Вопрос 5. Церковный раскол середины 17в.
Значение этого события в Истории России
Но вмешательство в это дело чужих людей вызвало во многих русских людях неудовольствие и вражду против них. Враждебное отношение проявилось не только к грекам, но и к киевским ученым, к киевской латинской науке. На Руси уже давно выработалось неприязненное и несколько высокомерное отношение к грекам. И вдруг эти православные иноземцы, греческие иерархи и малороссийские ученые, становятся… Читать ещё >
Вопрос 5. Церковный раскол середины 17в. Значение этого события в Истории России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из наиболее значимых событий 17 в. стал церковный раскол. Он серьезно повлиял на формирование культурных ценностей и мировоззрения русского народа Имя патриарха Никона и церковный раскол тесно связаны.
- 1653 г. Несмотря на набожность наших предков, богослужение велось в высшей степени неблаголепно, потому что для скорости разом читали и пели разное, так что молящиеся вряд ли что могли разобрать. Для благочиния Никон уничтожил это «многогласие» и заимствовал киевское пение вместо очень неблагозвучного пения. Одной из первейших забот Никона было исправление книг, т. е. дело, которое привело к расколу. Никон начал проводить в жизнь церковную реформу. Ее основное содержание сводилось к следующему:
- o устанавливался единый для всех церквей культ богослужения по греческому образцу;
- o вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано проклятию;
- o земные поклоны заменялись поясными;
- o устанавливалось единоголосие во время церковной службы;
- o во время крестного хода теперь двигались навстречу солнцу;
- o иначе стали писать имя Христа — Иисус вместо старого Иисус;
- o «Аллилуйя» стали произносить трижды, а не дважды;
- o заново были переведены с греческого богослужебные книги, в которые вносились исправления.
- 2. Фактически реформы Никона не затронули каноны Русской церкви, вводились
лишь уточнения, единообразие. Изменились лишь обряды.
. С привлечением киевлян и греков к исправлению обрядов и книг в этом деле появился новый элемент — «чужой», и понемногу перешли от исправления незначительных ошибок к исправлению более существенных.
Но вмешательство в это дело чужих людей вызвало во многих русских людях неудовольствие и вражду против них. Враждебное отношение проявилось не только к грекам, но и к киевским ученым, к киевской латинской науке. На Руси уже давно выработалось неприязненное и несколько высокомерное отношение к грекам. И вдруг эти православные иноземцы, греческие иерархи и малороссийские ученые, становятся руководителями в деле исправления обрядов и книг Московской церкви. Этим оскорблялась национальная гордость, и люди протестовали против исправлений, исходя именно из этого оскорбленного национального чувства.
До раскола Русь была духовно единой. Раскол произошел в тот нелегкий момент, когда страна столкнулась с проблемой выработки подходов к культурным связям с Европой. Реформа готовила почву для распространения пренебрежительных настроений к национальным обычаям и формам организации быта.
Следствием раскола стала определенная путаница в народном мироощущении. Старообрядцы воспринимали историю как «вечность в настоящем», т. е. как поток времени, в котором каждый имеет свое четко обозначенное место и несет ответственность за все им содеянное. Идея Страшного суда для старообрядцев имела не мифологический, а глубоко нравственный смысл. Для новообрядцев же идея Страшного суда перестала учитываться в исторических прогнозах, стала предметом риторических упражнений.