Основные функции специальных субъектов товарного рынка
Организаторы торгового оборота в целом выполняют важнейшую функцию в товарном обороте — регулирующую. Они организуют нормальную работу, создают условия и возможности для совершения субъектами торговых операций, порождая инициативу и интерес к дальнейшей деятельности. В частности, решают одну из важнейших проблем, от которой зависит становление и развитие торгового оборота России, — проблему… Читать ещё >
Основные функции специальных субъектов товарного рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие и основные функции организаторов торгового оборота
Еще в дореволюционном праве выделялись две функции участников торговли, применительно к торговому персоналу купца — «приказчики», деятельность которых состояла в совершении сделок, и «служащие по торговле», деятельность которых была направлена «к содействию торговле»[1].
Таким образом, участники торгового оборота, выполняющие вспомогательную роль содействия торговле и организующие торговлю, появились еще в русском праве.
Рассматривая организационную функцию в составе торгового оборота, следует отметить, что в современной России существует законодательное определение организатора торговли, которое приведено в ст. 2 Закона об организованных торгах.
Согласно этой статье организатором торговли является лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном рынке.
Организатором торговли на рынке ценных бумаг является юридическое лицо — профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.
В качестве организаторов торговли на рынке ценных бумаг могут выступать как фондовые биржи, так и организаторы внебиржевой торговли ценными бумагами, а также валютные и товарные биржи, имеющие фондовые отделы. Организаторы торговли могут выступать в сделке от своего имени и за свой счет, а также за счет участников при поступлении от них заявок. К организаторам торговли применяются дополнительные требования, связанные с раскрытием информации, а также другие ограничения, предусмотренные действующим законодательством.
По аналогии с этим определением организатором торгового оборота можно считать юридическое лицо, осуществляющее предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению договоров между участниками товарного оборота. Причем достаточно часто в юридической литературе высказывается точка зрения, что организатором торговли может быть исключительно некоммерческая организация. Это относится как к оптовой торговле, так и к организации тендерных закупок[2]. Например, утверждается, что осуществлять маркетинговую деятельность могут лишь некоммерческие организации, зарегистрированные в качестве автономных некоммерческих организаций и некоммерческих партнерств.
Как показывает мировой опыт, оптовая торговля в мегаполисах делится между тремя группами операторов: 60% рынка принадлежит оптово-розничным сетям, торговые посредники (агенты, брокеры, комиссионеры) занимают до 15% рынка, и 25% принадлежит подконтрольным государству организаторам торгового оборота — оптовым продовольственным рынкам, ярмаркам[3].
В юридической литературе нет единства в понимании и употреблении терминов «задачи» и «функции». Функция (от лат. functio — исполнение), по определению энциклопедического словаря, представляет собой обязанность, круг деятельности, внешнее проявление свойств объекта в системе отношений, в данном случае — в торговом обороте[4]. Функция — одна из наиболее значимых характеристик правовых объектов, по своей природе предназначенных для применения их в действиях людей. Гёте так определял это явление: «Функция — это существование, мыслимое нами в действии».
Функции в самом общем виде можно рассматривать как назначение и смысл существования системно организованных объектов[5]. Как подчеркивали Д. А. Керимов и В. Н. Кудрявцев, любое системное исследование должно быть ориентировано на познание «функционального назначения», роли и эффективности воздействия системы на среду[6]. Наиболее обоснованной представляется позиция тех авторов, которые исходят из положений общей теории государства и права (И. О. Снигирева, Л. С. Явич, А. И. Цепин), где уже давно разработано определение понятия функций государства как основных направлений его деятельности.
Исходя из этого, функциями юридических лиц можно считать основные направления их деятельности по решению стоящих перед ними задач.
Следует отметить, что исследование функций субъектов торгового оборота позволяет определить не только роль субъекта в регулировании торговой деятельности, но и возможности для содействия повышению эффективности торгового оборота в целом. Соглашаясь с мнением о том, что функции выражают основное назначение объекта, нельзя вместе с тем принять взгляд на функции как на цели использования права, так как при этом утрачивается указание на объекты, в отношении которых выполняются соответствующие функции[7].
Компетенция субъектов, организующих коммерческую деятельность, как правило, является специальной. Специальный характер их правоспособности дает возможность в первую очередь осуществлять защиту прав и интересов участников торгового оборота и обеспечивать их нормальную работу на товарных рынках.
Организаторы торгового оборота в целом выполняют важнейшую функцию в товарном обороте — регулирующую. Они организуют нормальную работу, создают условия и возможности для совершения субъектами торговых операций, порождая инициативу и интерес к дальнейшей деятельности. В частности, решают одну из важнейших проблем, от которой зависит становление и развитие торгового оборота России, — проблему организации сбыта произведенных товаров, что ведет к налаживанию устойчивых торгово-хозяйственных связей, совершенствованию структуры и инфраструктуры рынка, имеет решающее значение для более полного использования возможностей российской экономики, а это, в свою очередь, должно способствовать ее успешному развитию.
Оказание содействия основным участникам торговли — изготовителям товаров и торговым организациям в осуществлении сбыта и снабжения является основной задачей организаторов торгового оборота. Реализация этой задачи может происходить с осуществлением различных функций, свойственных организаторам торговли.
Классификация специальных субъектов торгового оборота может проводиться по различным критериям, но наиболее значимой является та, которая учитывает функции, выполняемые ими в организации торгового оборота.
Исходя из основных этапов торгового оборота, включающих в себя процессы исследования рынка, сбыта изготовителями производимых товаров, приобретения их потребителями и посредническую деятельность, организаторов торгового оборота можно классифицировать в зависимости от тех функций, которые они осуществляют на каждой из этих стадий.
На стадии исследования рынка работают организаторы торгового оборота —маркетологи. Это в основной массе коммерческие организации, основной задачей которых является проведение по заказам изготовителей и оптовых торговых организаций исследований возможностей продаж и рынков сбыта определенных товаров.
Наряду с ними маркетинговые исследования проводят некоммерческие организации. К их числу можно отнести Рекламный совет России, некоммерческие партнерства «Гильдия маркетологов» и «РусБренд», разного рода союзы, ассоциации и объединения, а также саморегулируемые организации. Они обеспечивают предоставление объективной информации о товаре, анализ спроса и предложения на товарных рынках, вовлечение потенциальных потребителей в торговый оборот.
Сбыт изготовителем производимого товара и приобретение его потребителем (материальное и товарное снабжение) является центральным участком торговой деятельности, на котором происходит непосредственное перемещение товара от одного лица к другому с переходом права собственности.
На этой стадии активно работают организаторы торгового оборота — логистики, снабженцы и др. К их числу относятся товарные биржи, оптовые ярмарки, оптовые продовольственные рынки и выставки. Так, основной функцией товарных бирж как организаторов торгового оборота служит выявление спроса и предложения и формирование обоснованных рыночных цен на основные сырьевые продукты. Что касается оптовых ярмарок и оптовых продовольственных рынков, то их главной задачей служит создание условий и возможностей для совершения торговых операций другими участниками торгового оборота, предоставление места и создание иных условий для эффективной торговли.
С функциональной точки зрения отдельную группу в классификации организаторов торгового оборота составляют «инфраструктурные» субъекты торгового оборота: торговопромышленные палаты, бизнес-ассоциации (Российский союз промышленников и предпринимателей, некоммерческое партнерство «Содружество бумажных оптовиков», отраслевые объединения товаропроизводителей и др.) и бизнес-инкубаторы (некоммерческое партнерство «Национальное содружество бизнес-инкубаторов»). Их основными задачами являются формирование современной цивилизованной торговой инфраструктуры и создание благоприятных условий для торговой деятельности, включая вопросы внутренней и внешней коммуникации и подготовки кадров для торговой сферы.
- [1] Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. М., 1994. С. 88.
- [2] См.: Писцов Г. И. Определение налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (комментарий к статьям 301—305НК РФ) // Бухучет ценных бумаг. 2002. № 1; Ганущак Ю. Слишком прозрачная для коррупции — именно такая финансовая среда возникнет на Украинев случае широкомасштабного воплощения идеи тендерных закупок // Зеркало недели. 2002. № 33.
- [3] См.: Подшибякин А., Торочешникова М. Finita la comedia: закат «дикойторговли» // Бизнес-журнал. 2002. № 4.
- [4] См.: Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский[и др.]. М" 2003.
- [5] См.: Юндин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.
- [6] См.: Керимов Д. А., Кудрявцев В. Н. Право и государство: опыт философско-правового анализа. М.: Манускрипт, 1993. С. 52.
- [7] См.: Пугинский Б. И. Теория и практика договорного регулирования. М.:Зерцало-М, 2008. С. 100.