Меморандум Еврокомиссии о Европейском банковском союзе
Подчеркнем еще раз: в решении проблемы ликвидности между США и остальным миром существует принципиальная разница. США решением Конгресса повышает потолок долга, на эту сумму ФРС увеличивает эмиссию долларов, за счет которых правительство финансирует как деятельность аппарата государственного управления, так и обслуживание внутреннего и внешнего долга и другие обязательства. Все другие страны… Читать ещё >
Меморандум Еврокомиссии о Европейском банковском союзе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Согласно опубликованному 6 июня 2012 г. меморандуму Еврокомиссии (ЕК), власти ЕС планируют обсуждение нового пакета мер, направленных на предотвращение банкротств в европейской банковской системе. Основа инициатив ЕК — создание Европейского банковского союза, вопрос о котором вынес на повестку саммита ЕС 23 мая 2012 г. глава ЕК Жозе Мануэл Баррозу. Комиссия отметила, что после обсуждения идеи в ближайшие недели главами государств ЕС и руководством Европейского центрального банка (ЕЦБ) детальный отчет будет представлен президентом ЕС в рамках следующего Совета Европы 28 июня. Он и был представлен и в целом получил одобрение.
Создание банковского союза необходимо, чтобы рекапитализировать банки без участия национальных правительств напрямую из средств европейского антикризисного фонда (European Stability Mechanism —ESM). Эта схема не увязывает помощь банкам с проведением реформ и бюджетных сокращений, однако пока идея накачивать банки деньгами налогоплательщиков встречает сопротивление со стороны крупнейшего донора ESM — Германии, настаивающей на том, что общие для всей зоны евро стимулирующие и «спасательные» меры должны обеспечиваться общими налоговыми сборами. ЕК, со своей стороны, подчеркивает, что банковский союз является «не новым законодательным инструментом, а описанием политических взглядов на более тесную интеграцию ЕС, требующую усиления госрегулирования банковского сектора». Таким образом, контуры предстоящих изменений банковской системы и способов кредитной его деятельности все еще не определены. Однако в целом речь идет о создании банковского фонда, который будет финансировать будущие спасательные операции. ЕК предлагает рассмотреть возможность создания целой группы фондов, которые будут привлекать средства у банков пропорционально их обязательствам и показателям риска. На то чтобы нарастить достаточный потенциал (1% от обеспеченных депозитов), фондам потребуется десять лет. По предложению ЕК средства, аккумулированные ими, могут быть использованы только для реорганизации или иных управленческих мер, но не для экстренной финансовой помощи.
Далее, в качестве более краткосрочной антикризисной меры, ЕК предлагает рассмотреть возможность предоставления ЕЦБ права «на ограниченный период времени» назначать своих «спецпредставителей» в проблемные банки ЕС с задачей «восстановить финансовое положение и разумное управление» .
Более отдаленные перспективы создания банковского союза, по версии ЕК, предполагают предоставление ему ряда возможностей по антикризисному управлению банками, включая полномочия по продажам проблемных банков или их частей другим кредитным организациям. Еще один вариант — выделение и продажа ликвидных активов или базового бизнеса банка-банкрота в отдельный банк с последующей его продажей и банкротством оставшегося «банка плохих активов» или передачей его под управление «специального механизма», который поможет очистить баланс банка. «Последним средством» может стать механизм спасения банка посредством рекапитализации, при котором доля акционеров размывается, а кредиторы сокращают свои требования или происходит конвертация долга в акции.
Несмотря на концентрированные усилия политиков ЕС, ситуация с долговым кризисом в ряде стран ЕС остается напряженной. В этой связи многие экономисты (в основном кейнсианских воззрений) отмечают, что попытки жесткого регулирования и сокращения государственных расходов в крупных странах лишь усложняют их проблемы, и в частности, блокируют экономический рост, и соответственно, стимулируют рост безработицы и снижение жизненного уровня населения.
Подчеркнем еще раз: в решении проблемы ликвидности между США и остальным миром существует принципиальная разница. США решением Конгресса повышает потолок долга, на эту сумму ФРС увеличивает эмиссию долларов, за счет которых правительство финансирует как деятельность аппарата государственного управления, так и обслуживание внутреннего и внешнего долга и другие обязательства. Все другие страны вынуждены заимствовать валютные средства на внутренних и международных рынках под определенный процент. Когда банки, компании и другие институты имеют долги, выплатить которые в установленные сроки не удается, они вынуждены прибегать к новым валютным займам. Но в такой обстановке кредиторы, вполне естественно, считают их недостаточно надежными и требуют, во-первых, более высоких процентов; во-вторых, гарантий со стороны правительств. Именно в такой обстановке оказалась целая группа стран еврозоны — в первую очередь Греция, Ирландия, Венгрия, Португалия, Испания, Италия и некоторые другие страны, включая новых участников ЕС (еврозоны). Ситуация в этих странах осложнилась в силу того, что у государств уже не хватает средств ни для оказания помощи своим банкам-должникам, ни для сохранения уровня жизни населения на достигнутом уровне.