Федеративное устройство Российской Федерации: понятие и конституционное закрепление
Национальные образования (республики, автономные округа и автономная область), в основу выделения этих субъектов положена не только территория, но и компактно проживающая на ней народность либо этническая группа, название которых, как правило, вынесено в название самого субъекта (Республика Коми, Республика Татарстан); Федеративное устройство РФ основано на государственной целостности, единстве… Читать ещё >
Федеративное устройство Российской Федерации: понятие и конституционное закрепление (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Государственное устройство — политико-территориальная организация власти, определяющая правовое поле региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью.
Согласно статей 1 и 5, главе III Конституции Российской Федерации, Россия по форме государственного устройства является федеративным государством, т. е. сложным образованием, основанным на национальных и территориальных началах.
РФ основана на добровольном объединении наций и народностей в федеративное государство. Добровольность объединения подтверждается тем, что Конституция была принята всенародным голосованием во всех субъектах РФ.
Среди принципов лежащих в основе федеративного устройства, содержится также принцип равноправия и самоопределения народов в РФ.
Федеративное устройство РФ основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти. Важнейшей правовой гарантией сохранения государственной целостности России является отсутствие права выхода субъектов из состава РФ.
Ст. 15 КРФ закрепляет верховенство и прямое действие федеральной Конституции на всей территории РФ, а также обязанность всех органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан соблюдать КРФ и её законы.
О федеративной целостности говорят признание единого государственного языка — русского на всей территории (ст. 68 КРФ). А также наличие в РФ: единой правовой системы в масштабах всей страны; общегосударственной собственности; единой денежной и кредитной системы (ст. 75 КРФ); Вооруженных сил; судебной системы; правоохранительных органов; государственной символики; международной правосубъектности; установление единой системы исполнительных органов государственной власти (ст. 77 КРФ).
Принцип федеративного устройства нашего государства предусматривает принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ органами государственной власти её субъектов (ст. 71 КРФ).
КРФ закрепляет федеративное устройство России в составе 89 равноправных субъектов, представляющих собой:
- — национальные образования (республики, автономные округа и автономная область), в основу выделения этих субъектов положена не только территория, но и компактно проживающая на ней народность либо этническая группа, название которых, как правило, вынесено в название самого субъекта (Республика Коми, Республика Татарстан);
- — территориальные образования (края, области, два города федерального значения — Москва и Санкт_Петербург).