Опытно-поисковая работа по воспитанию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в Муниципальной дошкольной образовательной организации детский сад № 19 р. п. В. Синячиха Алапаевского района
Также дошкольная образовательная организация привлекает родителей в процесс воспитания нравственных качеств ребенка. Используя разнообразные методы и приемы в процессе воспитания у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств, воспитателю необходимо опираться на следующие принципы: системность, опора на положительное, гуманизация воспитательного процесса, личностно-деятельностный… Читать ещё >
Опытно-поисковая работа по воспитанию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в Муниципальной дошкольной образовательной организации детский сад № 19 р. п. В. Синячиха Алапаевского района (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Анализ деятельности педагогов дошкольной образовательной организации по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Основными целями деятельности МДОО В. Синячихинского детского сада являются:
- · Создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования;
- · Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а так же осуществление присмотра и ухода за детьми.
Развитие дошкольной организации осуществляется через инновационные процессы и обеспечивает при всем этом их качественность, а также обеспечение специалистов ДОО программой действий. Данная программа объединяет аналитическую деятельность педагогического коллектива ДОО и педагогическую деятельность, а также внедрение качественных педагогических технологий, которые обеспечивают широкий выбор оптимальных средств и условий воспитания и обучения дошкольников.
Основные задачи дошкольной образовательной организации:
- · охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
- · обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;
- · воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- · осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и/или психическом развитии воспитанников;
- · взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
- · оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Вопросы воспитания нравственных качеств отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Цель основной общеобразовательной программы — развитие нравственных качеств ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы. Востребованность нравственного развития в ФГОС ДО отражена в интегративных качествах личности:
- · Эмоционально отзывчивый.
- · Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- · Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения [14, с. 65].
В.Синячихинский детский сад осуществляет свою деятельность по основной образовательной программе дошкольного образования, составленная на основе примерной программы «Детство». Данная программа нацелена на социально-личностное развитие детей. Содержательно-целевой компонент нравственного развития дошкольников отражен в разделе «Ребенок входит в мир социальных отношений».
Нравственное развитие ребенка связано с его практической деятельностью, регуляцией отношений с партнером по игре и умением договориться или уступить друг другу. В процессе деятельности ребенка, его контакта с партнером очень часто возникают конфликты, противоречия, где сталкиваются личные интересы и нежелание или неумение ребенка принять и исполнить нравственную норму.
В В. Синячихинском детском саду разработаны развивающие занятия с детьми по развитию нравственных качеств.
Задачи развивающих занятий:
- · Сформировать представления у детей о биполярных понятиях: честность — ложь; щедрость — жадность; трудолюбие — лень; скромность — хвастовство.
- · Научить детей видеть и анализировать собственное поведение и поведение других людей.
- · Побуждать представлять всевозможные последствия непродуманных поступков.
- · Сформировать у детей систему последовательных действий, адекватных ситуаций.
- · Научить использовать в повседневной жизни правила честности, трудолюбия, скромности, щедрости.
При проведении развивающих занятий используются следующие методы и приемы:
- · разыгрывание и анализ ситуаций;
- · совместная разработка правил поведения;
- · игровые упражнения;
- · чтение художественных произведений с последующим анализом;
- · анализ смыслового содержания пословиц, поговорок;
- · продолжение тематического рассказа;
- · игры;
- · беседы на нравственную тему;
- · мини-конкурсы.
В процессе развития у дошкольников нравственных качеств, воспитатели используют такие принципы, как:
- · системность;
- · опора на положительное;
- · гуманизация воспитательного процесса;
- · личностно-деятельностный подход;
- · единство воспитательных воздействий.
Деятельность по воспитанию нравственных качеств ведется ежедневно. Воспитатель умело распределяет содержание в течение всего процесса. Развивающие занятия ведутся во второй половине дня. Впрочем, все это не исключает работы воспитателя с детьми вне занятий. Нельзя заблаговременно отметить весь спектр внезапно возникающих ситуаций и сложностей. От воспитателя могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.
Педагоги выявляют положительное в ребенке и, делая упор на хорошее, развивают другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные нравственные качества. Затем доводят их до нужного уровня и гармонического сочетания. В воспитательном процессе не допускается конфронтация, борьба воспитателя с ребенком, антитеза сил и позиций. Только сотрудничество. Упорство и заинтересованное участие воспитателя в судьбе дошкольника дают положительные результаты. Воспитатели дошкольной образовательной организации программируют хорошее поведение. Также они внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие старшим дошкольникам, ободряют их при неудачах.
Воспитание нравственных качеств требует:
- · гуманного отношения к личности воспитанника;
- · уважения его прав и свобод;
- · предъявления ребенку посильных и разумно сформулированных требований;
- · уважения к позиции ребенка даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
- · уважения права человека быть самим собой;
- · доведения до сознания дошкольника конкретных целей его воспитания;
- · ненасильственного формирования требуемых качеств;
- · отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
- · признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям.
Работа со старшими дошкольниками основывается на личностно ориентированном взаимодействии.
При выполнении заданий воспитатель выделяет в детях самостоятельность, поисковую и творческую активность. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть: признается его уникальность, отмечаются успехи каждого, не допускаются нравоучения. Очень важно, чтобы дети без страха включались в обсуждение различных вопросов, так как чувство страха всегда вызывает скованность, неуверенность в себе и рождает неискренность.
В детском саду большое внимание уделяется созданию благоприятных условий для развития нравственных качеств у детей. В группах детям комфортно и уютно, любой имеет возможность найти себе любимое занятие. Это достигается за счет создания единого воспитательного и психопрофилактического пространства.
При создании развивающей среды, воспитатели позаботились о том, чтобы ребенок не потерял чувства защищенности, безопасности и, устав от окружающих, перебрался в «тихий уголок», или «уголок отдыха». Там он может полистать любимые книжки, рассмотреть альбом с фотографиями семьи, поиграть с любимой игрушкой и просто помечтать.
Здесь дети могут найти:
- · «мирилки-дружилки»,
- · стаканчик для крика,
- · игрушка-подушка «шептунчик»,
- · сумочка для секретов и др.
Сходство с домашней обстановкой, наличие милых ребенку вещей снимает стресс, помогает легче адаптироваться.
Цель уголка — научить детей самоанализу и самооценке, развитие эмоционального мира дошкольников.
В ходе просветительской и профилактической работы с детьми, воспитатели получают психологические знания в форме консультирования, тренинговых занятий, деловых игр, где, выступая в роли детей, воспитатели участвуют в решении проблемных ситуаций.
Увидеть результаты деятельности дошкольной образовательной организации по воспитанию нравственных качеств воспитателям помогает мониторинг.
Он проходит в конце учебного года и включает:
- · психолого-педагогическую диагностику интегративных качеств по методике И. А. Бурлаковой, Е. К. Ягловской [59];
- · мониторинг освоения детьми образовательной области «Социализация» по программе «Детство».
Итоги мониторинга по каждому ребенку вносятся в итоговую «карту развития нравственных качеств». Возможности ребенка оцениваются по пятибалльной шкале. По результатам диагностики выводится итоговый балл, который соответствует своей зоне развития. Дети включаются в групповую работу, получив баллы ниже среднего.
Ни одна программа не сможет дать полноценные результаты, если она не реализуется вместе с семьей. Работу в данном направлении педагогическому коллективу В. Синячихинского детского сада помогают осуществлять родительские собрания, семинары-практикумы, «круглые столы», индивидуальные консультации и консультации в папках передвижках на группах. Для каждой возрастной группы оформлены информационные папки. В них представлен материал о возрастном психическом развитии детей данного возраста, интересные статьи из прессы, книг по вопросам психологии.
Участники воспитательного процесса, действуют сообща. Они предъявляют детям старшего дошкольного возраста согласованные требования, идут рука об руку, помогая другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
Для повышения уровня развития нравственных качеств у старших дошкольников мы разработали комплекс мероприятий, целью которого является воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Результатом будет являться расширение знания детей о положительных и отрицательных качествах людей, усваивание новых понятий и применение их в повседневной жизни, анализ своего поведения.
Таким образом, работа по воспитанию нравственных качеств в В. Синячихинском детском саду проводится согласованно и систематически, которая состоит из развивающих занятий.
Также дошкольная образовательная организация привлекает родителей в процесс воспитания нравственных качеств ребенка. Используя разнообразные методы и приемы в процессе воспитания у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств, воспитателю необходимо опираться на следующие принципы: системность, опора на положительное, гуманизация воспитательного процесса, личностно-деятельностный подход, единство воспитательных воздействий.