Городское сословие.
Критика немецкого общества в "Корабле дураков" Себастьяна Бранта
С развитием элементов капитализма, менялся и менталитет людей. Деньги теперь играют самую важную роль в жизни человека. Себастьян Брант не оставил без внимания и это. Он осуждает людей в корыстолюбии, и как следствие отсутствие искренних дружеских и братских чувств. «Главное — барыш!» (1. С. 149). Все друг друга обманывают, лишь бы нажиться на этом. Достоинства человека измеряются количеством… Читать ещё >
Городское сословие. Критика немецкого общества в "Корабле дураков" Себастьяна Бранта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В XV в. в Германии шло бурное развитие городов, а вместе с этим разложение классического цехового строя. Доступ к званию мастера оказался для большинства подмастерьев и учеников закрытым. Социальная структура города была довольно пестрой. Там жили городская верхушка — чиновники, бюргерство, ремесленники, торговцы, ростовщики и городские низы. Торгово-ремесленный образ жизни бюргеров делал германское общество более мобильным, динамичным.
С развитием элементов капитализма, менялся и менталитет людей. Деньги теперь играют самую важную роль в жизни человека. Себастьян Брант не оставил без внимания и это. Он осуждает людей в корыстолюбии, и как следствие отсутствие искренних дружеских и братских чувств. «Главное — барыш!» (1. С. 149). Все друг друга обманывают, лишь бы нажиться на этом. Достоинства человека измеряются количеством монет в кармане, а не происхождением или поступками.
Такое поведение характерно для людей, казалось бы, интеллектуального труда, ученых мужей. Брант о врачах-шарлатанах: «Скажу, что много барыша по милости больных болванов течет в карманы шарлатанов.» (1. С. 112). Для людей врач-это надежда. Надежда на то, что все будет хорошо, перестанет болеть, ныть, а какой толк от «врачей», которые знают лишь несколько лекарственных растений. Но никто из них не думает, что губит чьи-то жизни. Для них главное — получить монету.
Студентам важнее «лоботрясничать» (1 С.73), чем учиться. Их не пугает позор, который ожидает дома, потому что нет денег — все прогуляли. Но Брант винит не их самих, а профессоров, которые обучают «всякой чуши» (Там же.).
Меняется и мода. И женщины, и мужчины тратят уйму денег на красивую одежду, парики, украшения. Это также является признаком богатства, подчеркивание своего статуса. Брант говорит об этих людях с ноткой упрека и посвятил этому целую главу в своем произведении «Об игроках» (1. С. 141). Я бы сказала, что Брант человек старой закалки, не признающий нового, и поэтому так относится к новой моде.
Это все относится и к ремесленникам. Их деятельность направлена не на качество, а на количество. Все стараются сделать больше, чтоб больше продать и больше получить. На рынке среди них конкуренция на всю эту некачественную продукцию, но кому она нужна? Себастьян Брант знакомит нас со многими профессиями, бывшими в то время: сапожники, оружейники, плотники, каменщики, портные (1 С. 101−103) и многие другие. Но с разложением классического цехового строя стать мастером было практически невозможно. Тогда, для того, чтобы стать мастером, необходимо было сотворить шедевр, но подмастерьев до этого не допускали. Круг ремесленников в какой-то сфере сужался определенной семьей, а подмастерья работали, не покладая рук за гроши.
Проанализировав отношение Бранта к горожанам, можно сказать, что, по его мнению, все эти ремесленники нужны и должны быть, но они занимаются ерундой. А все из-за денег. Они все шарлатаны и поэтому попадают на корабль, плывущий в Глупландию. Он хочет видеть ремесленников, которые гонятся не за монетой, а за качеством, но таких все меньше.
Город заполоняют бедные и нищие: городские низы. Но и они гонятся за легкой монетой. Себастьян Брант пишет о них «От века продавцы реликвий народ обманывать привыкли… разложен плутовской товар…» (1 С. 122). То есть они продают фальшивые реликвии. Бедность — это следствие многих пороков: лень, любовь к выпивке, азартные игры и так далее. Нищим неважно, во что он одет, что ест. Главное — выпить, посетить кабачок. Также Брант описывает случаи попрошайничества с помощью обмана: костыли, горбы, раны (1. С. 124).
Себастьян Брант сам горожанин, поэтому видел всю ситуацию изнутри. Город имеет разный контингент людей, но у всех одна цель — служить «ненавистному и ненасытному господину Пфеннингу"(7. С. 17). Это касается и женщин, отчего изменились и семейные отношения.