Функции морали.
Этика государственной и муниципальной службы
Нравственная культура личности — характеристика ее нравственного развития, отражающая степень освоения морального опыта общества, способность и готовность органично и последовательно реализовать в своих поступках, поведении, взаимоотношениях с другими людьми принятые и одобряемые обществом ценности, принципы и нормы. Выполняя регулятивную функцию, мораль выступает в качестве одного из основных… Читать ещё >
Функции морали. Этика государственной и муниципальной службы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реальная роль морали как важнейшего регулятора общественной жизни отражена в ее социальных функциях, т. е. основных ролях, которая она выполняет в жизни человечества, общества и каждого человека в отдельности. Своебразие воздействия морали на человека проявляется в полифоничности, целостности ее функционирования и неразделенное™ ее функций.
К основным функциям морали обычно относят:
- — регулятивную;
- — ценностно-ориентационную;
- — социализирующую.
Выполняя регулятивную функцию, мораль выступает в качестве одного из основных средств социальной регуляции поведения отдельных людей, социальных групп и всего общества, утверждая импетативный характер морали как вида социального управления. В то же время осуществляется саморегуляция личности и социальной среды в целом.
Ценностно-ориентационная функция морали выражается в том, что любой поступок человека оценивается через сравнение должного и сущего, реального поведения и ценностей и идеалов, которые формируются не только в общественном мнении, но и в структуре личных моральных убеждений индивида, осуществляющего оценку событий и явлений окружающего мира, поступков других людей, а также самооценку в соответствии с ориентацией на представления о чести, добре, справедливости, составляющих в качестве моральных ценностей фундамент морали.
В процессе моральной саморегуляции личность самостоятельно ориентируется по нравственным ценностям — жизненно важным для человека ориентирам, заложенным в морали. Таким образом, профессиональная мораль дает человеку ориентиры, касающиеся нравственного смысла его поступков.
Социализирующая функция обеспечивает включение человека в социальную среду через принятие и интериоризацию норм общественной, профессиональной или групповой морали, способствующее гармонизации взаимоотношений в социальной среде.
Характеризуя полифункциональность морали, ученые выделяют также следующие функции:
- — воспитательную;
- — познавательную;
- — коммуникативную;
- — интегративную;
- — социального контроля и др.[1]
Воспитательная функция. Воспитательная функция морали и состоит в том, чтобы «научиться быть человеком». По словам Э. Фромма, «человек — не то, что он есть, он таков, каким может стать. Он может обрести себя, обогатить свое существование или самоутратиться»[2].
Воспитание, основанное на взаимопонимании и взаимном уважении, бережном отношении к личному достоинству человека, эмпатии, составляет фундамент культуры нравственного сознания и поведения личности, формирование которой продолжается всю жизнь и на всех этапах ее социализации в процессе этического и этико-профессионального развития, самовоспитания.
Познавательная функция. Через оценку своих и чужих поступков человек приобретает знания о должном, усваивает их, познает необходимость следования установленным требованиям. В этом процессе усвоения знаний о должном, осознания их глубинного смысла и формирования готовности следовать им в своей жизни происходит становление культуры нравственного сознания личности.
Коммуникативная функция. Усвоение знаний о должном происходит в процессе взаимодействия с другими людьми, оценки их реальных поступков на основе соотнесения их с установленными требованиями общественной морали, профессиональной этики, правил общепринятого этикета.
Функция социального контроля. Для устранения социальных отклонений в целях обеспечения устойчивости и интегрированности социальной системы мораль выполняет функцию социального контроля, обеспечивая управление социальными процессами и поведением людей.
Интегративная функция. Благодаря этой функции морали члены социальной группы обретают «чувство общности», сопричастности к общему делу, формирующей понятие «мы».
Компенсаторская функция. Формируя культуру нравственных чувств, мораль посредством компенсаторной функции выступает в роли своеобразной «отдушины» в условиях обезличенных отношений, способствуя сближению людей, созданию атмосферы доверительности, чувства психологического комфорта и личной защищенности.
Выделение определенных функций морали достаточно условно, так как в реальности они тесно переплетены между собой. Именно в этой целостности функционирования проявляется своеобразие воздействия морали на человека.
Степень освоения одобряемых обществом ценностей, принципов, норм и правил поведения определяет уровень нравственной культуры личности.
Нравственная культура личности — характеристика ее нравственного развития, отражающая степень освоения морального опыта общества, способность и готовность органично и последовательно реализовать в своих поступках, поведении, взаимоотношениях с другими людьми принятые и одобряемые обществом ценности, принципы и нормы.
В нравственной культуре личности в целостной системе представлены три взаимосвязанных составляющих:
- 1) культура нравственного сознания, включающая этическое знание, степень его усвоения и умение пользоваться этим знанием в условиях морального выбора, применяя нравственные нормы к особенностям сложившихся ситуаций;
- 2) культура чувств, выражающаяся в способности человека к эмпатии, «моральному резонансу»;
- 3) культура поведения, отражающая степень реализации в моральной практике освоенного личностью этического знания, превращения его в повседневную норму поступка, а также уровень освоения правил этикета, регламентирующих форму и манеры поведения личности.
Единство глубоких, осмысленных знаний, развитых, утонченных чувств и соответствующих им практических поступков и действий характеризует высокую степень зрелости нравственной культуры личности. Отсутствие элементарных этических знаний и нарушение общепринятых нравственных норм человеческих отношений говорит о низком уровне нравственной культуры человека.