Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Сущность административно-правового регулирования финансово-экономической деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правовое регулирование охватывает нормотворческую деятельность государственных органов по выработке правовых установлений и определению юридических средств обеспечения их действенности, а также деятельность непосредственных участников общественных отношений с целью установления средств юридического воздействия для их правомерного поведения. Под правовым регулированием принято понимать… Читать ещё >

Сущность административно-правового регулирования финансово-экономической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения материала темы аспиранты должны:

знать

  • • понятие, сущность и механизм административно-правового регулирования;
  • • сущность государственно-управленческой деятельности как объекта административно-правового регулирования;
  • • административно-правовое регулирование в сфере частных и публичных финансов;
  • • административно-правовое регулирование кредитного дела, банковской деятельности;
  • • административно-правовое регулирование рынка ценных бумаг;
  • • функции и полномочия Банка России на рынке ценных бумаг;
  • • административно-правовое регулирование валютных отношений и функционирования валютной системы Российской Федерации;

уметь

  • • анализировать и систематизировать нормы административного права, регулирующие отношения в финансово-экономической сфере;
  • • использовать полученные знания в практической деятельности;

владеть

  • • навыками применения норм административного права, действующих в сфере финансов и кредита;
  • • навыками поиска информации, необходимой для принятия управленческих решений в сфере финансов и кредита.

Понятие и сущность административно-правового регулирования

Административное право, как известно, связано с таким социальным явлением, как управление. Большинство ученых к предмету административного права относят совокупность общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления (т. е., в сфере деятельности органов исполнительной власти, других государственных органов, осуществляющих управление)[1].

Под правовым регулированием принято понимать осуществление при помощи права и всей совокупности правовых средств юридического воздействия на общественные отношения. Оно с помощью специальных юридических средств стимулирует должное поведение участников общественных отношений и блокирует деструктивные формы поведения.

Правовое регулирование охватывает нормотворческую деятельность государственных органов по выработке правовых установлений и определению юридических средств обеспечения их действенности, а также деятельность непосредственных участников общественных отношений с целью установления средств юридического воздействия для их правомерного поведения.

Механизм правового регулирования государственного управления — это совокупность правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения сфере государственного управления, организуя их в соответствии с задачами государства и общества[2]. К элементам механизма правового регулирования относятся:

  • 1) нормы права;
  • 2) акты толкования норм права, издаваемые уполномоченными на то органами;
  • 3) акты применения норм прав, издаваемые должностными лицами органов исполнительной власти и местных администраций при реализации властных полномочий;
  • 4) правовые отношения.

Каждый элемент механизма правового регулирования выполняет специфическую роль в регулировании поведения людей и возникающих на его основе общественных отношений. При этом правовые средства включаются в процесс регулирования в определенной последовательности.

Важнейшими средствами механизма правового регулирования являются нормативные и индивидуальные акты. Эти акты соответствуют двум уровням правового регулирования государственного управления.

Первый уровень составляют общие правила поведения людей, а второй образуют индивидуальные акты, определяющие на основе норм административного и муниципального права и обязанности конкретных участников в правоотношении.

Акт применения нормы права включается в механизм правового регулирования как средство индивидуальных прав, обязанностей и мер юридической ответственности.

В административно-правовом отношении как элементе механизма регулирования индивидуализируются положения той или иной нормы административного или муниципального права, определяются характер, права и обязанности участников отношения.

А. В. Мелехин считает, что с точки зрения функционирования правового регулирования — это процесс, имеющий определенные стадии, а с точки зрения структуры — это элементарный состав каждого из его аспектов.

Первая стадия механизма правового регулирования как процесса состоит в общем воздействии права на общество и складывающиеся в нем общественные отношения.

Вторая — возникновение правоотношений.

Третья — реализация в действиях субъектов права их субъективных прав и юридических обязанностей.

Можно выделить также и факультативную стадию, предшествующую иногда возникновению правоотношений — эта стадия возникновения права. Указанным стадиям соответствуют следующие элементы юридического аспекта правового регулирования: нормы права, правоотношения, акты реализации права[3].

Некоторые авторы в механизм правового регулирования включают правомерное поведение, правосознание, и правовую культуру, способствующих эффективному функционированию всего механизма правового регулирования.

Таким образом, механизм правового регулирования рассматривается как взятая в единстве система юридических средств, при помощи которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения, поведение людей. Понятие механизма правового регулирования призвано отразить анатомию правовой действительности с ее динамической стороны.

Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать вместе явления правовой действительности — нормы, правоотношения, юридические акты и обрисовать их как целостность; представить их в работающем виде, что характеризует результативность правового регулирования, его способность гарантировать с правовой стороны достижение поставленных законодателем целей; выявить специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе, показать их связь между собой и взаимодействие.

Из изложенного следует, что административно-правовое регулирование государственного управления формируется деятельностью государства путем выработки юридических установлений, выбора соответствующих правовых средств, обеспечения их реализации. Его юридическую основу образуют правовые нормы, в которых моделируются управленческие отношения, устанавливаются правила возможного поведения физических и юридических лиц, юридическая ответственность за их нарушения (невыполнение).

Смысл и содержание правовых норм, определяющих поведение субъектов права, зависят от способов правового регулирования. В последних содержится суть юридического воздействия правовой нормы на участников управленческого воздействия.

Среди способов правового регулирования различают:

  • 1) обязывание, т. е. возложение на физических и юридических лиц прямой обязанности совершать определенные действия;
  • 2) запрещение — возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода;
  • 3) дозволение — предоставление лицам права на собственные активные действия.

и Результатом правового регулирование является принятие законодательных актов (ФКЗ, ФЗ, законов субъектов РФ) и подзаконных актов Президента РФ, Правительства РФ, приказов и других нормативных актов органов исполнительной власти по вопросам государственного управления.

  • [1] Попова, Н. Ф. Административное право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М., 2018.; Осейчук, В. И. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М., 2017.
  • [2] Попова Н. Ф., Попова Н. Н. Специальные административно-правовыережимы: монография. М.: ВНИИ МВД России, 2008.
  • [3] Мелехин А. В. Теория права и государства. В 2 ч. Ч. 2. М., 2000. С. 14.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой