Анархизм.
История политических учений
Идеалом анархизма, по мысли Бакунина, является достижение такого состояния общества, в котором «каждый человек свободен, где нет насилия, нет отношения господства и принуждения». Однако способность человека к свободомыслию и защите ее оказалась всесторонне скованной властью государства, стремившейся к ее полному поглощению. Поэтому только всеобщий бунт против государства является, по млению… Читать ещё >
Анархизм. История политических учений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Михаил Бакунин
Михаил Александрович Бакунин (1814−1876) — идеолог и практик русского анархизма, политический мыслитель, философ, социалреволюционер. Уже в ранней статье «Реакция в Германии» (1842) Бакунин выявил стремление разрешить противоречие между свободой личности и «разумной» действительностью путем революционного разрушения последней, выразив его в словах: «Страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть»1.
В 1843 г. в статье «Коммунизм» Бакунин, критикуя коммунистические идеи В. Вейтлинга, высказал мысль о том, что «свобода не может существовать в рамках государственной организации» (религиозных, юридических, политических, экономических, социальных учреждений), любое государство и всякая политическая власть есть зло. «Власть всегда аморальна. Государственная мораль совершенно противоположна человеческой. Во-первых, любое государство есть отрицание личности свободного общества. Во-вторых, любое государство в сущности своей строго централизовано и потому неизбежно приводит к абсолютизму, деспотизму и рабству. В-третьих, всякое государство (политическая власть) деморализует личность (даже самую лучшую, просвещенную и великодушную), которая не в силах устоять «против вытекающей из него порчи».
Идеалом анархизма, по мысли Бакунина, является достижение такого состояния общества, в котором «каждый человек свободен, где нет насилия, нет отношения господства и принуждения». Однако способность человека к свободомыслию и защите ее оказалась всесторонне скованной властью государства, стремившейся к ее полному поглощению. Поэтому только всеобщий бунт против государства является, по млению Бакулина, единственным средством избавления человечества от его рабского состояния.
В 1870-е гг. Бакунин создает самые значительные из своих произведений: «Кнуто-германская империя и социальная революция» (1871), «Государственность и анархия» (1872, изд. в 1874). В них нашли свое отражение все узловые элементы бакунинского мировоззрения. Здесь Бакунин раскрывает свои взгляды и отношение анархии к государству, государственной власти, уделяя большое внимание анализу русской государственности, цивилизации, революции и социалистического идеала.
Так, в «Государственности и анархии» он анализирует истоки социалистического идеала, пытаясь найти их в глубинах народной жизни, общественном укладе, социальной психологии. Основы идеала русского народа он видел:
+ во всенародном убеждении, что вся земля принадлежит народу, «орошающему ее своим потом и оплодотворяющему ее собственноручным трудом»;
+ в праве на общинное пользование землей, «разделяющем ее временно между лицами»;
+ в вольно-экономической общине, с ее общинным самоуправлением, основанном на выборном начале, ибо «случись революция в России, провались государство со всеми своими чиновниками, русская деревня организуется без малейшего труда сама собою в тот же день».
Итак, в вольно-экономической общине Бакунин видел зародыш будущей неполитической организации в масштабе всего общества, заменяющей после народной революции чиновничье-бюрократическую систему и государство.
В годы, когда создавались главные произведения Бакунина, революционной анархизм выступал в наиболее крайних формах. Свои надежды на наличие идеала свободы и «социалистического инстинкта» в русском народе, связанные с ожиданием стихийного бунта (народно-социалистической революции), Бакунин подкреплял активной деятельностью по созданию тайной революционной организации.
Идею о создании такой организации он развил еще в письме к С. Г. Нечаеву 2 июня 1870 г. Основная цель такой организации — «морализовать мир, создать новую религию», сознательно возбуждающую «всепоглощающую страсть всенародного общечеловеческого освобождения». Единственное содержание пропаганды — с помощью этой религии «шевелить души и создавать спасительную коллективную силу». Очень важный вопрос, который вызывает наибольшие нарекания со стороны критиков Бакунина, это вопрос, связанный со смыслом и функциональным назначением тайной коллективной диктатуры. По замыслу мыслителя, тайная диктатура действует на народ только «натуральным личным влиянием своих членов, не облеченных ни малейшею властью». Разбросанная сетью во всех областях, уездах и общинах, она используется в качестве средства реализации поставленных целей и задач, направляющего стихийно-революционное движение, но твердо определенному плану.
По существу план Бакунина по созданию будущего социалистического общества, которое предполагалось построить на основе безгосударственного самоуправления, на законе правды, честности, на полном доверии между всеми братьями и в отношении к каждому человеку, принципиально расходился с макиавеллистским и иезуитским планом Нечаева, согласно которому все человечество обращается в рабство с помощью создания могущественного полицейско-иезуитского государства. Одновременно такое расхождение означало полный разрыв Бакунина с нечаевщиной.
Ничто не могло поколебать приверженности Бакунина к революционной борьбе против власти, господства государства над человеком за подлинное царство свободы, которой он посвятил всю свою жизнь. Даже в период неудач он верил, что будущее все же принадлежит безгосударственному социалистическому обществу как обществу равных и свободных людей, как высшей ступени исторического развития человечества. «Будет время, — писал он в книге „Государственность и анархия“, — когда не будет более государств… будет время, когда на развалинах политических государств оснуется совершенно свободно и организуясь снизу вверх в единый братский союз вольных производительных ассоциаций, общин и областных федераций, обнимающих безразлично, потому что свободно, людей всех языков и народностей»1. Такова политическая позиция анархиста Бакунина.
Вместе с тем при всей утопичности, противоречивости программы создания безгосударственного общественного порядка, игнорирующей личностное начало, при всех проявлениях его неистового бунтарства против властей, шатаниях, бросаниях из крайности в крайность, вряд ли можно подвергнуть сомнению гуманность его идеала, основанного на ненависти ко всякому гнету и эксплуатации, подавлению и унижению человека и движимого неугомонной, пламенной страстью борца за освобождение трудящихся, за справедливое устройство общества, и всего человечества.