Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Влияние терроризма на современные культурные процессы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Например, в романе А. Проханова «Господин Гексаген» (2002) осуждаются события 1999 г., в частности, серия взрывов жилых домов в российских городах (Буйнакске, Москве и Волгодонске). Автор показывает неизбежное нарастание террористической угрозы, а также провоцирует недоверие граждан к органам национальной безопасности, которые, по сути, способствуют развитию терроризма. Неприятие и аморальность… Читать ещё >

Влияние терроризма на современные культурные процессы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время проблема терроризма приобрела глобальные масштабы. В средствах массовой информации постоянно сообщается о террористических актах, которые приводят к многочисленным человеческим жертвам и разрушениям, нагнетают в обществе чувство страха и беспомощности, зарождают вражду между национальными группами и государствами. Свидетельствами этого служат взрывы в международных аэропортах Франкфурта, Рима и Вены 1984;1985 гг., во Всемирном торговом центре НьюЙорка (февраль 1993), серии терактов в Сирии, Нигерии (2011; 2012), в аэропорте «Домодедово», на московских станциях «Лубянка» и «Парк Культуры» (2011), в Днепропетровске (апрель 2012) и др.

Терроризм представляет одно из самых опасных явлений для человечества и культуры. Истоки этого явления уходят в глубокую древность. Предположительно, первая террористическая группировка появилась уже I в. н. э. в Иудее. Это была секта сикариев («кинжальщиков»), практиковавшая убийства представителей еврейской знати, сотрудничавших с римлянами и отступавших от национальных интересов. В XI в. на Востоке широкую известность получили ассасины во главе с Хасан ибн Саббахом. За период своего существования они посеяли ужас среди представителей власти Сирии, убили сотни халифов и султанов, военачальников и членов официального духовенства.

Мощным толчком для развития терроризма стала Великая Французская революция. В 1792 г. оказавшиеся у власти якобинцы провозгласили лозунг «Да будет день подчинен террору!». Со второй половины XIX в. террористические акции в Европе приобрели систематический характер. В России террористические идеи распространяли члены революционно-демократических партий «Народная воля» (1879−1887) и «Социалисты-революционеры» (19 011 921). Дальнейшее развитие насилия в нашей стране приобрело массовый характер.

Современный терроризм стал угрозой не только для отдельных политических или общественных деятелей, организаций или государств, но и всего человечества в целом.

Несмотря на длительную историю существования, до сих пор феномен терроризма окончательно не определен. Как правило, он рассматривается в политическом, экономическом, социальном и других аспектах. В правовых документах РФ терроризм определяется как идеология насилия и практики воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, посредством устрашения населения и/или иными формами противоправных насильственных действий [3].

В законодательстве западных стран данный феномен рассматривается как «предумышленное, политически мотивированное насилие, совершаемое против мирного населения или объектов субнациональными группами или подпольно действующими агентами, обычно с целью повлиять на настроение общества» [5].

В научной литературе можно встретить определение терроризма как «применение насилия по политическим мотивам», как «систематическое использование убийств, телесных повреждений и разрушений или угроз перечисленных действий для достижения политических целей, … периодическое устрашение, провоцирование, дестабилизация общества» [2].

Обобщая известные дефиниции, можно сделать вывод, что терроризм — это социально негативное насильственное явление, представляющее собой совокупность преступлений против людей, совершенных на территории данной страны за тот ли иной период времени. Безусловно, терроризм — это не только практика насилия, но и продуманная идеология, проявляющаяся в различных формах: шовинистической, фанатической, мистической, фашисткой и др. В связи с этим принято выделять следующие виды терроризма:

х политический, ставящий задачу коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны и привлечения внимания общества к какой-либо острой социальной проблеме;

х религиозный, направленный на подрыв авторитета светской власти и установление определенных религиозных ценностей;

х националистический, преследующий сепаратистские цели, провозглашающий уникальность своего народа и разжигающий вражду между государствами.

В условиях рыночной экономики и потребительского общества постоянно возрастает негативное влияние различных видов терроризма на культурные процессы. При этом на первый план выходит его воздействие на морально-нормативную составляющую социума. Ведь в основе любой разновидности терроризма лежит нравственный нигилизм — отказ от фундаментальной системы этических ценностей. Террористы посягают на свободу и жизнь человека, его собственность, право выбора и ответственности, религиозную идеологию, что в свою очередь направлено на моральное и духовное разложение общества. Любая форма террора противоречит гуманизму — главному принципу культурного существования общества. Рост насилия провоцирует возрастание социальной вражды и агрессивности, а также преступлений, связанных с насилием против личности.

В последнее время особую опасность для общества представляют приверженцы исламистского терроризма. Среди них такие преступные группировки, как Аль-Каида, Хезболла, Талибан, ХАМАС и др. Ради достижения своих целей они призывают к убийству мирных жителей, не щадя ни женщин, ни детей. Согласно оценкам специалистов, за последние 25 лет участники этих организаций совершили большинство убийств, захватов заложников и взрывов [1]. Исламисты оправдывают свои насильственные действия опорой на религию. Они ссылаются на необходимость вести джихад (священную войну против неверных) в соответстви с канонами мусульманства. Исповедуемая ими в качестве особой идеологии религия, доведенная до крайнего фанатизма, становится благотворным полем для размножения экстремистских движений.

Немалую роль в продвижении идей терроризма играют средства массовой информации. Они представляют собой мощный источник воздействия на широкую аудиторию. Именно поэтому телевидение и Интернет так часто используются преступниками для нагнетания напряжения и страха, дестабилизации общества. Так, к примеру, Уасма бен Ладен, используя собственную телестудию, приложил немало усилий, чтобы в эфире появились его угрожающие заявления по поводу терактов в Америке. В условиях террористической напряженности человек теряет жизненные ориентиры, что часто делает его удобной мишенью разного рода экстремистов. Они легко вовлекают в свои организации морально незрелую молодежь, которая легко принимает радикальные национальные, социальные или религиозные идеи.

Можно констатировать, что терроризм расширяет влияние на все сферы культуры. Он прямо или косвенно способствует криминализации общества. Это влечет за собой деградацию духовной жизни, разрушение исторических, культурных, нравственных традиций и гуманистических ценностей.

Террористические действия не только подрывают стабильное существование общества, но и нарушают процессы культурной интеграции. Нередко экстремистская идеология строится на превосходстве одной этнической группы над другими, претендует на «спасение» своего народа. В ней проводится четкое разграничение на «мы» и «они», утверждается культ индивидуализма и эгоизма, формируется безразличие к судьбе других народов. Это искажает представление о самобытности культуры, подрывает национальное самосознание и культурную идентификацию.

Яркими примерами терроризма, имеющего этническую окраску, являются баскская организация «ЭТА», сложившаяся в 1959 г., Ирландская республиканская армия (ИРА), сформированная в 1916 г., армянская секретная армия освобождения Армении (АСАЛА), основанная в 1975 г. Из-за этнических распрей, провоцируемых этими террористическими организациями, страдает в первую очередь гражданское население. В результате насильственных действий в нем зарождается негативное отношение ко всей культуре народа, от которого исходит угроза. В угнетенном сознании мирного населения постепенно складывается стереотип «террористической культурызавоевательницы», которая, однако, перестает вызвать доверие со стороны мирового сообщества. Так, в отношении армян, чеченцев, басков все чаще наблюдаются случаи провокации беспочвенной межэтнической и межконфессиональной вражды, в то время как их традиции, обычаи, ценности, менталитет имеют свои исторические особенности и заслуживают уважения.

Одновременно страдает и страна, в которой осуществляются теракты. В ней наносится ущерб не только экономике или политике, но и туристической индустрии, которая приобщает к культурным ценностям своего народа. Так, после серии терактов в Кении страна столкнулась с оттоком туристов. Убытки туристической индустрии в ней составили 1 млн долларов в сутки. Аналогичные процессы были отмечены в Индонезии после теракта на острове Бали в 2002 г. [4].

Терроризм оказывает губительное воздействие не только на культурные процессы внутри страны, но и на межкультурные взаимоотношения. Например, после теракта в Дели в 2008 г., в результате которого погибли 12 чел., резко обострилась напряженность между Индией и Пакистаном (второй был обвинен в поддержке мусульманских боевиков). Отношения между Сирией и Ираком ухудшились после взрывов в Багдаде 19 августа 2009 г., которые унесли жизни около сотни человек. Иракское правительство посчитало, что теракты были организованы активистами запрещенной в стране партии «Баас», скрывавшимися в Сирии. В результате подрыва автобуса в Бургасе 18 июля 2012 г., унесшего жизни 7 чел., руководство Израиля поспешило возложить вину за инцидент на Иран, что существенно обострило отношения между странами. В последнее время терроризм все чаще провоцирует серьезную угрозу международных военных конфликтов.

Негативным последствием данного феномена является также культурное истощение. В результате терактов страдают материальные и духовные ценности народа. Яркими примерами является взрыв памятника Николаю II в Мытищах (1997), минирование памятника Петру I в Москве (1998), ночной взрыв у приемной ФСБ в Москве (1999), подрыв храма Святителя Николая Мирликийского на юге Москвы (2008), нападение на католические церкви в кенийском городе Гарисса (2012). Вместе с уничтожением памятников культурного наследия террористы наносят ущерб исторической памяти народа, разрушают связь традиций, осложняют восприятие опыта прошлых поколений. Это в свою очередь подрывает национальное самосознание и духовное единство страны.

Наиболее ярко проблема негативного влияния терроризма на культурные процессы и общество отражается в современном искусстве: художественной литературе, кинематографии, живописи, фотоискусстве.

Например, в романе А. Проханова «Господин Гексаген» (2002) осуждаются события 1999 г., в частности, серия взрывов жилых домов в российских городах (Буйнакске, Москве и Волгодонске). Автор показывает неизбежное нарастание террористической угрозы, а также провоцирует недоверие граждан к органам национальной безопасности, которые, по сути, способствуют развитию терроризма. Неприятие и аморальность насилия прослеживается и в «Романе о любви и терроре» Э. Тополя (2007). Автор детально описывает захват террористами заложников в здании Дома культуры на Дубровке в 2002 г. Он передает эмоции главных героев, находящихся перед лицом смерти, и демонстрирует идею слабости человека перед террором. В качестве антитезы насилию Э. Тополь противопоставляет в романе тему любви. Однако выводы автора пессимистичны. Он говорит о том, что мы постепенно превращаемся в нацию, которой чуждо сострадание.

Американский писатель Джон Апдайк в романе «Террорист» (2009) показывает озабоченность судьбой своей страны, которая окунулась в среду насилия после событий 2001 г. На примере главного героя 18-летнего сына египтянина и ирландки Ахмада Маллой Ашмави — жителя городка Нью-Проспект в Нью-Джерси, он пытается проследить, как формируется мировоззрение террориста, куда заводит его фанатичная вера. Финал романа — неудавшийся теракт, в котором подросток должен был взорвать бомбу в туннеле, свидетельствует о том, что западная культура еще способна избежать морального разложения общества при условии борьбы с насилием.

Не менее яростное отношение к терроризму встречается и в кинематографе. Так, в документальном фильме Ю. Зайцева «Лубянка. Обыкновенный терроризм» (2004 г.) на основе архивных материалов исследуются истоки появления в Чечне профессиональных террористов. Откровенные сцены захвата боевиками северокавказского города Буденовска в июне 1995 г., больницы в Кизляре и села Первомайское в январе 1996 г., театрального центра в Москве на Дубровке 23 октября 2003 г. проливают свет на события минувших лет, вызывают неприятие злобы и насилия.

Аналогичное отношение к терроризму можно встретить в западной художественной интерпретации трагедии в США 11 сентября 2001 г., унесшей жизни более 2000 чел. Это фильм «Башниблизнецы» (2005) известного американского режиссера Оливера Стоуна. В нем повествуется о судьбе двух полицейских из Портового управления — Уилла Джимено и Джона Маклафлина, по счастливой случайности спасшихся после крушения в результате терракта зданий Мирового торгового центра. Фильм заставляет проникнуться эмоциями, которые пережили участники этой трагедии мирового масштаба. Здесь налицо проблема насилия, в результате которого страдают тысячи невинных людей. Согласно мнению автора фильма, главная задача каждого, оказавшегося перед лицом террора, оставаться Человеком, верить в себя, дружбу и любовь. Только гуманные качества способны уберечь общество от плачевных последствий жестокости.

Антитеррористические тенденции можно проследить и в современной живописи и фотоискусстве. Через визуальные эффекты авторы пытаются не воссоздать какой-либо теракт, а вызвать отвращение к кровавым сценам насилия, пробудить сострадание к невинным жертвам.

Так, в 2005 г. в берлинской галерее «Кунстверке» прошла выставка картин, фотои кинодокументов, посвященная деятельности террористической организации РАФ (немецкой леворадикальной организации городских партизан 1968;1998 гг.) и ее жертвам. Пятьдесят разных художников (Ханс-Петер Фельдман, Герхард Рихтер, Мартин Киппенбергер, Зигмар Польке, Клаус Штаек, Йорг Иммендорфф и др.) представили свое видение кровавого деспотизма «красноармейцев». А в июле 2008 г. в Москве в рамках биеналле концептуального искусства «Стой! Кто идет?» была организована фотовыставка «ПРО ЭТО», в которой особого внимания заслужила экспозиция, посвященная последствиям терроризма. Авторы проекта постарались в образах передать беспомощность человека перед насилием и равнодушием.

Глубокий художественный анализ сущности терроризма представила Вера Мажирина через фотографии лиц детей, искаженных ужасом и страданием. Она их глазами посмотрела на трагедию в Беслане в 2004 г., когда боевики захватили здание обычной средней школы и погубили более 330 чел. Зверское отношение к невинным жертвам вызывает у зрителя трезвое ощущение реальности, заставляет задуматься о своем будущем, о судьбе своих детей и страны в целом.

Таким образом, терроризм превратился сегодня в серьезную проблему для культурных процессов во всем мире. Он подрывает систему моральных и правовых ценностей, обостряет международные отношения, губительно действует на национальное самосознание, материальное и духовное достояние народа. В результате все более актуализируется задача усиления противодействия всего общества этому негативному явлению, использования не только экономических, социально-политических, воспитательных, правоохранительных, но и социально-культурных мер в целях решительного перелома террористической ситуации. Очевидно, что в борьбе с терроризмом важно понимать причины и условия его появления. И здесь необходимо уделить особое внимание вопросам предотвращения кризисных явлений в духовно-нравственной сфере, создания в обществе условий для формирования культуры взаимного доверия и любви, процессов взаимовыгодного культурного диалога.

терроризм материальный духовный ценность.

  • 1. Жданов И. Террор — значит страх // Зеркало недели. — 2001. — № 30.
  • 2. Попович А. Определение понятия терроризм. [Электронный ресурс]. — URL: http://fmp-gugn.narod.ru/pop3.html (дата обращения: 24.10.2012).
  • 3. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rg.ru/2006/03/10/borba-terrorizm.html (дата обращения: 21.10 2012).
  • 4. Экономический ущерб от терроризма. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.agentura.ru/terrorism/economics/ (дата обращения: 24.10. 2012).
  • 5. The United States Code, Title 22, chapter 38, § 2656: Management of Foreign Affairs. [Электронный ресурс]. — URL: http://uscodebeta.house.gov/ view. xhtml?eq=22+2656&f=&fq=true&num=0&hl=true (дата обращения: 21.10.2012)
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой