Степени сознания.
Система философии
Если нельзя допустить различия между сознанием и бессознательным состоянием душевных процессов, так как понятие душевного факта и понятие факта сознания вполне совпадают по объему, то, напротив того, нельзя отвергнуть допущения различных степеней сознательности. В известных пределах это различие по степени есть непосредственное выражение встречающихся нам в опыте различий. Обращая внимание… Читать ещё >
Степени сознания. Система философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Если нельзя допустить различия между сознанием и бессознательным состоянием душевных процессов, так как понятие душевного факта и понятие факта сознания вполне совпадают по объему, то, напротив того, нельзя отвергнуть допущения различных степеней сознательности. В известных пределах это различие по степени есть непосредственное выражение встречающихся нам в опыте различий. Обращая внимание на отношения отдельных процессов друг к другу, мы обозначаем словами степень сознания то, что, если его рассматривать как свойства самих процессов, мы называем их различной ясностью. В этом смысле степень ясности есть свойство непосредственно данное в опыте, на которое мы только указываем, но которое так же мало допускает определение, как и качество и интенсивность ощущений. И здесь может быть произведено всего лишь указание сопровождающих обстоятельств, при которых могут встречаться различные степени ясности одного и того же психического содержания. Тогда обычным условием здесь оказывается та проявляющаяся в определенных чувствованиях и ощущениях и измеряемая их интенсивностью сила апперцептивной деятельности, которую мы называем степенью внимания. Поэтому степень ясности какого-либо психического содержания представляется нам, с одной стороны, следствием условий его возникновения, например, при чувственных восприятиях действием силы ощущения, с другой стороны — действием сопровождающего внимания. Сообразно с этим об изменчивой ясности сознания вообще можно говорить лишь постольку, поскольку мы относим эту различную ясность отдельных процессов к их связи. Ведь сознание и есть не что иное, как эта связь процессов. Но из этого для степеней ясности сознания, помимо непосредственно воспринимаемой ясности самих отдельных процессов, вытекает еще и другое мерило, которое, само по себе будучи лишь косвенным, тем не менее находит применение как субъективно — при оценке нашего собственного сознания в принадлежащем прошлому состоянии, так и объективно — при определении ступеней сознания других существ. Это мерило состоит в различной последующей продолжительности психических процессов, которая со своей стороны измеряется возможностью воспроизводить их и признавать в этом воспроизведении сходственными с прежде пережитым. Так как мы наблюдаем, что обыкновенно переживания тем долее допускают воспроизведение, чем значительнее была непосредственная степень их ясности, то можно, конечно, допустить, что, если нет недостатка и в иных содействующих условиях, оба таким образом применяемые мерила ясности сознания, прямое и косвенное, будут вообще соответствовать друг другу. Очевидно, однако, что всюду, где дело идет о сравнении весьма отдаленных по времени друг от друга состояний, или там, где дело идет об объективной оценке степеней сознания, применимым оказывается лишь косвенное мерило. Таким образом выходит, что вообще мы измеряем степень сознания прежде всего способностью связывать друг с другом раздельные во времени состояния. Благодаря этому признаку понятие степени сознания получает в то же время один независимый от частного конкретного содержания внутреннего замечания (innerer Wahrnehmung) признак. Так, мы приписываем ребенку в период его наиболее раннего возраста несовершенную степень сознания, так как у него сознание отдаленных по времени психических процессов очевидно ограничено, так что мгновенное впечатление скоро забывается. Так, мы признаем, далее, ступень сознания животных тем более низкой, чем в большей степени наблюдаемые нами их действия совершаются исключительно под импульсом мгновенных впечатлений, без заметного воздействия прежних впечатлений. Таким образом мы вообще измеряем степень сознания непрерывностью духовных состояний, В психологическом и в метафизическом отношениях из этого измерения сознания способностью припоминать вытекают важные следствия, имеющие в том и в другом случае различный характер.