Введение.
Проектная организация как метод управления внутренними процессами в рамках деятельности предпринимательского университета
Эффективность проектной организации в вузе будет рассмотрена на примере Пермского кампуса Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (далее НИУ ВШЭ — Пермь), реализующего не только традиционную схему организационного управления, но и проектно-ориентированный подход. Такое сочетание подходов к управлению можно объяснить стремлением предпринимательского университета… Читать ещё >
Введение. Проектная организация как метод управления внутренними процессами в рамках деятельности предпринимательского университета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В последние десятилетия мировая образовательная система столкнулась с совершенно новыми проблемами, порождаемыми информационным обществом и глобализацией политики и экономики. Процесс трансформации образования и его институциональных основ ознаменован значительно возросшим спросом на образовательные услуги, постоянным появлением новых образовательных задач и объективной системной нехваткой государственных средств для обеспечения качественного бесплатного высшего образования.
Несмотря на отсутствие явных признаков процесса трансформации образовательной системы, конкуренция между российскими вузами усилилась, а их деятельность постепенно приобретает черты рыночных предприятий, готовых идти на больший риск. Таким образом, новое время для университетов, ориентированных на непрерывное саморазвитие, характеризуется острой необходимостью вузов в поиске новых эффективных методов организационного управления. Проблема нового внутриуниверситетского устройства принадлежит к числу объективных проблем современного развития мировой экономики.
В данной работе представлены обоснования эффективности проектной организации как наиболее предпочтительного метода управления внутренними процессами в рамках деятельности предпринимательского университета. Проектная организация внутри вуза предполагает применение стратегий выживания и саморазвития в условиях рыночной экономики и ограниченности государственного финансирования, обеспечение высокого качества образования, соответствующего новым социально-экономическим условиям, и интеграцию в мировое образовательное пространство.
Эффективность проектной организации в вузе будет рассмотрена на примере Пермского кампуса Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (далее НИУ ВШЭ — Пермь), реализующего не только традиционную схему организационного управления, но и проектно-ориентированный подход. Такое сочетание подходов к управлению можно объяснить стремлением предпринимательского университета к движению по траектории саморазвития. Успешное функционирование Высшей школы экономики с точки зрения проектной ориентированности университета не может быть не подкреплено примерами реализации наиболее удачных и значимых для университета образовательных проектов. В данной магистерской диссертации особое внимание будет уделено проекту «Университетско-школьный кластер» (далее УШК), занимающемуся совершенствованием профессиональных компетенций учителей Пермского края. Теоретическая часть отражает общие сведения о деятельности УШК, а также параметрирование Кластера как проекта и его анализ с точки зрения проектного управления.
Практическая составляющая предполагает анализ эффектов, создаваемых в ходе деятельности Кластера. Цель данного исследования — выявить эффект от реализации НИУ ВШЭ — Пермь образовательных проектов по повышению квалификации учителей на примере конкретного проекта «Университетско-школьный кластер», осуществляющего деятельность на базе Пермского кампуса. Следовательно, объектом исследования будет сам Кластер, а предметом — количественное измерение и анализ эффективности проекта посредством выявления и последующего вычисления эффектов от его реализации. Исследовательский вопрос звучит следующим образом: «Эффективен ли реализуемый НИУ ВШЭ — Пермь проект по повышению квалификации учителей?»; исходя из особенностей объекта исследования, возникает исследовательская проблема: «Как измерить эффект, извлекаемый из этого образовательного проекта? Можно ли измерить эффект количественно? Как разработать универсальную методику измерения эффективности подобных образовательных проектов?» Дизайн исследования ставит перед нами следующие задачи: сделать теоретический обзор по данной теме, собрать необходимые данные, провести верификацию выдвинутых на начальном этапе гипотез и проинтерпретировать полученные результаты. Предполагается, что данная работа позволит предложить качественное решение обозначенных нами на начальном этапе исследовательских проблем.
В первой главе магистерской диссертации детально раскрыты такие теоретические аспекты, как проектно-ориентированное управление в рамках внутриуниверситетского устройства и принципы проектной организации в университете. Вторая глава посвящена анализу создаваемых в ходе осуществления образовательного проекта «Университетско-школьный кластер» эффектов с применением результатов Единого государственного экзамена в 2014 и 2015 годах. В третьей главе реализована принципиально новая методика анализа, получившая название «перекрестной», так как основной ее принцип заключается в осуществлении анализа эффектов одного образовательного проекта (УШК) посредством изучения результатов деятельности другого (олимпиада для учителей «ПРОФИ-Край»). Такая содержательная компоновка обусловлена тем фактом, что данная работа включает в себя сразу два масштабных эмпирических исследования, которые мы сочли нецелесообразным дробить на методологическую часть и непосредственное обсуждение результатов.
Данная исследовательская работа в первую очередь сконцентрирована на преимуществах, в которых заинтересован потребитель образовательного проекта (школы Пермского края) и его исполнитель (НИУ ВШЭ — Пермь). Однако у нас есть все основания полагать, что конечный результат данного исследования будет также актуален для главного финансового спонсора УШК — государства.