Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Развитие интегрированных умений учащихся профессионального лицея на основе взаимосвязи общетехнических и специальных предметов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возникновение новых типов профессиональной школы (лицеи, колледжи, высшие профессиональные училища, центры непрерывного профессионального образования), интеграция содержания профессиональной подготовки, включение в содержание подготовки новых видов деятельности (менеджмент, маркетинг, организация малого бизнеса) требуют дальнейшего развития как теории производственного обучения, так… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ
    • 1. 1. Методологический аспект развития интегрированных умений
    • 1. 2. Реализация личностно-деятельностного подхода к развитию интегрированных умений в процессе изучения специальных предметов в профессиональном лицее
    • 1. 3. Способы и средства осуществления межпредметной интеграции в обучении общетехническим и специальным предметам в процессе многоуровневой профессиональной подготовки
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УМЕНИЙ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
    • 2. 1. Интегративно-модульный подход к разработке структуры и содержания общетехнических и специальных предметов в профессиональном лицее
    • 2. 2. Профессионально — педагогическая технология развития интегрированных умений в процессе обучения специальным и общеобразовательным предметам
    • 2. 3. Дидактические условия реализации педагогической технологии развития интегрированных умений в профессиональном лицее
  • Выводы по главе II
  • ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНО — МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 3. 1. Методика развития интегрированных умений в процессе обучения общетехническим и специальным предметам в профессиональном лицее
    • 3. 2. Результаты экспериментального исследования
  • Выводы по главе III

Развитие интегрированных умений учащихся профессионального лицея на основе взаимосвязи общетехнических и специальных предметов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования — необходимость повышения качества профессионального образования будущих рабочих и специалистов в современных условиях обусловлена не только технико-технологическими изменениями, но и новыми социально-экономическими требованиями общества. Проблемы реформирования профессиональной школы вызвали потребность инновационных процессов в профессиональном образовании, изменения содержания образования, закладывающего фундамент формирования специалиста-профессионала высокого квалификационного уровня.

Новый, более высокий уровень профессиональной подготовки может быть достигнут за счет интенсификации учебного процесса.

Объективным критерием эффективности профессиональной подготовки является уровень развития интегрированных умений, в частности профессиональных и общенаучных.

На современном этапе развития техники интегрированные умения и знания не только способствуют повышению качества профессионального мастерства рабочих, но и создают необходимые условия для успешной деятельности в области совершенствования машин и механизмов, для разработки и создания новых конструкций.

Совершенствование профессиональной подготовки обучающихся в лицеях предполагает теоретического обоснования и практического воплощения идей интеграции и интенсификации в процессе теоретического и производственного обучения.

Возникновение новых типов профессиональной школы (лицеи, колледжи, высшие профессиональные училища, центры непрерывного профессионального образования), интеграция содержания профессиональной подготовки, включение в содержание подготовки новых видов деятельности (менеджмент, маркетинг, организация малого бизнеса) требуют дальнейшего развития как теории производственного обучения, так и теоретического обучения, существующие рамки которой не отвечают новым задачам профессионально-технического образования. Следовательно, на современном этапе развития возрастает объективная необходимость совершенствования содержания образования, а именно применение новых, интенсивных профессионально-педагогических технологий в целях политехнической направленности, осуществления идей интеграции и дифференциации, развития знаний, умений и навыков. Недостаточная разработанность интегративнодифференцированного содержания специальных предметов и технологии его изучения, невыявленность дидактических условий, обеспечивающих развитие интегрированных умений определили выбор темы.

Изучение достижений науки и практики показало отставание организации производственного и теоретического обучения от взаимосвязанных процессов: интеграции и дифференциации профессий, содержания профессионального образования, введения в процесс обучения интегрированных учебных предметов, интегрированных технологий, что не способствует повышению эффективности подготовки квалифицированных рабочих.

В условиях быстро меняющегося мира обществу необходимы творчески мыслящие люди, способные сосуществовать с окружающей средой в самом широком смысле, творчески реализовывать себя в личной жизни и в профессиональной деятельности. Основная тенденция изменения приоритетных целей образования проявляется в постановке на первый план задач развития личности учащегося на основе внутреннего потенциала и в соответствии с лучшими культурно-историческими и технологическими достижения человечества. Образование должно позволить человеку понять самого себя и окружающую среду и содействовать его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе.

Современному обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Общество в период интенсивного внедрения информационных технологий заинтересовано в том, чтобы учащиеся были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, грамотно работать с информацией, самостоятельно пополнять профессиональные знания над-предметного характера.

Традиционная европейская школа и система образования с классическим разделением учебного материала, на нередко не связанные друг с другом учебные предметы, на определенном этапе исторического развития сыграли положительную роль. Но к настоящему времени возникло новое острое противоречие между непрерывно и интенсивно нарастающим объемом знаний, которые пытаются втиснуть в действующие учебные планы и программы и, соответственно, в головы учеников, и реальными возможностями усвоения этого объема знаний. Как никогда становятся актуальными интегративные процессы, процессы развития интеллектуальных умений учащихся, в том числе обобщенных, интегральных. Интеграция различных областей культуры и их развитие имеет не только организационно-производственный аспект, но и аспект социальный.

В настоящее время развитие и восприятие новых идей происходит не на традиционных дисциплинарно-предметных платформах наук, а на стыке этих платформ. Именно поэтому в условиях модернизации, на этапе развития образовательных систем идея интеграции становится не идеей или методическим приемом, а методологическим принципом — «краеугольным камнем» образования ХХ1 в. (А.А. Разумный). Именно интеграция знания ведет к формированию универсальной, по сути синтетической системы основных понятий, умений, необходимых для системного стиля мышления, целостного восприятия процессов окружающей действительности.

Заказ общества на специалистов, способных к широким межнаучным обобщениям, к комплексному использованию полученных знаний, к саморазвитию, самосовершенствованию, подчеркивает актуальность развития интегрированных умений при подготовке специалистов в условиях профессиональных лицеев.

На уровне целеобразования осуществляется переосмысление общественно-государственного заказа и построение модели личности выпускника начальной профессиональной школы, где должны найти отражение свойства, ориентированные на профессиональную направленность в подготовке их к жизнедеятельности. Существенное место в содержании профессиональной направленности западного образования отведено развитию интегрированных умений, как составных базовой компетентности, призванных обеспечить человеку благополучие в социальной жизни. Интегрированные умения необходимы молодежи для успешного самоопределения в мире труда, непрерывного образования, межличностных и общественных отношений. Противоречия, возникшие с одной стороны, между содержащимся большим резервом возможностей в плане развития интегрированных умений на основе взаимосвязи общетехнических и специальных предметов в профессиональном лицее, и недостаточной реализацией этих возможностей, несмотря на значимость интегрированных умений в жизнедеятельности, с другой стороны, определили актуальность нашего исследования.

Цель исследования — определение возможностей и условий развития интегрированных умений на основе взаимосвязи общетехнических и специальных предметов в профессиональном лицее.

Объект исследования — образовательный процесс, направленный на развитие интегрированных умений учащихся профессионального лицея.

Предмет исследования — условия развития интегрированных умений учащихся на основе взаимосвязи общетехнических и специальных предметов в профессиональном лицее.

Гипотеза исследования: развитие интегрированных умений на основе взаимосвязи общетехнических и специальных предметов в профессиональном лицее будет успешным, если учебный процесс строится в условиях реализации содержательно-процессуально-деятельностного и интегрированного подходов и его разновидностей (интегративно-модульного, интегративно-блочного, интегративно-проблемного, интегративно-аксеологического и др.) — при структурировании содержания общетехнических и специальных предметов делается упор на принцип монтажной интеграции, а реализация содержания осуществляется на основе применения педагогических технологий, активных методов.

Для реализации целей и гипотезы исследования были поставлены и решены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы исследования в педагогической науке и практике в современных условиях.

2. Проанализировать подходы к проблеме развития умений и навыков.

3. Исследовать структуру процесса теоретического обучения на примере подготовки слесарей широкого профиля в новых условиях развития профессиональной школы с целью установления интегрированных компонентов знаний, умений, навыков и определения роли и места общетехнических и специальных предметов в профессиональной подготовке квалифицированных рабочих.

4. Разработать принципы и условия организации интегративно-модульной системы теоретического обучения, направленного на развитие интегрированных умений.

5. Провести экспериментальную проверку теоретических положений, выдвигаемых в ходе проведения диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: обоснована и разработана профессионально-педагогическая технология теоретического обучения на основе системного подхода, принципа интеграции и дифференциации, следствием, которого является развитие интегрированных уменийопределены дидактические условия развития интегрированных умений на основе взаимосвязи общетехничесих и специальных предметовна основе принципов интеграции и дифференциации подготовлена учебно-программная и методическая документация, обеспечивающая процесс подготовки высококвалифицированных рабочихвыявлены группы умений, составляющие основу интегрированныхразработаны содержание, структура алгоритма действий, лежащего в основе развития интегрированных уменийопределены критерии и уровни сформированности интегрированных умений.

Методологической основой исследования явились:

— методика и методология педагогических исследований: Н. В. Бордовская, Н. И. Загузов, А. А. Кыверялг, А. П. Тряпицына, Д. И. Фельдштейн и др.;

— теория профессиональной педагогики: С. Я. Батышев, В. С. Безрукова, А. П. Беляева, Б. С. Гершунский, Т. С. Назарова, А. М. Новиков, Е. В. Ткаченко, В. В. Шапкин и др.- теория развития личности и активной деятельности: С.А.Альбуханова-Славская, С. Я. Батышев, В. П. Беспалько,.

A.В.Брушлинский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.;

— теория интегративного подхода: И. Ю. Алексашина, А. П. Беляева, М. Н. Берулава, А. А. Макареня, В. Н. Максимова, Н. Н. Суртаева, М. С. Пак и др.;

— теория, методология образования взрослых: С. Г. Вершловский, Л. Г. Брылева, В. В. Горшкова, А. И. Жилина, А. А. Макареня,.

B.Н.Максимова, Е. А. Марон, В. И. Подобед, Г. С. Сухобская, Е. П. Тонконогая и др.;

— теория развития интеллектуальных умений: Г. И. Аверкиева,.

C.И.Архангельский, П. Н. Груздев, Л. Я. Зорина, Б. Ф. Ломов, В. Н. Максимова, К. К. Платонов, В. Ф. Рубахин, А. В. Усова, В. В. Чебышева, З. И. Ходжаева и др.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы:

— изучение и анализ психолого-педагогической, философской литературы по исследуемой проблеме, обобщение, теоретический анализ,.

— эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, интервьюирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Этапы исследования:

На первом этапе (1996;1999г.) изучалась литература по исследуемой проблеме, определялся предмет, объект, задачи, база исследования, изучалось состояние проблемы в практике профессиональных заведений.

На втором этапе (1999;2002г.) осуществлена разработка основных концептуальных положений исследования, которые внедрялись в образовательный процесс профессионального лицея с целью проверки эффективностиразработана учебная программа спецкурса, направленного на развитие интеллектуальных уменийосуществлялась диагностика, рефлексия.

На третьем этапе (2002;2003г.) проводился уточняющий эксперимент, осуществлялось обобщение результатов, написание текста диссертационной работы.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Ижорского профессионального политехнического лицея г. Санкт-Петербурга.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Интегрированные умения представляют собой систему обобщенных умений и навыков, содержание которых находится в зависимости от технических, технологических, экономических, психофизиологических и других факторов учебно-производственной деятельности учащихся.

2. Группа общепроизводственных умений и навыков для отраслей машиностроения как составляющая интегрированные умения (планирование предстоящей деятельности, контроль результатов ее выполнения, расчет объемов работ, пользование инструкционной документацией и др.).

3. Классификация интегрированных умений, включающих такие группы как общенаучные, политехнические, профессиональные, которые в свою очередь делятся на учебные, информационные, общепроизводственные, общетехнические, организационно-экономические, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, экологические, расчетно-контрольные.

4. Взаимосвязь специальных и общетехнических предметов как средство развития интегрированных умений учащихся профессионального лицея эффективна при опоре на интегративно-модульный, модульно-блочный подходы в структурировании содержания предметного знания при генерирующем принципе политехнизма.

5. Содержание критериев и уровней сформированности интегрированных умений (низкий, слабый, средний, допустимый, высший).

6. Структура алгоритма (вариативная, инвариантная составляющие) действий при построении аксонометрических проекций в курсе «Черчение».

7. Содержание компонентов педагогической технологии, направленной на развитие интегрированных умений: целевой, содержательный, мотивационный, информационный, личностно-деятельностный, материально-технический, процессуальный, управленческий, результативный).

Практическая значимость исследования заключается: — в раскрытии группы умений, составляющих систему интегрированных умений, развитие которых позволяет интенсифицировать учебный процесс;

— в разработке практических рекомендаций по развитию интегрированных умений на основе взаимосвязи общетехнических и специальных предметов;

— в разработке структуры и содержания алгоритма действий, лежащего в основе развития интегрированных умений.

Материалы диссертационного исследования могут быть полезны в системе НПО, СПО и повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась применением интегративного, системного подходов к описанию и изучению объекта исследованиялогикой проведения эксперимента в соответствии с целями, задачами и условиями осуществляемого исследования, многочисленной обработкой материалов, апробацией теоретических положений.

Апробация: материалы диссертационного исследования внедрялись и апробировались на базе Ижорского профессионального политехнического лицея г. Санкт-Петербургана разных этапах исследования участвовали учащиеся 1−3 курсов (свыше 300 человек).

Основные идеи исследования обсуждались на заседаниях в лаборатории педагогической инноватики УМЦ Комитета по образованию Санкт-Петербурга в 2000;2001 г., лаборатории управления образованием взрослых ИОВ РАО — 2003, на конференциях различного уровня:

— 4-х межрегиональных, межотраслевых «Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе» — 20 002 003 г. — СПб;

— международной конференции ИПТО РАО, 1996;1997г. («Многоуровневое непрерывное образование: методология, теория, опыт»);

— на педагогических чтениях работников НПО, СПб, 2003 г. Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, библиографии, приложений.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

Анализ содержания специальных и общетехнических предметов показал, что при подготовке рабочих по профессии «Слесарь» интегрированные умения могут развиваться через такие предметы, как черчение, основы слесарного дела, технология механосборочных работ, технология ремонтных работ, материаловедение, которые изучаются на различных ступенях обучения от 1 до 3 курсов, а поэтому процесс развития интегрированных умений становится сквозным, вертикальным.

В ходе взаимосвязи черчения и производственного обучения происходит развитие организационных, интеллектуальных, информационных, технологических, коммуникативных, контрольно-оценочных умений, входящих в комплекс интегрированных умений.

Действенным методическим приемом в развитии интегрированных умений оказалось выполнение обучающимися комплексных работ, отражающих межпредметные связи.

Результаты полученные в ходе педагогического эксперимента (позитивная динамика развития интегрированных умений), позволяют считать предлагаемый способ, основанный на взаимосвязи общетехнических и специальных предметов, эффективным при развитии интегрированных умений.

При проведении диагностических срезов в ходе первого и второго этапов было получено множество результатов, среднии значения которых приведены в таблице № 17.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях рыночной экономики возникла потребность в подготовке квалифицированных, конкурентно-способных рабочих и специалистов, в переподготовке и повышении квалификации незанятого и высвобожденного населения. Это возможно при условии обеспечения многоуровневой, непрерывной профессиональной подготовки, наличия преемственности образовательных структур и возможности получения интегрированного и дифференцированного по уровню образования.

В связи с возникшими противоречиями между требованиями рынка труда и существующей системой профессиональной подготовки специалистов, возникла объективная необходимость качественного изменения педагогического процесса. В начальном и среднем профессиональном образовании это выражается в следующих аспектах: разработка новых организационных структур, расширение диапазона деятельности профессиональных учебных заведений, интеграции профессий и содержания образования, интенсификации учебно-воспитательного процесса, внедрении инновационных педагогических систем,.

Повышение качества профессионального образования будущих рабочих и специалистов в современных условиях является необходимой потребностью, обусловлено не только технико-технологическими изменениями, но и новыми социально-экономическими требованиями общества.

Новый более высокий уровень профессиональной подготовки может быть достигнут за счет интенсификации учебного процесса, введения инновационных процессов. Объективным критерием эффективности профессиональной подготовки является уровень развития интегрированных умений, в частности профессиональных и общенаучных.

В условиях, когда акцент делается на развитие навыков самостоятельной деятельности, способность самосовершенствования интегрированных умений и знаний необходима. Без этих знаний и умений невозможно повышение качества профессионального мастерства рабочих, совершенствование машин, механизмов (техники), разработка и создание новых конструкций.

Проведенное исследование, затрагивающее проблему развития интегрированных умений, и анализ результатов позволили сформулировать следующие выводы: успешное развитие интегрированных умений учащихся профессионального лицея на основе взаимосвязи специальных и общетехнических предметов осуществляется успешно, если их содержание структурируется на основе интегративно-модульного подхода при генерализации принципа политехнизма как ситемообразующегоосуществление взаимосвязи специальных и общетехнических предметов способствует концентрации учебного времени и частичному его освобождению, которое используется для целенаправленного развития интегрированных умений учащихся.

Исследование практики преподавания специальных и общетехнических предметов приводит к выводу о недооценке деятельностной основы обучения, о недостаточном внимании к процессу развития профессиональных умений, особенно в теоретическом обучении.

Несмотря на переход профессионального лицея к подготовке рабочих по интегрированным группам профессий, ставка в изучении специальных предметов по прежнему делается на репродуктивное усвоение частнотехнологических знаний и способов действий. Этому способствует дифференцированное построение существующей учебной программы как по специальной технологии, так и по общеобразовательным предметам.

Анализируя различные подходы к проблеме интеграции профессионального образования, мы уделили внимание исследованию внутрипредметной и межпредметной интеграции и обобщению технологических знаний и умений. Так как структура содержания обучения определяет структурно-функциональные особенности деятельности, то в ходе нее развиваются соответствующие умения. Отсюда особое значение для нас представлял анализ содержания курса, выбор подхода к усилению интегративности содержания и процесса обучения специальным и общетехническим предметам. Нами была составлена классификация умений, в результате которой были выделены те виды умений, которые могут быть проинтегрированы. Это организационные, интеллектуальные, информационные, технологические, коммуникативные и контрольно-оценочные.

Существующая структура многоуровневого профессионального образования определила межпредметную интеграцию, в результате которой были разработаны учебные планы и программы.

Рассмотрена педагогическая технология развития.

• интегрированных умений на основе системного и интегративно-модульного подходов, реализация которой возможна при соблюдении следующих дидактических условий:

— введение в процесс профессиональной подготовки новых организационных форм, методов, совмещенных с компьютерными средствами обучения;

• 163 -разработка программно-методического комплекса- -многоуровневая структура процесса обучения- -реализация межпредметных связей;

— изучение потребностей повышения квалификации в области инновационных технологий преподавателей профессиональных учебных заведений.

Основными компонентами педагогической технологии.

• развития интегрированных умений являются: целевой, содержательный, мотивационный, личностно-деятельностный, информационный, материально-технический, процессуальный, управленческий и результативный.

Результаты экспериментальной проверки эффективности развития интегрированных умений в результате разработанной нами учебно-программной документации подтвердили ее эффективность, о чем свидетельствует повышение уровня усвоения теоретических ^ знаний, практических умений и навыков, развитие творческих способностей, профессиональной мобильности и адаптации выпускников к производственной деятельности.

Результаты, полученные в ходе эксперимента, позволили установить, что разработанная учебно-программная документация обеспечивает развитие интегрированных умений на достаточном уровне, что является необходимым условием для гибкой, многоуровневой подготовки будущих специалистов. Ф ф.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. И. Самостоятельная работа учащихся профтехучилищ в процессе производственного обучения: Профпедагогика. — М.: Высш. шк., 1987. — 176 с.
  2. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. Принципы системной организации функций. -М., 1973.-с.5−61.
  3. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности : Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1981.-240 с.
  4. С.И. Очерки по психологии труда. /Под ред. Н. Ф. Добрынина. М.: Трудрезервиздат, 1958. — 160 с.
  5. П.Р. Коренное улучшение трудового воспитания и обучения, введение всеобщей профессиональной подготовки молодежи // Политическое самообразование. 1984. — № 11. — с.80 -88.
  6. П.Р. Политехническое образование школьников: М.: Педагогика, 1986.
  7. А.С., Библер B.C., Кедров, Б.М. Анализ развивающегося понятия: М. 1967.
  8. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М. Просвещение, 1982. — 192 с.
  9. Ю.К. Теоретическое и методологическое значение основных направлений реформы единообразования школы. Сов. педагогика. 1984. — № 10.
  10. Ю.К., Рыжов В. А. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма. М. 1987. 174 с.
  11. С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М.: Педагогика, 1979. — 223 с.
  12. С.Я. Педагогические основы изучения, обобщения и внедрения передового опыта. Ташкент: Укивтувчи, 1978.- 172 с.
  13. С.Я. Производственная педагогика. М.: Машиностроение, 1984. — 672 с.
  14. С.Я. Теоретические основы подготовки квалифицированных рабочих и методологические основы исследования. М., 1975. — с. 15 — 47.
  15. С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
  16. С.Я. Реформа профессиональной школы (Опыт, поиск, задача, пути реализации). М.: Высш. шк., 1987. -456 с.
  17. Г. С. Формирование у учащихся средних ПТУ навыков диагностики неисправностей с помощью тренажеров. М.: Высш. шк., 1985.-64 с.
  18. А.П. Интеграция содержания профессионально-технического образования. Сов. педагогика. 1989. № 1. — с. 86 — 89.
  19. А.П. Методика исследования формирования понятий, умений и навыков у учащихся средних ПТУ. М., 1986.
  20. А.П. Методика исследования содержания образования в средних ПТУ. М., 1974.
  21. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Методическое пособие. М., 1991.
  22. А.П. Интеграционные процессы в содержательном компоненте профессионального обучения. Научные основы процесса профессионального обучения в средних профтехучилищах. Сборник научных трудов ВНИИ ПТО — Л., 1989. -с. 57 — 69.
  23. А.И. Состояние и перспективы развития программированного обучения. М.: Знание, 1966. — 27 с.
  24. В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М.: Высш. ш. к., 1970. — 300 с.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989.
  26. В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. -М.: Педагогика, 1988. 160 с.
  27. В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия.//Советская педагогика. 1993. N2 5.
  28. В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем.. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1977.
  29. Библиотека мастера производственного обучения: Сб. 3. -М.: Высш. шк., 1986. с.
  30. Ф.Л. Задачи и содержание производственного обучения в профессинально-технических учебных заведениях //Производственное обучение в пофессинально-технических училищах. М.: Высш. шк., 1972. — с.31 — 73.
  31. Бойко Е М. Еще раз об умениях и навыках //Вопросы психологии. 1957. — № 1. — с. 133 — 1.39.
  32. С.И. Современные требования к урокам. М.: Просвещение, 1985. — 127 с.
  33. С. Г. Социологические проблемы образования взрослых, (ред.) СПБ: ИОВ РАО, 2000. — 224 с.
  34. М.И. Актуальные проблемы физиологии труда. М.: Знание, 1967. — 732 с.
  35. А.И. Материалы к исследованию по теме: «Использование алгоритмов в обучении орфографии». М.: Просвещение, 1965. — 95 с.
  36. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов /Под. Ред. М. В. Гамизо и др. М.: Просвещение, 1984. 256 с.
  37. Вопросы профессиональной педагогики /Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Высш. шк., 1968. 240 с.
  38. Вопросы совершенствования урока в среднем профтехучилище: Сб. Науч. тр. М.: АПН СССР, 1984. — 97 с.
  39. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  40. Л.С. Развитие высших психических функций. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 500 с.
  41. А.С. Формирование общепрофессиональных умений и навыков как основа подготовки рабочих широкого профиля: Автореф. дис. канд. пед. Наук. Казань, 1985. — 18 с.
  42. П.Я. К учению об интериоризации //Вопросы психологии. 1966. — № 6. — с. 24 — 32.
  43. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий»: Доклад на соискание уч. степени докт. пед. Наук /по психологии/. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1965. -51 с.
  44. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных способностей //Исследования мышления в советской психологии: Сб. статей /Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1966. — с. 67 — 89.
  45. П.Я. Управление познавательной деятельностью в плане воспитания //Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М.: Изд-во МГУ, 1075. — с. 28−34.
  46. П.Я., Решетова З. А., Талызина Н. Ф. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе. М.: Изд-во МГУ, 1966. — 39 с.
  47. П.Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий //Вестник МГУ. 1979 — № 4. — с. 54 — 63.
  48. А.К. Как надо работать. М., 1966.
  49. Д., Стэнли Д. Статистические методы в психологии. Пер. с англ. — М.: Прогресс. 1976 — 495 с.
  50. В.В. Базисные идеи филосовско-педагогического исследования образования взрослых. //Развитие научных школ в исследовании образования взрослых. СПБ: ИОВ РАО, 2001. -с. 28 -31.
  51. М.А. Совершенствовать процесс производственного обучения //Профессионально-техническое образование. 1963. — № 1. — с. 16−19.
  52. Е.В. К вопросу о развитии трудовых навыков //Советская педагогика. 1943. — № 7 — с. 41 — 46.
  53. Е.В. Навык и действие: Уч. записки МГУ, вып. 90. -М.: Изд-во МГУ, 1945.-е. 133- 148.
  54. Г. С. Программирование как средство повышения эффективности управления процессом формирования производственных знаний, умений и навыков. Автореф. П., 1969. -17 с.
  55. В.В. Виды обобщений в обучении /Логико-психологические проблемы построения учебных предметов/. М.: Педагогика, 1972 — 423 с.
  56. Дидактика производственного обучения. М.: Высш. шк., 1973−413 с.
  57. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: Учеб. пособие для слушателей ФПК /Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  58. Н.И. Содержание подготовки квалифицированных рабочих кадров в средних профтехучилищах. -М.: Высш. шк., 1975. 200 с.
  59. М.А. Современные методы обучения. М.: Высш. шк., 1985. — 72 с.
  60. М.А. Современные требования к методам производственного обучения. М.: Высш. шк., 1977. — 6с.
  61. М.А. Методы обучения трудовым действиям. -М.1972.
  62. А. И. Теория и практика управления профессиональной подготовкой и карьерой руководителей системы образования. СПБ: ИОВ РАО, 2001. — 360 с.
  63. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности: Сб. статей /Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. -М.: Изд-воМГУ, 1968.-233 с.
  64. В.И., Астаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Akademija, 2001. -208 с.
  65. В.И., Гриценко Л. И. Основы дидактики высшей школы: Учеб. пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского Гос. Ун-та, 1978.-92 с.
  66. Г. К. Проблемы валеологического образования взрослых. //Развитие научных школ в исследовании образования взрослых. СПБ: ИОВ РАО, 2001. — с. 47 -49.
  67. А.В. Развитие произвольных движений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 430 с.
  68. A.M. Создание автоматизированных систем ускоренного обучения для средних профтехучилищ М.: Высш. шк., 1986- 111 с.
  69. Л.Я. Системность качество знаний. — М., 1976.
  70. Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя /Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
  71. С.П. Неопсихологический подход к анализу профессионально личностной готовности к педагогической деятельности. Псков: ПГПИ, 2002. — 228 с.
  72. И.А. Технология определения эффективности профессиональной подготовки. СПб- 1998. — 83 с.
  73. М.И. Дидактические условия формирования трудовых умений в производительном труде школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1988. — 19 с.
  74. А.Ф., Измайлов К. Ф. Алгоритмизация и программирование задач /Под ред. Э. Д. Эльконина. М.: Высш. шк., 1981.
  75. С.В. Типы и структура урока. М.: Учпедгиз, 1952. -152 с.
  76. И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986.-200 с.
  77. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып. 1 -М., 1972.
  78. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. //Материалы международного семинара. СПБ: Образование. /Под ред. Г. А. Бордовского, 1996. — 144 с.
  79. Интегрированный урок производственного обучения: Метод, рекомендации. Горький: Изд-во АПН СССР, 1987. — 37 с.
  80. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Akademija, 2002. -208 с.
  81. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблема приемов умственной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 376 с.
  82. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968. 288 с.
  83. И.Н. Урок в советской школе. М.: Учпедгиз, 1967.-351 с.
  84. З.И. Психологические принципы развивающего обучения //Новое в жизни, науке, технике: Серия «Педагогика и психология». М.: Знание, 1979, — 48 с.
  85. Катханов К Н. Педагогические основы производительного труда учащихся в профессионально-технических училищах. М.: Высш. шк., 1976. — 335 с.
  86. К.Н. Педагогические основы производительного труда. М.: Высш. шк., 1987. — 359.
  87. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Казанский ун-т, 1982.
  88. И.Д. Совершенствование подготовки квалифицированных рабочих. М.: Экономика, 1975. — 215 с.
  89. М.И. О системе производственного обучения школьников //Советская педагогика. 1961. — № 2. — с. 110 — 123.
  90. В.И. Дидактические условия формирования профессиональных умений в процессе практического обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. — 18 с.
  91. Концепция Модернизации образования РФ на период до 2010 г.-М., 2002.-36 с.
  92. Ф.Ф. Системный подход и возможность его применения в педагогических исследованиях.//Советская педагогика, 1970.-№ 9.-с. 103−116.
  93. Косилов С. А, Леонова Л. А. Физиологические основы режима труда подростков. М.: Медицина, 1967. — 140 с.
  94. Краткий словарь основных терминов практического обучения. М., 1995.
  95. Т.В. Психология технического мышления. Процессы и способы решения технических задач. М.: Педагогика, 1975.-303 с.
  96. Н.Е., Шаталов М. А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции. СПБ: Образование, 1998. — 48 с.
  97. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. — 231 с.
  98. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  99. А.А., Михайлова З. Е. Преемственность как принцип обучения в среднем ПТУ. Сб. науч. тр-в. АПН СССР проф. тех. педагогики. Казань, 1986.
  100. М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М. Akademija, 2001. — 272 с.
  101. A.M. О содержании понятий «навык» и «умение» //Советская педагогика. 1980. — № 3. — с. 68 — 72.
  102. Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. — 340с.
  103. А.Н. Деятельность и личность //Вопросы философии. 1974. — № 4. — с. 87 — 97.
  104. Леонтьев, А Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  105. А.Н. Очерки развития психики. М.: Воен. пед. ин-т Советской Армии, 1947. — 120 с.
  106. А.Н. Проблемы деятельности в психологии //Вопросы психологии. 1972. — № 9. — с. 95 -108.
  107. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  108. И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  109. А.А. Основы профессионально-педагогического общения. М.: Akademija, 2002. — 192 с.
  110. .Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся /Под ред. Б. Г. Ананьева. М.: Изд-во АПНРСФСР, 1959. -270 с.
  111. А.А., Суртаева Н.Н, Интеграционные процессы в образовании взрослых как фактор развития интеллектуального и социокультурного потенциала региона. СПБ: ИОВ РАО, 2002. — 24 с.
  112. Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. М.: Высш. шк., 1983. -344 с.
  113. В.Н. Актуальные проблемы дидактики. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1982. -48 с.
  114. В.Н. Образование взрослых, как предмет акмеологического исследования. //Развитие научных школ в исследовании образования взрослых. СПБ: ИОВ РАО, 2001. — с. 42 -44.
  115. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  116. А.Е. (ред.) Теоретико-методологические основы проектирования технологий обучения взрослых. СПБ: ИОВ РАО, 2000.-216 с.
  117. И.Б. Университетское образование в капиталистических странах. Ташкент: ФАН, 1981.
  118. М.И. Современный урок. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
  119. М.И. Реформа школы и развитие принципов обучения.: Сб. науч. тр. АПН СССР НИИ проф. тех. педагогики. Казань, 1986.
  120. Методика исследования формирования понятий, умений и навыков у учащихся средних профтехучилищ /Под ред. А. П. Беляевой. М.: Высш. шк., 1986. — 200 с.
  121. Методика систематизации знаний, умений и навыков в содержании профессионально-технического образования /Под ред. А. П. Беяевой. М.: Высш. шк., 1979. — 224 с.
  122. Методика трудового обучения: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ /Под ред. ДА. Тхоржевского. М.: Просвещение, 1981. -268 с.
  123. Методы обучения трудовым действиям /Под ре. М. А. Жиделева. М.: Высш. шк., 1972 — 208 с.
  124. Методы совершенствования профессиональной подготовки рабочих высокой квалификации. М.: Высш. шк., 1978. -64 с.
  125. Е.А. Психологические особенности переноса производственных умений у старших школьников //Вопросы психологии. 1960. — № 1. — с. 51 — 58.
  126. Е. А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. — 300 с.
  127. Модернизация общего образования на рубеже веков. -СПБ: РГПИ. /Под ред. В. В. Лаптева, 2001. 213 с.
  128. Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. М.: Наука, 1970.
  129. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений. М.: Высш. шк., 1986. — 288 с.
  130. И.Т., Шимбирев П. Н. Педагогика. М.: Учпедгиз, 1950.-432 с.
  131. В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 158 с.
  132. Организация и методика производственного обучения /Под ред. М. И. Жиделева, И. Г. Коваленко, В. А. Саюшева. М.: Высш. шк., 1978.-399 с.
  133. Организация комплексных научных исследований в системе профессионально-технического образования /А.П. Беляева. С. Я. Баев, Л. В. Савельева и др. М: Высш. шк., 1983. — 248 с.
  134. Основы профессиональной педагогики /Под ред. С. Я. Батышева, С. А. Шапоринского. М.: Высш. шк., 1977. — 504 с.
  135. И.П. Полн. собр. соч. Т.З. — М.: Изд-во АН СССР, 1951.-216 с.
  136. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. Ю. К. Бабанского. М: Просвещение. 1983. — 608 с.
  137. Педагогика школы /Под ред. И. Т. Огородникова. М.: Просвещение, 1978. — 320 с.
  138. Педагогические основы управления познавательной деятельности учащихся: Метод, рекомендации. М.: Высш. шк., 1976. -22 с.
  139. П.Н. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  140. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1970.-264 с.
  141. К.К. Вопросы психологии и теории отражения. -М.: Наука, 1982.-309 с.
  142. В.И. Системное управление образованием взрослых. СПБ: ИОВ РАО, 2000. — 232 с.
  143. В.А., Ставровский Л. Е. Общая методика трудового обучения в старших классах. М.: Просвещение, 1976. -111с.
  144. Половникова Н А. Система воспитания познавательных сил школьников. Уч. пособие. Казань: Казанский гос. пед. ин-т, 1975. -101 с.
  145. Преобразование высшему образованию. /Учительская газета, 1988. 9 июля.
  146. Проблемы дидактики производственного обучения. М.: Высш. шк., 1978.-271 с.
  147. Проблемы методики профессионального обучения в средних профтехучилищах. М.: Высш. шк., — 1985. — 112 с.
  148. Проверяя алгеброй гармонию /Учительская газета, 1988. 7июля.
  149. Производственное обучение в профессионально-технических училищах /Под ред. М. А. Жиделева. М.: Высш. шк., 1972.-319 с.
  150. Профессиональная педагогика. М.: Ассоциация профессионального образования, 1999. /под ред. С. Я. Батышева. -904 с.
  151. Психологические основы программированного обучения: Сб. статей /Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 329 с.
  152. Решетова З А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 207 с.
  153. З.А. Типы ориентировки. Задачи и типы производственного обучения //Доклады АПН РСФСР. 1959. — № 5. -с. 11 — 14.
  154. З.А. Роль ориентировочной деятельности в двигательном навыке: Автореф. М., 1953. — 15 с.
  155. З.А. Управление процессом формирования производственных умений и его программирование //Программированное обучение. М.: УМК по ССО, 1964. — с. 29 — 43.
  156. З.А. Формирование системного мышления в обучении. М.: Единство, 2002. — 344 с.
  157. Н.Н. О содержании понятий «надежность» и «алгоритм» в учебной деятельности //Вопросы психологии. 1969. -№ 3 — с. 93 — 98.
  158. Роль и место программированного обучения в системе средств и методов обучения: Сб. статей /Под ред. Т. А. Ильиной. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1974. — 316 с.
  159. В.Ф. Природа и формирование умений и навыков дешифрования аэроснимков //Вопросы психологии. 1958. — № 3. — с. 47 — 60.
  160. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АПН СССР, 1957. -328 с.
  161. С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М.: Изд-во АН СССР, 1958. 147 с.
  162. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -423 с.
  163. П.А. Психология. М.: Учпедгиз РСФСР, 1955.428 с.
  164. В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974.
  165. Л.В. Построение проф. тех. образования на основе системного подхода. ВНИИ ПТО Л., 1987.
  166. Ю.А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-504 с.
  167. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Танден, 1999. — 352 с.
  168. Н.Н., Гальперин П. Я. Формирование двигательных навыков //Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий /Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М: Изд-во Моск. ун-та, 1968. — с 3 -72.
  169. В.В. Образование и личность. М.: Логос, 1999.272 с.
  170. И.М. Избранные произведения. М.: Изд-во АН СССР, 1952. — Т. 1. Физиология и психология. — 772 с.
  171. Системный подход в педагогических исследованиях проблем проф. тех. образования. /Сб. науч. тр. ВНИИ, Л., 1987.
  172. В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1987.-272 с.
  173. В.А. Упражнения основной метод производственного обучения //Профессионально-техническое образование. — 1982. — № 9. — с. 28.
  174. М.Н., Лернер И. Я. Требования к современному уроку: Метод, указания. М.: Моск. гор. отд. нар. образования, 1969.
  175. М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. -М.: Педагогика, 1984. с. 96.
  176. Словарь иностранных слов. М.: Сов. Энциклопедия, -1964.-257 с.
  177. Советский энциклопедический словарь. Изд. 4. М.: Сов. Энциклопедия, — 1990.
  178. Н.А. Дидактика: Учеб. пособие для пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1974. -222 с.
  179. Стратегия Модернизации содержания образования РФ. -М.: МО, 2002.-98 с.
  180. Л.М. Дидактические основы формирования у учащихся навыков и умений: Автореф: дис. канд. пед. наук. Киев, 1975.-20 с.
  181. Н.Н. Технология диалоговой взаимопомощи в профессиональной школе. СПБ: УМЦ, 2003. 24 с.
  182. Г. С., Кулюткин Ю Н. (ред.) Образование взрослых: социально-психологические проблемы, поиски, решения. -СПБ: ИОВ РАО, 2000. 186 с.
  183. Н.М. Совершенствование профессиональной подготовки в профтехучилищах на основе организации бинарного /совмещенного/ обучения: Метод, пособие. Казань: НИИ профтехподготовки АПН СССР, 1983. — 63 с.
  184. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  185. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во МГУ, 1984 -343 с.
  186. Н.Ф., Яковлев Ю. Ф. Особенности формирования начальных шахматных умений при разных типах ориентировочной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1968. с. 81 — 124.
  187. Теоретические основы содержания общего среднего образования /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  188. Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. -207 с.
  189. Технологическая система профессиональной подготовки учащихся средних ПТУ/Милерян Е.А., Саркисова И. М., Хачатрян Г. А. и др. Ереван: Луис, 1985. 194 с.
  190. А.И. Методика производственного обучения в профтехучилищах /в период обучения учащихся на предприятиях/. -Минск: Высш. шк., 1979. 176 с.
  191. Е.В. Школа обретет региональное лицо. //Регионология, 1993. № 3. с. 47 — 58.
  192. Д., Голоушева Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. М.: Прага, 1994. — 48 с.
  193. Е.П. Дидактические особенности урока в вечерней школе. М.: Просвещение, 1984. — 128 с.
  194. Е.П. (ред.) История развития образования взрослых в России. СПБ: ИОВ РАО, 2000. — 193 с.
  195. Е.П. От дидактики взрослых к андрогогике. //Развитие научных школ в исследовании образования взрослых. -СПБ: ИОВ РАО, 2001. с. 39 42.
  196. Ю.С. Производственно технические ситуации в учебном процессе средних профтехучилищ: Метод, рекомендации. -М.: Высш. шк., 1987. 56 с.
  197. Требования к уроку и правила его организации: Метод, рекомендации /АПН СССР, М., 1986. — 37 с.
  198. А.В. Совершенствование методики формирования учебных умений необходимое условие повышения эффективности учебного процесса //Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников. — М.: НИИОПА АПН СССР, 1981. -с. 10−24.
  199. А.В. Формирование обобщенных умений и навыков //Народное образование. 1974. № 3. — с. 117 — 123.
  200. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений //Новое в жизни, науке, технике: Серия «Педагогика и психология». М.: Знание, 1987. — № 7. — 80 с.
  201. К.Д. Собрание сочинений: в 6 т. М.: АПН РСФСР, 1950. Т. 3: Человек как предмет воспитания.
  202. О.Ф. Дидактические условия активизации деятельности учащихся профессионально-технических училищ: Автореф. дис. докт. пед. наук. Л., 1969. -33 с.
  203. О.Ф. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения. М.: Высш. шк., 1970−302 с.
  204. Л.Д. Методические рекомендации опорным училищам для организации и проведения экспериментальной работы по внедрению унифицированных учебных программ. М.: Высш. шк., 1982.-28 с.
  205. Формы и методы общеобразовательной подготовки и коммунистического воспитания учащегося средних профтехучилищ. /Под ред. М. И. Махмутова. М.: Педагогика, 1986. — 216 с.
  206. Формирование у учащихся средних ПТУ умения контролировать процесс и результаты своего труда: Метод, рекомендации /Б.И. Адаскин, Ю. А. Якуба, М. Я. Дунаевский. М.: Высш. шк., 1977−30 с.
  207. И.А. О целях урок в среднем профтехучилище: Сб. науч. тр. М.: Изд-во АПН СССР, 1984. — с. 80 — 88.
  208. З.И. Проблема навыка в психологии. Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1960. 296 с.
  209. В.Е., Мартынова Е. И. Современные требования к уроку производственного обучения: Метод, рекомендации. М.: Высш. шк., 1979. — 30 с.
  210. В.В. О некоторых особенностях мыслительных задач в труде рабочего //Вопросы психологии. 1963. № 3. — с. 99 -108.
  211. В. В. Психологические основы формирования производственных умений и навыков. М.: Высш. шк., 1980. — 79 с.
  212. В.В. Психология трудового обучения. М.: Высш. шк., 1983 — 239 с.
  213. В.В. Психология трудового обучения /трудовые умения и навыки и условия трудового обучения/. М.: Просвещение, 1969.-303 с.
  214. И.М. Система форм организации обучения в советской образовательной школе. М.: Педагогика, 1987ю — 152 с.
  215. Шапкин В В. Общетехническая подготовка квалифицированных рабочих в условиях научно-технической революции. М.: Высш. шк., 1985. — 159 с.
  216. В.В. Установление контрольных показателей и ранжирование образовательных учреждений как основа их предварительной аттестации. //Профинфо, 1999. № 2. с. 10−2.
  217. Л.М. Сознание и навык //Советская педагогика. -1940. № 2.-с. 89−92
  218. П.А. Некоторые замечания к проблеме ассоциаций //Исследования по психологии интеллектуальных навыков и умений. М: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — Вып. 80. — с. 3 -12.
  219. А.Е. Проблемы научного обоснования содержания профессиональной подготовки рабочих высокой квалификации. Сб.науч. тр. ВНИИ ПТО Л., 1976 с. 6 — 24.
  220. А.Х. Педагогическая система производственного обучения в условиях непрерывной многоуровневой подготовки. -Минск., РИПО, 1997.-235 с.
  221. М.М. Подготовка квалифицированных рабочих в средних ЛТУ: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1980 -152 с.
  222. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  223. П.А. Основы модульного обучения. Вильнюс, 1989.
  224. И.С. Формирование интеллектуальных умений и навыков производственного обучения. М.: Высш. шк., 1979. — 88 с.
  225. В.А. Психолого-педагогические аспекты управления процессом усвоения знаний //Психология и управление: Межвузовский сборник. Л., 1979 — с. 64−71.совано УМЦ1. В. ВШайкин1. Нг-2001г.
  226. Утверждаю Начальник отдела профессионального образования Комитета по образованию и информатизации Адммиистрацшг кт-Петербурга1. Ю.С. Базеев2001г.
  227. Учебный план подготовки в ИЖОРСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ квалифицированных рабочих по профессии Hl iO N 2.17: «СЛЕ^лг L «(на базе основного общего образованияс получением среднего /полного/ общего образования).1. Квалификация :
  228. Профессия ОКГ1Р 18 559-слесарь ремонтник 3-го разряда- Профессия ОКПР 18 511-слесарь по ремонту автомобилей 3-го разряда.1. Срок обучения: 3 года.
  229. Курс предметов социальной компетенции Основы трудового законодательства Основы рыночной экономики Основы психологии и профессиональной этики33 352 311
Заполнить форму текущей работой