путей и способов развития личности ребенка.
В образовании предметом личностноориентированной педагогики является формирование у ребенка эмоционально-положительного отношения к себе, инициативности, активности, самостоятельности, целеустремленности, учет интересов, желаний дошкольника.
Личностный подход педагога к ребенку, по мнению Е. Н. Щурковой [3], включает установление личностно-эмоционального контакта с ребенком, уважение его личности и самоценности; выявление лучших черт характера и опора на них при организации деятельности; вовлечение ребенка во все виды деятельности с целью выявления его способностей и качеств характера; создание условий для максимального усовершенствования выявленных способностей; стимулирование самовоспитания и помощь в его организации.
Мероприятие начиналось с тренинга по общению. Потом добровольцы организации познакомили детей с технологией нанесения рисунков на камни.
Дети на первом этапе рисовали эскизы на листках бумаги, затем переносили их на камушки, разрисовывали гуашью кисточками и покрывали лаком готовое изделие.
В предлагаемую программу входят беседы с элементами театральной игры «Художник и сказка», «Мир музыки», «Мир красок», «Ожившая картина», «Тихая жизнь неподвижных вещей», «Как прекрасен этот мир».
Занятия необходимо проводить непосредственно в центре развития ребёнка, сопровождать демонстрацией слайдов, завершающий этап — экскурсия в картинную галерею.
«Художник и сказка». Необходимое условие этой части работы с детьми — достичь соответствия личностных переживаний автора картины и зрителя.
Необходимо построить беседу, ориентируясь на своеобразное сотворчество детей и картины.
Дети, наверняка, будут с живым интересом рассматривают слайды работ В. Васнецова, перевоплощаться в маленьких артистов, изображать персонажей известных полотен: трёх богатырей, сидящих на конях и вглядывающихся в даль, Кощея Бессмертного, склонившегося над Василисой Прекрасной и уговаривающего её остаться в его подземном царстве, сестрицу Алёнушку, плачущую у пруда, и печального задумчивого Витязя на распутье. Эти занятия должны быть ориентированы на активное участие детей.
«Мир красок». Задача — научить детей воспринимать цвет в картине, его оттенки, нюансы. Для этого в первую очередь необходимо усвоить понятия теплого и холодного цвета. Знание и понимание цветового решения поможет детям установить контакт с художественным произведением. Они активно будут включаться в игру, придумывая свои картинки, сравнивая цвета и определяя их цветовую тональность.
«Как прекрасен этот мир». На этих занятиях необходимо научить детей понимать и осознавать чувства, которые вызывает у них пейзажная живопись.
Рассматривая пейзажи И. Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи, они будут открывать для себя новый, эмоционально окрашенный мир.
Включаясь в эту игру воображения, дети начнут придумывать свои пейзажи, наделяя их чувством то радости, то грусти.
«Мир музыки». Необходимо применить аппаратуру. Ребята почувствуют себя взрослыми.
Можно, например, предложить послушать произведения французского композитора Жана Жара, в которых слышны звуки уходящего поезда, шелест листвы, дыхание моря и шум ветра. Дети будут слушать музыку с удивлением и удовольствием, подобные упражнения способны взывать к глубоким эмоциональным переживаниям.
«Я рисую портрет друга (подруги)». Задача арт-терапии — чтобы с помощью искусства нивелировать агрессию, развить у ребёнка добрые чувства к другим детям. Можно предложить нарисовать портреты — не только красками, а словами. Описывая своего сверстника, ребята будут учиться понимать другого.
Заключительное занятие — посещение залов картинной галереи. На наш взгляд, несомненно, наша программа поможет детям не только приобщиться к миру художественных ценностей, но начать более успешную социальную адаптацию, развить элементы креативности.
В процессе занятий постепенно исчезнет чувство тревоги, разовьются речь и мышление. В ходе занятий появятся самопонимание и самоуважение, стремление к самовыражению, творческой деятельности; изменится отношение к себе и другим, улучшится общее состояние. Для педагога важна эмпатия, т. е. соперживание — возможность посмотреть на окружающий мир глазами ребёнка.