Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Компоненты деятельности. 
Философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Человек как патриот. Патриотизм — непременный атрибут цивилизованного общества: любовь к Родине, готовность отстаивать честь и достоинство Отечества, решительность и мужество вплоть до самопожертвования в защите интересов государства, особенно при внешней вооружённой агрессии или террористических выпадах. Быть гражданином своей страны и не быть патриотом её — это нонсенс. Человек как патриот… Читать ещё >

Компоненты деятельности. Философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Их восемь: субъект, объект, средства, процесс, условия, результат, система, среда (Л. Зеленов).

Деятельность всегда является субъектной, её осуществляет человек, субъект, личность с определённым набором качеств. Деятельность объектна, «предметна», предметно направлена. Деятельность орудийна, то есть связана со средствами труда.

Деятельность процессуальна, представлена совокупностью производимых операций по её конкретному виду, в зависимости от сфер жизнедеятельности.

Деятельность результативна, продуктивна, иначе деятельность превращается в простое безрезультатное процессуирование.

Деятельность осуществляется при определённых условиях, то есть при включении в неё других систем деятельности.

Деятельность системно организована, упорядочена, структурирована.

Деятельность осуществляется в среде, то есть во взаимоотношениях с другими системами деятельности, которые выступают в качестве активного фона и потенциала компонентов различных видов деятельности.

Социальные роли личности

Если человек, индивид есть отражение всей совокупности общественных отношений (по сферам общественной жизни), то неизбежна многоплановость его социальных ролей, которые он играет как личность. Выше мы отмечали ролевую концепцию личности, здесь же определим социальные роли. Человек как деятель. Как деятель он выступает независимо от того, в какой сфере или области деятельности осуществляет свои профессиональные функции. На основе приведённого выше рассуждения о социализации индивида, компонентов деятельности, вырисовывается картина становления личности человека в процессе деятельности: работа — труд — деятельность — творчество. Это функционально-ролевая динамика формирования всесторонней личности в совокупности со становлением её сознания, психики и культуры.

Человек как гражданин. Человек — личность, которому небезразличен его коллектив, страна, нация, развивающиеся в рамках естественного права. Он субъект гражданского процесса. Гражданская позиция человека отражает его сущность как индивида правового государства и гражданского общества. Права и свободы человека объективно принадлежат каждому от рождения и должны уважаться государством и всеми институтами общества. При осуществлении гражданских прав недопустимо ущемление прав и свобод других. Государство не может издавать законы, умаляющие или отменяющие основные права и свободы человека как гражданина. Нарушенные права человека подлежат восстановлению всеми средствами, которые представляются Конституцией РФ и федеральными законами. Поэтому человек как гражданин — это полноправный субъект системы общественных отношений, созидатель гражданского общества, способный защищать и развивать его права и свободы.

Человек как патриот. Патриотизм — непременный атрибут цивилизованного общества: любовь к Родине, готовность отстаивать честь и достоинство Отечества, решительность и мужество вплоть до самопожертвования в защите интересов государства, особенно при внешней вооружённой агрессии или террористических выпадах. Быть гражданином своей страны и не быть патриотом её — это нонсенс. Человек как патриот — это субъект общественных процессов, он не только их главный участник, но и выразитель российской ментальности в каждом из них. Суть проявления патриотизма заключена в делах человеческих, в социальной роли личности. Патриотизм — это духовная потребность личности, её внутренний персональный и моральный долг по отношению к себе, семье, коллективу, обществу, стране. Но эти чувства не должны быть идеологизированы, а представлять собственный, осознанный выбор человека, когда он ощущает себя действительным членом общества, субъектом в делах страны, а страна, государство готовы отстаивать и защищать его человеческое достоинство россиянина в любой точке земного шара как свою высшую ценность. В воспитании патриотических чувств важна роль национальной идеи, которую можно выразить так: «Великий Народ — Великая Россия: Великая Россия — Великий Народ» .

Человек как семьянин. Социальная роль личности, связанная с функционированием семьи, универсальна. В семье начинается процесс социализации личности, закладываются основы будущей личности. В семье осуществляется таинство рождения человека, закладываются первичные знания, умения и установки. В семье формируется хозяйственно-бытовая функция человека.

Человек как потребитель. Смысл этой человеческой роли не в утилитарном потреблении тех или иных продуктов и услуг. Личность как потребитель значима тем, что человек способен удовлетворять свои здоровые потребности. Потребности — это побудительная сила, заставляющая индивида включаться в процесс деятельности. Потребность учиться — студент; потребность реализовывать полученные знания — инженер, педагог, врач, офицер; потребность реализовывать умения — руководитель, учёный.

Человек как собственник. Проблема личности как собственника, его ролевое значение в социуме весьма актуальны для развития современного общества. В советскую эпоху в общественном сознании идеологически закреплялся образ человека, не обременённого частной собственностью, а, значит, не представляющего её функциональных модусов и меры ответственности за них. Владение частной собственностью считалось постыдным, причём, государство не утруждало себя разъяснениями экономических особенностей этого утверждения, а сводило его к однозначно негативной партийно-идеологической трактовке. Право частной собственности, как личная свобода человека игнорировалось, право на общественную собственность было декларативным. Личная собственность минимизировалась, так как существовали «социалистические нормы» для «обыкновенных людей» и расширенные для чиновничьей номенклатуры, что приводило к грубому социальному расслоению общества. Частная собственность повсеместно осуждалась в советском обществе, причём, без всестороннего научного анализа и оценки её форм, учёта особенностей труда собственников и работников, их квалификации, получения и распределения прибыли, формирования фондов оплаты труда, выполнения социальных программ и т. п. Коммунистическая критика была направлена на искусственную нивелировку западных технологий, ретуширование инноваций, очернение процессов корпоративной деятельности профессиональных рабочих и менеджеров экономики. Идеологическое огрубление права частной собственности породило её метафизическое восприятие советским обществом и человеком. Однако право частной собственности — это личная свобода человека по отношению к средствам производства, в целом — это экономика, как системообразующий жизнь общества институт — сфера общественной жизни — со свойственными ей функциями, целями, задачами, принципами, нормами, традициями, культурой, в рамках которых и формируется личность собственника. Игнорирование права частной собственности в системе экономических отношений общества приводит к нарушению прав личности и нивелированию правовой формы свободы человека как собственника. Человек, ограниченный в правах и свободах, не может быть полноценным творцом своей жизни и жизни общества. Поэтому человек, как собственник, столь же важен для социума как человек-патриот, человек-гражданин; только в соответствии с таким подходом предметно значима его социальная роль в жизни общества.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой