Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Интеграция в рамках ВТО

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Министерством экономики Республики Беларусь и его научными подразделениями определяются отрасли, наиболее зависимые от изменения таможенно-тарифной системы, на основе учета влияния следующих факторов: объемов экспорта и импорта в целом по стране, по отдельным отраслям и производствам; уровней ставок импортных таможенных тарифов в целом по стране, по отраслям и по отдельным видам продукции… Читать ещё >

Интеграция в рамках ВТО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономические потрясения, возникающие в последние годы то в одной, то в другой стране на постсоветском пространстве, отсутствие сколько-нибудь ощутимых результатов в преодолении кризисных явлений вынуждают политиков все чаще обращаться к опыту совместного ведения хозяйства в условиях управляемой интеграции. Даже благополучные в экономическом отношении страны давно уже избрали для себя путь многоступенчатой интеграции, ведущей в конечном итоге, по замыслу ее инициаторов, к политическому сближению. Именно межгосударственным, экономическим, торговым, валютно-финансовым объединениям западные страны в немалой степени обязаны своим стабильным и поступательным развитием. Первейшим шагом к объединению национальных хозяйств для решения важнейших задач экономики явилась выработка единой таможенной политики.

Понятие «интеграция» занимает особое место в политическом словаре постсоветского пространства. Граждане бывших союзных республик позитивно воспринимают интеграционную риторику, которая у многих ассоциируется с «золотым веком» относительного советского благосостояния. Поэтому политики зачастую эксплуатируют положительный имидж интеграции, применяя этот термин к любым формам межгосударственных отношений и набирая на этом очки. К тому же для правящих кругов Содружества Независимых Государств (СНГ) интеграционные инициативы — одна из немногих возможностей внешнеполитического торга, поскольку вся территория, которую раньше занимал СССР, представляет собой ныне поле соперничества различных.

На современном этапе развития ни одна страна не может являться полноценным участником международных экономических отношений без членства во Всемирной торговой организации.

Современная экономика интегрирует в мировую торговлю, развивается мировой рынок и каждая страна стремиться занять свою нишу в международных экономических отношениях. Сегодня все больше именно экономический потенциал страны, степень ее экономического развития определяют положение этой страны в мире, благосостояние граждан, взаимоотношения с другими странами.

Выбор мною этой темы объясняется тем, что в последнее время активизировались переговоры по присоединению Республики Беларусь к ВТО. Я нашла необходимым углублено изучить данную организацию, ее структуру, функции и, особенно, роль в международной торговле. Именно значимостью этой организации для мировой экономики и определяет актуальность выбранной темы.

Цель курсовой работы: раскрыть проблемы и перспективы интеграции, в частности таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Основные задачи курсовой работы:

  • 1. Рассмотреть специфику экономической интеграции;
  • 2. На основании опыта экономической интеграции выявить проблемы и перспективы таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Предметом исследования курсовой работы является таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана. Объекты исследования — это интеграция и ее опыт.

Литературы по этой тематике очень мало, поэтому в основном были использованы Интернет-ресурсы и законодательные и нормативные документы. Основные источники используемой литературы это Интернет-ресурс Российской таможни http://www.customs.ru/ и Таможенного союза http://www.tamognia.ru/, а также Решение Комиссии Таможенного Союза ЕврАзЭС и Таможенный кодек Таможенного союза.

В данной работе я определила цели:

Рассмотрение сущностей, механизмов функционирования ВТО;

Определение «плюсов» и «минусов» вступления Республики Беларусь в ВТО.

В связи с этим можно выделить следующие задачи:

Рассмотреть исторические предпосылки возникновения ВТО;

Рассмотреть принципы действия ВТО;

Изучить правовые основы ВТО.

I глава работы посвящается историческим предпосылкам возникновения ВТО. таможенный союз торговый организация Во II главе будет рассмотрены правовые основы и принципы ВТО.

III глава отражает перспективы вступления РФ и РБ в ВТО.

Для написания данной курсовой работы использовались монограммы, печатные периодические издания, книги, официальные сайты ВТО в интернете.

В ноябре 2009 года в рамках Межгоссовета ЕврАзЭС в Минске президенты Беларуси, России и Казахстана подписали пакет документов о создании с 1 января 2010 г. Таможенного союза.

Согласно договоренностям, с 1 января 2010 г. начнет действовать единый таможенный тариф. Таможенный союз (ТС) начнет функционировать со вступлением в силу Таможенного кодекса, т. е. с 1 июля 2010 г. Тогда же будет снят таможенный контроль на российско-белорусской границе, а через год на российско-казахстанской.

Президент Белоруссии А. Лукашенко отметил, что «наша конечная цель — создание единого экономического пространства» и добавил, что Таможенный союз не создает препятствий для участия стран в других международных экономических инициативах.

Уже в ближайшее время странам-участницам ТС предстоит жить по новым правилам. Исчезнут таможни на границах. Будет введен учет движения товаров по внешним границам союза. Кардинальные изменения произойдут в практике применения таможенного законодательства.

Между тем, как следует из представленной министром иностранных дел Беларуси Сергеем Мартыновым справки, необходимо принятие закона, декрета или указа президента для определения статуса и порядка реализации решений Комиссии Таможенного союза государственными органами Беларуси.

Предполагается, что комиссия уже с 1 января 2010 г. получит право принимать обязательные для исполнения в Беларуси, России и Казахстане решения, но пока неясно, как именно будет проходить процедура передачи полномочий. Кстати, если она по какой-то причине не будет проведена, то продолжит действовать национальное законодательство — белорусский Таможенный кодекс и назначенные указом президента тарифы.

Видны как плюсы, так и минусы в ситуации с передачей полномочий наднациональному органу. Передача полномочий по формированию Единого таможенного тарифа Комиссии Таможенного союза означает, что Республика Беларусь впервые получает реальный рычаг влияния на решения по таможенным пошлинам, принимаемым Российской Федерацией и Казахстаном.

Однако есть и минусы. Создание Таможенного союза объективно ведет к появлению факторов уязвимости Республики Беларусь во внешнеэкономической и внешнеполитической сферах. Открывается внутренний рынок для конкурентоспособных товаров России и Казахстана, в том числе продукции, в отношении которой необходимо отказаться от мер нетарифного регулирования. Можно также отметить усложнение механизма принятия решения, снижение оперативности тарифной защиты отечественных производителей, невозможность проведения самостоятельных переговоров по торговым режимам с третьими странами.

Вместе с тем принципиального изменения уровня конкуренции на белорусском рынке отечественных товаров с российскими или казахстанскими не будет, поскольку наши страны и так находились в зоне свободной торговли.

Итак, с 1 января 2010 г. вводится в действие ЕТТ Таможенного союза, а с 1 июля 2010 г. с границы России и Беларуси должны быть сняты все контрольные функции. Какова цена вопроса для Беларуси?

Если принять весь объем импорта в страну по данным 2008 года за 100%, то на долю импорта, регулируемого Единым таможенным тарифом, приходится 34,1%, так как остальной импорт приходится на страны СНГ, с которыми у нас зона свободной торговли. Причем 50% импорта из СНГ — это энергоносители из Российской Федерации.

Уровень унификации таможенных тарифов Беларуси и России довольно высокий — более 95%. Что касается унификации тарифов России и Казахстана, то здесь уровень ниже — лишь 38%. Однако в любом случае существенных изменений в целом для таможенно-тарифного регулирования в Республике Беларусь с введением в действие единого таможенного тарифа с 1 января 2010 года не предполагается.

Влияние единого таможенного тарифа на товарные группы. [23].

Рисунок Влияние единого таможенного тарифа на товарные группы. [23].

В соответствии с решением глав государств Беларуси, России и Казахстана определен перечень чувствительных позиций. Из 1141 позиции 632 были предложены белорусской стороной. По данным позициям изменение ставок таможенных пошлин не может осуществляться Комиссией Таможенного союза без согласия Республики Беларусь.

Три страны пытались убедить партнеров в защите именно своей продукции и не хотели поднимать ставки на те товары, которые у них не производятся. Так, белорусская сторона хотела повысить ставки на импорт седельных тягачей, грузовиков, автобусов и комбайнов, но не хотела — по легковому транспорту. У россиян желания были диаметрально противоположными.

В итоге главами правительств было принято принципиальное решение о том, что на старте Таможенного союза вся производимая на его территории транспортная техника должна иметь адекватный и серьезный уровень тарифной защиты.

В этой связи для Республики Беларусь легковые автомобили являются, пожалуй, единственной товарной группой, в отношении которых изменение таможенного тарифа существенно затронет интересы граждан. (См. приложение А).

Президент Казахстана Н. Назарбаев считает, что создание ТС принесет России до 400 млрд долл. прибыли, а Беларуси и Казахстану — более 16 млрд. Он добавил, что совокупный ВВП России, Беларуси и Казахстана составляет 2 трлн. долл., а совокупный товарооборот — 900 млрд.

Президент России Д. Медведев отметил, что страны ТС впервые договорились о передаче части суверенитета в наднациональный орган, и заявил, что в перспективе к ТС будут присоединяться другие государства. Он сообщил, что с президентом Киргизии К. Бакиевым обсуждается присоединение этой страны к ТС.

Россия, вступая в Таможенный союз, планирует сохранять высокий уровень защиты своих производителей и получать значительную долю доходов от импортных таможенных пошлин, собираемых в рамках ТС, сообщил директор сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ А. Лихачев.

Уже с начала 2010 г. комиссия ТС будет администрировать взимание импортных пошлин, а полномочия по экспортным тарифам Россия сохранит до середины 2011 г.

Беларусь, как и остальные страны ТС, будет самостоятельно проводить антидемпинговые расследования. Для защиты своих производителей каждое государство сможет начислять дополнительные платежи к импортной ставке единого таможенного тарифа на определенный вид товара. А. Лихачев не исключил, что на следующем этапе развития ТС эти полномочия могут быть переданы на наднациональный уровень — в ведение комиссии ТС.

Механизм распределения таможенных платежей между странами-участницами пока не согласован — он должен быть утвержден до 1 июля следующего года. Первоначально было выдвинуто несколько вариантов распределения таможенных сборов, но в итоге остановились на следующем: все таможенные платежи будут поступать на единый счет, с которого они будут распределяться между странами по заранее согласованным квотам. Размер этих квот пока не определен, но известно, что при их расчете будут учитываться объем ВВП, масштабы товарооборота и другие показатели. Россия, как самый емкий рынок, может рассчитывать на большую часть поступлений — до 90% от взимаемых пошлин. У Казахстана и Беларуси практически нет экспортных пошлин, а Россия экспортирует более 300 товарных позиций, по которым взимаются вывозные пошлины. По словам А. Лихачева, предполагается, что четкий механизм распределения экспортных пошлин будет рассматриваться на втором этапе создания союза.

Еще одной проблемой при функционировании ТС может стать совпадение по товарным группам российского, белорусского и казахстанского экспорта (с Беларусью — на 60%, с Казахстаном — на 90%). Для обеспечения действительно равных условий конкуренции потребуется унифицировать законодательство и меры администрирования, а также обеспечить равные условия производства. Для этого странам придется разрешить такие болезненные вопросы, как дотации, субсидии, налоговые льготы.

Потребуется решить вопрос с реэкспортом российских товаров с территории других стран ТС. Например, в России действуют пошлины на экспорт леса, а в Казахстане — нет. Как можно быстрее необходимо создать прозрачную информационную систему, которая позволит отслеживать движение экспортируемых товаров с территории страны-производителя на территорию другой страны ТС и далее — за рубеж. Для этого таможенные службы каждой страны-участницы должны получить доступ к первичным документам таможен других стран.

Несмотря на все проблемы, ожидается, что образование единого таможенного пространства будет стимулировать рост экономик стран-участниц. По оценкам экспертов, только факт создания ТС может обеспечить прирост ВВП на 12−15%.

Проблемы вступления Беларуси в ВТО Присоединение Беларуси к ВТО рассматривается как важнейший шаг в направлении интеграции в мировую экономику, который даст Республике Беларусь необходимый инструментарий для защиты и продвижения своих интересов в рамках системы международной торговли. В то же время, присоединение к ВТО ставит перед Республикой Беларусь задачу обеспечить соответствие ее внешнеэкономического законодательства правилам ВТО, а также сделать уступки торговым партнерам в целях обеспечения более открытого доступа иностранных товаров и услуг на внутренний рынок. В соответствии с утвержденной Правительством Директивой для ведения переговоров по присоединению Республики Беларусь к ВТО, в процессе переговоров белорусская сторона исходит из необходимости поддержания адекватного потенциала защиты национальных экономических интересов после вступления Беларуси в ВТО.

Беларусь начала переговоры о вступлении в ВТО еще в 1993 году. В январе 1995 г. Генеральным советом ВТО Республике Беларусь был предоставлен статус наблюдателя в этой организации. Меморандум о вступлении в ВТО и Меморандум о торговом режиме Республики Беларусь был передан Генеральному директору Всемирной организации Ренато Руджеро в штаб-квартире ВТО в Женеве 5 декабря 1995 года.

Тогда белорусские власти рассчитывали, что вопрос будет решен положительно в течение полутора-двух лет. Однако на практике все оказалось гораздо сложнее. В целом процесс вступления нашей страны в ВТО продвигается достаточно активно и целенаправленно. Беларусь уже проделала большую работу по внедрению правил ВТО в свою экономику. На уровне Главы государства координируется подготовка нового законодательства, учитывающего требования ВТО. Белорусские законы готовятся с использованием экспертизы Всемирной торговой организации. Около 400 важнейших нормативных актов Беларуси уже переведено на английский язык и направлено в ВТО. Вместе с тем, процесс переговоров по вступлению Беларуси в ВТО идет не без сложностей, по разного рода причинам тормозятся переговоры с Западной Европой и США.

По-прежнему продолжается дискуссия о выгодах и потерях при вступлении Беларуси в ВТО.

С одной стороны, этот шаг обеспечит режим наибольшего благоприятствования в торговле со странами-участницами, будет способствовать росту внешнеэкономической активности, позволит иметь ряд преимуществ в области тарифов, лицензирования экспорта, стандартов применения антидемпинговых и компенсационных пошлин, транзита, правил государственных закупок и других форм регулирования торговли. Кроме того, членство в ВТО значительно упрочит позиции Беларуси при разрешении торговых споров, даст возможность эффективно отстаивать свои интересы перед любыми странами, каким бы ни был их удельный вес в мировой торговле [21, с.106].

С другой стороны, после вступления в ВТО Беларусь должна реализовать основной принцип этой организации и в значительной степени либерализовать внешнеторговый режим. Этот процесс может вызвать негативные последствия, связанные:

  • — С ухудшением финансового состояния белорусских предприятий в результате быстрого открытия экономики для иностранной конкуренции;
  • — С вытеснением отечественных предприятий, в первую очередь нерентабельных, из важных секторов экономики;
  • — С временным ростом безработицы.
  • — Введение режима свободной конкуренции товаров и услуг может привести и к ухудшению структуры экспортно-импортных потоков, снижению эффективности экспорта, ухудшению показателя внешнеторгового баланса.

Продолжительность периода вступления страны в ВТО зависит от хода проводимых реформ, направленных на создание эффективного конкурентоспособного национального хозяйственного организма, корректировку системы таможенных тарифов.

В ходе переговоров странами-членами ВТО выдвигаются следующие основные требования:

  • — устранение несоответствий правилам ВТО в законодательстве Республики Беларусь;
  • — предоставление поставщикам услуг стран-членов ВТО доступа на белорусский рынок по конкретным секторам услуг, а также установление максимальных уровней ввозных пошлин по конкретным группам товаров;
  • — предоставление развернутой информации о механизмах функционирования конкретных программ внутренней поддержки сельского хозяйства, осуществляемых в республике, в том числе по уточнению мер поддержки на предмет соответствия критериям Соглашения ВТО по сельскому хозяйству.

Таким образом, сегодня одним из основных требований стран-членов ВТО к нашей стране является унификация национального законодательства с правилами ВТО, особенно в вопросах внешней торговли. Для этого была разработана Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь (утверждена Указом Президента от 10.04.2002 г. № 205), в которой говорится о необходимости обеспечить создание на внутреннем рынке равных прав для субъектов предпринимательской деятельности, условий для справедливой конкуренции с участием иностранных инвесторов путем приведения отечественного законодательства в соответствие с требованиями международных соглашений, заключенных в рамках ВТО.

В целом можно сказать, что основные нормативно-правовые акты, касающиеся таможенного регулирования внешней торговли, приведены в соответствие с правилами ВТО. Но, несмотря на это, внешнеторговый режим Республики Беларусь имеет ряд слабых мест, которые необходимо совершенствовать:

  • — Таможенно-тарифный механизм является в большей мере инструментом мобилизации доходов в бюджет, чем инструментом внешнеторговой политики. Развитие и совершенствование таможенного тарифа должно быть направлено на усиление его торгово-политической составляющей.
  • — В таможенно-тарифном механизме существует проблема разделения компетенции законодательных и исполнительных органов власти в изменении ставок таможенных пошлин. Базисные ставки должна утверждать законодательная власть по представлению правительства, оставляя ему определенные возможности для изменения этих ставок в ходе переговоров с другими государствами при реализации национальной экономической политики.
  • — Действующие законы содержат много норм непрямого действия. Большое количество подзаконных актов (приказы, положения, постановления, инструкции и т. д.) формируют громоздкую запутанную систему таможенного регулирования внешней торговли. Следовательно, данную систему необходимо систематизировать и упростить.
  • — Необходимость создания системы эффективной защиты всех участников внешнеторговой деятельности (т.е. создание механизма доведения до правительства интересов экспортеров, импортеров, торгово-промышленных кругов в области изменения ставок таможенных пошлин). Следует заблаговременно учитывать их интересы, что позволит сделать таможенный тариф экономически обоснованным, сбалансированным и эффективным инструментом защиты экономических интересов Республики Беларусь.

Учитывая, что средний уровень пошлин в индустриальных странах-участницах ВТО ниже, Республике Беларусь предстоит принимать более активные меры по изменению импортных таможенных тарифов в сторону их снижения, что должно быть обосновано соответствующими расчетами. В противном случае поспешные и необдуманные шаги по либерализации внутреннего рынка могут только ухудшить положение страны и затруднить ее выход из кризисного состояния.

Опыт большинства развивающихся стран, которые уже преодолели или еще преодолевают переход от высоких тарифных барьеров к более либеральным условиям торговли, подтверждает эффективность применения умеренного уровня тарифной защиты для поддержания и развития отечественных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Обращает на себя внимание тот факт, что либерализация ВЭД в разных странах носит разноскоростной характер. Одни страны (Венгрия, Китай, Вьетнам, Словения) выбрали поэтапный и более или менее постепенный путь. Другие страны (Румыния, Словакия, Чехия), приступив к форсированной открытости внутреннего рынка, очень скоро были вынуждены вернуться к постепенным и осторожным мерам.

Министерством экономики Республики Беларусь и его научными подразделениями определяются отрасли, наиболее зависимые от изменения таможенно-тарифной системы, на основе учета влияния следующих факторов: объемов экспорта и импорта в целом по стране, по отдельным отраслям и производствам; уровней ставок импортных таможенных тарифов в целом по стране, по отраслям и по отдельным видам продукции (позициям ТН ВЭД); перспектив развития отраслей и производств. При этом показатели объемов экспорта и импорта пересчитываются в относительные величины, определяющие удельные веса импорта каждой из отраслей в общем объеме импорта. В качестве показателя уровня тарифной защиты отрасли берется соотношение средней ставки импортного тарифа для данной отрасли и аналогичного показателя для страны в целом. В качестве показателя, характеризующего перспективы развития отдельных отраслей, используются экспертные оценки, задающие ранг отраслей с точки зрения их приоритетности для страны.

В результате проведенных расчетов были выделены следующие отрасли, нуждающиеся в настоящее время в мерах протекционистской защиты: химическая и нефтехимическая, машиностроение и металлообработка, легкая промышленность. Подобный перечень не является неизменным, поскольку в любой отрасли может возникнуть необходимость в создании новых или техническом перевооружении действующих производств, что потребует введения на определенное время мер протекционистской защиты.

Как уже отмечалось, наиболее защищенным сектором экономики в странах-членах ВТО является аграрный. Продовольственная безопасность — стратегическая проблема. Не может быть стабильной экономика государства, которое не в состоянии обеспечить достаточного уровня потребления продуктов питания собственного производства, если для этого имеются все необходимые условия.

Поэтому, с одной стороны, учитывая высокую себестоимость отечественной продукции агропромышленного комплекса, низкие таможенные пошлины на ввозимую продукции, которую в достаточном количестве производят отечественные предприятия (мясомолочная продукция, овощи, некоторые виды продукции пищевой промышленности и пр.), приводят к ослаблению позиций на внутреннем рынке. С другой стороны, введение таможенных пошлин на сырье и материалы, не производимые в республике, но необходимые отечественным сельскохозяйственным предприятиям для производства своей продукции (корма для животных, некоторые виды минеральных удобрений, ветпрепараты и т. д.), приводит к увеличению и без того высоких затрат на производимые товары.

Беларуси необходимо будет обратиться в ВТО за предоставлением переходного периода для выполнения отдельных статей соглашений (это особенно касается вопросов функционирования агропромышленного сектора), обосновывая просьбу происходящей в настоящее время структурной перестройкой экономики, в том числе и предприятий по производству сельхозпродукции.

В целом, определяя тактику переговоров в рамках ВТО, следует исходить из того, что в процессе присоединения к ВТО и проведения двусторонних переговоров ставки таможенного тарифа будут изменяться в сторону уменьшения, а разброс их уменьшится.

Действующая в настоящее время структура импортного тарифа направлена на защиту отечественных предприятий, которые находятся в процессе реструктуризации и потому особенно уязвимы. Отсюда следует, что тактика Республики Беларусь в период переговорного процесса при присоединении к BTО должна заключаться в постепенном открытии национальной экономики, опираясь на разумное сочетание мер либерализации и протекционизма. Это подразумевает формирование такой таможенно-тарифной системы, которая будет способствовать, с одной стороны, постепенному открытию внутреннего рынка, а с другой — селективной защите ограниченного круга товаров. Оптимальная система тарифной защиты должна характеризоваться наличием умеренных тарифов, предпочтительно не изменяющихся по отраслям (или, по крайней мере, различающихся незначительно), и быть достаточной для поддержания и развития национальных отраслей промышленности и сельского хозяйства и уменьшающихся по мере того, как экономика Беларуси будет интегрироваться в международную торговлю.

Таким образом, вступление Беларуси в ВТО требует проведения переговоров по перечню тарифных уступок и обязательств, мерам по облегчению импорта, мерам по субсидированию импорта, по перечню специфических обязательств по торговле услугами. Необходимым становится приведение законодательства республики в соответствие с нормами и правилами ВТО. Это прежде всего касается положений об антидемпинговых мерах, субсидиях, технических барьерах, системе лицензирования товаров, торговле правами интеллектуальной собственности и др.

Полноправное участие в ВТО предполагает принятие республикой нормативно-правовой базы и разработку механизма государственного регулирования ВЭС, основанных на принципах международной торговли, уже апробированных в экономике большинства стран мира и показавших на деле, насколько успешно международное право может способствовать промышленному росту посредством увеличения внешнеторгового оборота. Оно послужит дополнительным стимулом к осуществлению экономических реформ, а также позволит Беларуси использовать существующие международные правовые нормы в области внешнеэкономического сотрудничества для защиты и максимальной реализации национальных интересов.

С 1 июля 2010 г. нашей стране предстоит жить по новым правилам, с новым Таможенным кодексом. Исчезнут таможни на границе с Россией. Кардинальные изменения произойдут в практике применения таможенного законодательства. Беларусь становится частью Таможенного союза с Россией и Казахстаном. Новое интеграционное образование предоставит широкий ряд возможностей и преимуществ белорусской экономике.

Сущность и этапы экономической интеграции В настоящее время в мире полным ходом идут интеграционные процессы и количество экономических союзов и единых таможенных зон непрерывно растет. Поэтому особенно важно знать, как подобные объединения влияют на экономику государств — членов объединения и на мировую экономику в целом, о трудностях на пути экономической интеграции и о путях их преодоления с учетом изучения мирового опыта. Процессы экономической интеграции не оставили в стороне и независимые государства бывшего СССР. Одни государства СНГ высказались за реформирование Содружества и усиление процессов экономической интеграции между ними, создание единого таможенного пространства, энергетического союза, транспортного союза и т. д. Другие (прежде всего Прибалтийские республики) пытаются примкнуть к Западноевропейскому экономическому центру. Но к какому бы региональному экономическому центру ни тяготела та или иная страна, необходимо изучить мировой опыт интеграционных процессов, предпосылки интеграции, внутреннюю логику, нормативно-правовую базу интегрирующихся стран, положительные и отрицательные моменты для конкретного государства, связанные с углублением интеграционных процессов. Все это позволит избежать многих ошибок в будущем и будет способствовать более уверенному продвижению по пути экономической интеграции «вглубь» и «вширь» .

Рассматривая причины интеграции, нельзя не заметить, что каждая из участвующих в интеграционном процессе сторон имеет свои собственные интересы и пытается решить свои собственные проблемы. Таких причин существует великое множество, в частности, желание получить доступ на зарубежный рынок сбыта для отечественных производителей, а также доступ к более дешевым производственным ресурсам, улучшить условия торговли, сократить транспортные издержки и издержки на оформление различных лицензий и сертификатов, сократить издержки на масштабе производства, добиться устойчивого экономического роста, привлечь прямые зарубежные инвестиции, которые охотнее идут на большие рынки. Не менее важны и неэкономические цели, как-то: налаживание более дружеских взаимоотношений со странами-соседями, укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной и политической областях, увеличение своего влияния на мировой политической и экономической арене, так как к мнению подобных сообществ прислушиваются гораздо больше, чем к отдельным странам. Кроме того, многие менее развитые страны видят в интеграции способ приобщения к экономическому и технологическому опыту более богатых соседей, а также гарантию политической и экономической стабильности в процессе рыночных реформ.

Помимо всего вышеперечисленного, интеграция одних стран создает несколько эффектов, способствующих привлечению новых участников в этот процесс. Первый эффект называется демонстрационным и заключается в том, что в государствах — участниках интеграционного процесса обычно наблюдаются положительные экономические эффекты, такие как увеличение темпов роста и занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому, что окружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодами интеграции, даже не имея к тому должных предпосылок. Примером может служить разгоревшаяся на постсоветском пространстве битва за право вступления в ЕС, заключение в срочном порядке торговых соглашений Латиноамериканских стран с Мексикой после ее вступления в НАФТА. Второй эффект заключается в том, что часть торговли стран — участниц интеграционного процесса переориентируется с внешнего мира на друг друга, что создает неудобства окружающим странам и вынуждает их присоединяться к интеграционному процессу.

К сожалению, для участия в интеграционном процессе мало одних добрых намерений и желания сотрудничать. Важно иметь много общих черт во всех областях, так называемое ядро интеграции, которое предполагает близость уровней экономического развития и общность экономического и политического строя, поскольку очень сложно найти возможность взаимовыгодного и равноправного сотрудничества между полуфеодальными нищими диктатурами и развитой гуманной демократией с сильной и свободной экономикой. Не менее важна культурная и религиозная близость объединяющихся народов, так как без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг друга любое объединение невозможно. И конечно, свою роль играет географическая близость стран — участников объединения, поскольку она способствует более быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости. Еще одной предпосылкой является отсутствие внутри страны большого количества слабых, боящихся конкуренции из-за рубежа отраслей, обычно имеющих более сильное лобби, чем экспорто-ориентированные производства.

Первым этапом интеграции является заключение преференциальных торговых соглашений на двухили многосторонней основе. Суть таких соглашений — в снижении внутри данной группы стран тарифов по сравнению с тарифами на товары и услуги остального мира, и хотя такая дискриминация стран, не участвующих в соглашении, противоречит принципам ГАТТ/ВТО, эти меры допускаются как временные, подготовительные соглашения, направленные на углубление интеграционного процесса.

Преференциальные торговые соглашения возникли в результате развития международного переговорного процесса в области торговых соглашений. Первые двусторонние торговые соглашения начали заключаться США в 30-х гг., после отмены Акта Смута-Холи о таможенной политике США. После окончания Второй мировой войны появились первые многосторонние торговые соглашения, а в последующие годы появились первые преференциальные соглашения.

Вторым этапом интеграции является создание зоны свободной торговли (ЗСТ), где отменяются все тарифы на товары стран — участниц соглашения, но при этом каждая отдельная страна сохраняет автономность своей таможенной политики по отношению к внешнему миру. Иногда снятие таможенной пошлины происходит не на все товары, обычно пошлины остаются на продукты сельского хозяйства. На этом уровне также возможно создание небольшого координационного совета.

К зонам свободной торговли относятся: Европейская ассоциация свободной торговли ЕFТА (Австрия, Финляндия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция), созданная в 1960 г.; Европейская экономическая зона ЕЕА (страны Европейского союза, Исландия, Лихтенштейн), существующая с 1994 г.; Балтийская зона свободной торговли (Латвия, Литва, Эстония), созданная в 1993 г.; Центральноевропейская зона свободной торговли (Чехия, Словакия, Венгрия, Польша), действующая с 1992 г.; Североамериканская зона свободной торговли NAFTA (США, Мексика, Канада), существующая с 1994 г.; Соглашение о свободе торговли стран АСЕАН, заключенное в 1992 г.; Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей 1983 г. ANZCERTA и Бангкокское соглашение 1993 г. (Бангладеш, Индия, Республика Корея, Лаос, Шри-Ланка).

Третьим уровнем интеграции является образование таможенного союза. Он характеризуется тем, что государства-участники отменяют национальные таможенные тарифы и вводят общую для всех стран-членов систему таможенных пошлин и методов нетарифного регулирования по отношению к третьим странам. Таможенный союз подразумевает беспошлинную торговлю внутри союза и полную свободу перемещения внутри региона, а также требует создания общих координирующих органов, обычно на уровне периодических встреч министров.

В мире идет постоянный процесс создания и распада экономических союзов; многие из них существуют только на бумаге, а большинство оставшихся отвечают вышеприведенным требованиям не полностью. К таможенным союзам относятся: Ассоциация ЕС с Турцией 1963 г., Арабский общий рынок АСМ (Египет, Сирия, Иордания, Ливия, Йемен, Мавритания, Ирак) 1964 г., Центральноамериканский общий рынок САСМ (Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа) 1961 г., Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором, Венесуэлой 1992 г., Организация восточнокарибских государств (Антигуа и Барбуда, Доминика, Гренада, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины) 1991 г.

К четвертому уровню интеграции относится общий рынок. Он предусматривает не только общую таможенную политику и свободу перемещения товаров и услуг, но и свободное перемещение факторов производства: труда и капитала. Этот уровень требует больших координационных усилий и обычно происходит на уровне встреч глав государств.

К общим рынкам относятся: Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ) 1981 г., Андский общий рынок (Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла) 1990 г., Латиноамериканская интеграционная ассоциация LAIA (Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Мексика, Перу, Уругвай, Венесуэла) 1960 г., Общий рынок южного конуса MERCOSUR (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай) 1992 г. и Карибское сообщество и Карибский общий рынок CARICOM (Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидад и Тобаго) 1973 г.

Интеграцией пятого уровня является экономический союз. При экономическом союзе кроме общей таможенной политики и свободы движения ресурсов проводится координация макроэкономической политики в ключевых областях, таких как валютная, бюджетная, и правительства уступают часть своих функций созданным межнациональным органам.

На этом уровне интеграции находятся: Европейское сообщество 1957 г., преобразовавшееся в Европейский союз в 1993 г. (Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Люксембург, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция), Экономический союз — Бенилюкс 1948 г. (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), Содружество Независимых Государств СНГ 1991 г. (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан), Союз арабского Магриба 1989 г. (Алжир, Тунис, Ливия, Мавритания, Марокко), Межстрановая инициатива 1993 г. (Бурунди, Коморские Острова, Кения, Мадагаскар, Малави, Мавритания, Намибия, Руанда, Сейшельские Острова, Танзания, Уганда, Замбия и Зимбабве), Лагосский план действий 1973 г. (все страны Африки к югу от Сахары), Союз реки Ману 1973 г. (Гвинея, Либерия, Сьерра-Леоне), Западноафриканский экономический и валютный союз 1994 г. (Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того).

По данным ГАТТ/ВТО, к середине 90-х гг. в мире насчитывалось более 30 интеграционных объединений различного типа. Отдельные группировки полностью выполнили намеченную программу интеграции и совершенствуют ее отдельные стороны (Австралийско-Новозеландская ЗСТ, Балтийская ЗСТ, Центральноамериканский общий рынок и т. д.). Однако большинство из них еще находится на ранних подступах к поставленным целям (СНГ, Африканское экономическое сообщество и т. д.). Наиболее развитым интеграционным объединением, своего рода моделью, на которой отрабатываются отдельные элементы интеграции, является Европейский союз.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой