Критерии оценки теорий личности по Б. Ф. Ломову
Сравнение двух приведенных выше взглядов на критерии оценки теории личности выявляет их относительное сходство. Так требование Б. Ф. Ломова о мере обобщения согласуется с критерием широты охвата феноменов, наличие в теории добротных постулатов — с критерием экономности, а проверяемость — то же самое, что и верифицируемость. Таким образом, как пишет В. А. Аверин, разные исследователи в разных… Читать ещё >
Критерии оценки теорий личности по Б. Ф. Ломову (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Теория должна обладать определенной мерой обобщения, которая должна соответствовать специфике изучаемых явлений. Это значит, что, с одной стороны, теория раскрывает общие основания изучаемых явлений, а с другой — дает возможность исследовать особенное и единичное.
- 2. «Хорошая» теория строится на добротных, компактных и действенных постулатах. В качестве таковых могут быть и общие философские положения, и теоретические выводы, полученные как в самой психологии, так и в других науках.
- 3. Теория должна обладать прогностической ценностью, т. е. предсказывать возможное развитие тех или иных явлений.
- 4. Теория должна быть проверяема. Хорошая теория та, которую можно проверить при помощи эксперимента или путем анализа логических следствий, которые из нее вытекают.
- 5. Теория должна соответствовать фактам.
Сравнение двух приведенных выше взглядов на критерии оценки теории личности выявляет их относительное сходство. Так требование Б. Ф. Ломова о мере обобщения согласуется с критерием широты охвата феноменов, наличие в теории добротных постулатов — с критерием экономности, а проверяемость — то же самое, что и верифицируемость. Таким образом, как пишет В. А. Аверин [1], разные исследователи в разных странах формулируют почти идентичный перечень требований к психологическим теориям личности, что свидетельствует об их обоснованности.
Таким образом, при подготовке к выступлению или ответу на экзаменационные вопросы, касающиеся теорий личности, студент должен рассматривать шесть аспектов каждой теории личности: структуру личности, мотивацию, развитие личности, психопатологию, психическое здоровье, изменение личности с помощью терап евт и чес ко го во зд ей cm вия.
Литература
- 1. Аверин В.А. Психология личности: учеб, пособие. — 2-е изд. / В. А. Аверин. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. 191 с.
- 2. Лсмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. — М.: «Смысл»; ИЦ «Академия», 2007. — 528 с. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/2/0390/2 0390-l.shtml. — Загл. с экрана.
- 3. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 2.
А. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1984. — 444 с.
- 5. Харламенкова Н.Е. Психология личности. — [Электронный учебник]. — Режим доступа: http://imp.rudn.ru/psychology/psychology_of_pcrson/indcx.html. — Загл. с экрана.
- 6. Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб.: Питер, 2006. — 607 с. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/hjelz01/index.htm. — Загл. с экрана.