Стратегии работы в гештальт-терапии
Нарушения ассимиляции проявляются в том, что ребенок не может сам переработать и сохранить полученный им опыт в полном объеме. Так может происходить при нарушениях мыслительных функций, при педагогической запущенности ребенка, но может встречаться и в ситуациях стресса и эмоциональной перегрузки, когда объем впечатлений, с которым встречается ребенок, слишком обширен и интенсивен, чтобы быть… Читать ещё >
Стратегии работы в гештальт-терапии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В разных проблемных ситуациях мы можем выделить процесс движения к контакту, к удовлетворению потребности, к получению нового опыта и росту, а также противоположный процесс остановки контакта, который заставляет ребенка рассуждать и действовать старым, неэффективным способом.
Конфлюэнция проявляется в том, что ребенок не может ориентироваться в своих ощущениях, желаниях и действиях, формировать «ясную фигуру на фоне». Внимание равномерно распределяется между разными меняющимися событиями и переживаниями, и ни одно из них не становится доминирующей фигурой. Полученный опыт проживается и усваивается непосредственно в виде ощущений, образов, состояний без анализа и рефлексии. Таким способом ребенок может усваивать речь, представления о мире, об отношениях людей, их отношение к себе. Этот способ контакта эффективен в ситуации комфорта и безопасности, равновесия между организмом и средой. Но в ситуации голода или опасности, при встрече с новыми обстоятельствами этого недостаточно.
В случае конфлюэнции, испытывая дискомфорт, ребенок не может определить источник неудобства и совершить необходимые действия: попросить о чем-то или самому что-то сделать. В такой ситуации ребенок не может различить себя и окружающий мир, и весь опыт предстает в виде смутных ощущений. Если ребенок оказывается в затруднении, он ищет ответа у близкого человека, который может принять решение о его потребности, причем в ответ на вопросы о себе ребенок будет говорить «не знаю» или молчать. Конфлюэнция может быть причиной психосоматических нарушений, капризов, истерик или агрессивного поведения, так как накопленное напряжение неудо вл створе иных потребностей находит выход в достаточно примитивных и мощных реакциях — приступах агрессии, истериках, перевозбуждении.
Гештальт-терапия направлена на поддержку осознавания своих телесных ощущений, своих границ, осознавания и принятия различий между «Я» и «не-Я», что дает возможность ребенку начать ориентироваться в себе и в своей ситуации. Одним из возможных вариантов работы с ребенком может быть игра или обсуждение, поддерживающие разные ощущения. Это может быть, например, игра в угощение, где дети представляют вкус разных блюд, выбирают, что им нравится, а что нет. Дети могут также слушать разные звуки, музыку, рисовать каракули или разноцветные пятна, рассматривать их. Терапевт поддерживает сосредоточение на субъективных переживаниях в ситуации «здесь-и-сейчас» и на смысле этих переживаний.
Интроекция проявляется в том, что ребенок или подросток, выбирая свои действия, автоматически ориентируется не на собственные потребности, а на долженствования, предписания, оценки и ожидания других людей. С одной стороны, это быстрый способ научения, возможность получить готовые знания, освоить правила обращения с предметами и людьми, способы принятия решений и другие полезные вещи.
В стабильных и повторяющихся ситуациях это может быть достаточно эффективно (например, научиться пользоваться ложкой, карандашом, компьютером, научиться читать или ездить на велосипеде и вообще пользоваться речью и счетом). В других же ситуациях, при развитии новых потребностей или при встрече с новыми требованиями обстоятельств, привычные выборы могут быть неподходящими, ошибочными. Так, ребенок может усвоить, что у него есть склонность к языкам, но нет способности к математике, потому что в семье ни у кого нет способностей к точным наукам, и не замечать своего интереса к задачкам. Другой пример: ребенок может знать о себе, что он добрый и уступчивый, и не замечать при этом своей потребности отстаивать свои права и границы; он может замечать желания других, а свои желания оставлять неузнанными. Эти нарушения контакта могут проявляться в неуверенности, несамостоятельности, обидчивости, пассивности, потере интереса и активности.
Гештальт-терапия в этом случае будет направлена на поддержку осознавания собственных чувств и желаний ребенка, на поддержку права на обнаружение и переживание разных чувств, на выделение собственного интереса и собственных потребностей, на признание его желаний и интенций. В этих случаях фокусом игры, творчества или беседы рекомендуется сделать эмоции, чувства, желания и намерения самого ребенка или игровых персонажей (например, «рисунок мечты», игра в «цветик-семицветик» или «волшебную палочку», рисование или проигрывание разных настроений и качеств). Не менее важно рассмотреть так называемые «хорошие» и «плохие», неодобряемые чувства и желания, чтобы осознать потребности, которые поддерживают «плохие» чувства и желания, и помочь найти им подходящую форму для завершения.
Проекция как форма контакта проявляется в том, что ребенок приписывает реальной ситуации то, чего там на самом деле нет, но с чем приходилось встречаться, чего он боится или чего очень хочет, но не может получить. В некотором плане это полезное приспособление, чтобы не повторить ошибок, чтобы быстрее распознавать риски и угрозы в разных обстоятельствах и лучше заботиться о своей безопасности. Но это же самое может служить препятствием для лучшей ориентации в новых ситуациях. К примеру, никто на ребенка не ругается, но он чувствует себя виноватым и ведет себя так, словно его сейчас накажут. Или никто не собирается его ударить, а он сжимается и прячется, как будто удар должен на него обрушиться немедленно. Никто ничего не запрещает, а подросток спорит и доказывает свою правоту, разворачивая таким образом свой внутренний спор вовне. Проекции часто оказываются в основе тревог, страхов, конфликтов, нарушений отношений со сверстниками, неуверенности и других проблем социального характера.
Гештальт-терапия в этом случае направлена на осознавание и возвращение отвергнутых частей «Я», возвращение способности ориентироваться в новых ситуациях и новых отношениях, способности получать поддержу от среды, замечать свои ресурсы и обращаться к ним. Для этого хорошо подходят ролевые игры со сменой ролей, с масками, рисунки и моделирование, которые помогают рассмотреть разные переживания и благодаря этому вернуть себе утраченные ресурсы. Также можно воспользоваться совместной игрой, в которой терапевт принимает активное участие, поддерживая то одно, то другое переживание, пока ребенок не сможет их сынтегрировать и присвоить своему «Я».
Ретрофлексия заключается в остановке действия, необходимого для реализации потребностей, и фиксации его в виде телесного напряжения или устойчивого повторяющегося действия. Ретрофлексия может быть полезна и даже необходима для освоения культурных форм поведения, для ограничения спонтанных импульсов и соблюдения необходимых норм и правил общения с людьми и обращения с предметами.
При этом ретрофлексия может приводить к привычным неосознаваемым остановкам и напряжениям, которые, в свою очередь, приводят к постоянному замиранию, избеганию, ограничениям и переживаниям боли. Так, ребенок может удерживать проявления тревоги или агрессии, удерживать свое любопытство, в результате чего не может получить достаточной поддержки среды для построения контакта и удовлетворения своей потребности. Это может приводить к телесным симптомам: головной боли, тошноте, рвоте, а также к чувству одиночества, изолированности, беспомощности. Ребенок автоматически, неосознанно отказывается от своих сил и компетенций ради того, чтобы быть хорошим, «принятым», и становится одиноким и неуверенным в себе.
Гештальт-терапия при работе с ретрофлексией направлена на восстановление остановленных моторных действий, на поддержку экспериментирования и спонтанности поведения. Для этого важно сосредотачиваться на моторных ответах на ситуацию, на импульсах к действию. Сам терапевт должен быть готов встретиться с проявлением разных переживаний ребенка, с его агрессией и помочь найти адекватную форму, которая будет способствовать разрешению незавершенной ситуации и росту ребенка. Для этого следует использовать как двигательные упражнения, так и работу с выразительными средствами, делая акцент на их усиление.
Нарушения ассимиляции проявляются в том, что ребенок не может сам переработать и сохранить полученный им опыт в полном объеме. Так может происходить при нарушениях мыслительных функций, при педагогической запущенности ребенка, но может встречаться и в ситуациях стресса и эмоциональной перегрузки, когда объем впечатлений, с которым встречается ребенок, слишком обширен и интенсивен, чтобы быть переработанным. Усилия гештальт-терапевта при работе с нарушениями ассимиляции направлены на поддержку когнитивных функций, способности анализировать и обобщать свой опыт, придавать смысл происходящим событиям. Для этого используются вербальные и изобразительные средства, составление историй в рисунках или в виде рассказов, диалог.