Основные формы проведения занятий по ОГП
При этом все важные выводы строятся на примерах, а теория подается через показ и анализ событий, фактов поведения личностей, конфликтных ситуаций и их разрешение Начинается рассказ с сообщения темы, ее места и значения в: общей системе ОГП. Затем руководитель группы дает слушателям возможность записать основные вопросы. Последующее изложение содержания материала заключается в разъяснении воинам… Читать ещё >
Основные формы проведения занятий по ОГП (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Преимущественно пассивные (монологовые):
- * лекция,* рассказ.
- 2. Активные (диалоговые)
семинар, групповая беседа, самостоятельная работа (подготовка),.
контрольное (итоговое) занятие и др.
Для подготовки к занятиям руководителям групп ОГП предоставляется 4 часа служебного времени в неделю. В воинских частях с руководителями групп ОГП проводятся, по мере необходимости, но не менее одного раза в месяц двухчасовые инструктивно-методические занятия, а в соединениях и воинских частях перед началом каждого периода обучения — двухдневные учебно-методические сборы под руководством заместителей командиров по воспитательной работе.
Участие руководящего состава воинских частей в проведении занятий по ОГП осуществляется:
* командирами воинских частей — не менее двух занятий в период обучения;
заместителями командиров воинских частей — не менее трех занятий в период обучения;
начальниками отделов (отделений), служб воинских частей — не менее четырех занятий в период обучения с различными категориями военнослужащих.
При этом учебно-материальная база ОГП должна соответствовать следующим требованиям:
на военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, иметь две тетради по 48 листов на учебный год, ручку;
на учебную группу иметь две карты (политическая карта мира и карта Российской Федерации), 2—3 наглядных пособия на каждую тему, две указки (для руководителя группы и слушателя), журнал боевой, командирской (профессионально-должностной) подготовки, комплект учебных пособий по ОГП, учтенных в библиотеке воинских части, и подборку литературы, соответствующей основным разделам учебного плана;
- * руководителю группы иметь по одной тетради для конспектов лекций, планов проведения самостоятельной подготовки, семинара (беседы) и самостоятельной работы. Занятия по особо значимым темам ОГП могут проводится в масштабе подразделения. Для их проведения используются технические средства воспитания, имеющиеся в воинской части.;¦"
- 3. Практические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий информационно-пропагандистской работы
- а) Подготовка и проведение занятия по ОГП
В процессе обучения руководители групп используют разнообразные формы и методы проведения занятий, добиваясь повышения познавательной активности слушателей, эффективного решения учебных и воспитательных задач ОГП.
Под формой занятия понимается система организации, внутренняя структура, определенный порядок его проведения.
Метод проведения занятия — это способ передачи слушателям знаний и их усвоения.
Совокупность используемых в системе ОГП форм и методов занятий и образует методику их проведения.
Занятия по ОГП проводятся лекционно-семинарским методом или методом рассказа-беседы.
Первый метод используется при проведении занятий с офицерами и прапорщиками (мичманами), имеющими высокую общеобразовательную подготовку и хорошие условия для самостоятельной подготовки.
Занятия методом рассказа-беседы проводятся в группах, где общеобразовательный уровень слушателей недостаточно высок, не позволяют условия и характер службы, а также в зависимости от сложности изучаемого материала. Этот метод используется, как правило, в группах солдат (матросов), сержантов (старшин) и включает в себя рассказ, самостоятельную подготовку и живую развернутую беседу.
Каждый метод имеет свои преимущества и позволяет достаточно глубоко усвоить программный материал.
Для подготовки к занятию, прежде всего, необходимо определить его цель: чего хочет добиться руководитель в ходе занятия. После определения цели занятия руководителю следует подготовить конспект, в котором необходимо:
- * составить развернутый план занятия;
- * определить, какой материал отобрать для рассказа-беседы, и записать его в виде тезисов;
- * продумать, какие теоретические понятия раскрыть подробно, а какие просто упомянуть или вообще не затрагивать;
продумать, какие привлечь примеры из жизни подразделения, как их проанализировать;
наметить вопросы для вовлечения слушателей в активную беседу;
уяснить для себя, к каким выводам теоретического и практического характера подвести слушателей.
Обратить особое внимание на то, чтобы конспект был удобным для использования в аудитории. Для этого необходимо:
выделить узловые моменты изложения темы;
сделать необходимые пометки на полях по применению средств наглядности и технических средств;
отметить, где привести примеры, где использовать карточки с цитатами, цифрами;
наметить использование приемов активизации внимания слушателей и их участия в беседе;
* отметить моменты, которые можно опустить из-за нехватки времени (если придется отвечать на вопросы слушателей).
После того как тезисы конспекта готовы, необходимо подготовиться к выступлению перед аудиторией. Целесообразно:
продумать ход занятия;
мысленно или вслух «пройти» по конспекту, используя сделанные пометки, выделенные места, заготовленные карточки;
уточнить время на изложение каждого вопроса.
б) Занятие по ОГП методом «рассказ-беседа» *.
Рассказ — это сюжетное повествование, в котором все важные выводы строятся на примерах, а теория дается через показ и анализ событий, фактов, поведения личности, конфликтных ситуаций и их разрешение.
Рассказ-беседа — один из универсальных методов проведения занятий по общественно-государственной подготовке, форма устного изложения учебного материала, включающая диалог между обучающим и обучаемыми.
Его основная цель — в живой и увлекательной форме глубоко раскрыть содержание темы занятия, увязать ее с жизнью и практическими задачами, стоящими перед воинским коллективом. Основная особенность рассказа-беседы — создание у слушателей конкретных представлений о событии, явлении, процессе.
При этом все важные выводы строятся на примерах, а теория подается через показ и анализ событий, фактов поведения личностей, конфликтных ситуаций и их разрешение Начинается рассказ с сообщения темы, ее места и значения в: общей системе ОГП. Затем руководитель группы дает слушателям возможность записать основные вопросы. Последующее изложение содержания материала заключается в разъяснении воинам узловых вопросов, теоретических положений, в анализе фактического, цифрового материала.
В ходе занятий руководитель группы периодически обращается к слушателям с вопросами или ставит вопросы и сам отвечает на них. Это способствует оживлению изложения, лучшему восприятию и усвояемости материала слушателями.
При проведении занятия методом «рассказ-беседа» целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.
1. Во вступлении показать значение изучаемой темы для слушателей группы:
посредством ссылки на исторические и государственные документы;
через примеры, факты из жизненной ситуации, боевой и повседневной деятельности войск, части, подразделения.
Вступление должно занять не более 4−5 минут. После него следует сразу приступать к существу рассматриваемой проблемы или вопроса.
При изложении материала в ходе занятий:
* если материал сложный, надо замедлить темп выступления, делать паузы, чаще переходить к детальному разбору и объяснению материала;
там, где возможно, применять четкое структурное деление повествования (во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д.);
обязательно доходчиво объяснить сложные понятия, термины, незнакомые иностранные слова;
для лучшего усвоения материала необходимо использовать прием повтора, вовлекая в него слушателей группы;
активно использовать исторические примеры, меткие пословицы и поговорки, образные сравнения, эпитеты, а также примеры из жизни своего воинского коллектива, города, местности, где дислоцируется часть.
Не рекомендуется:
— перегружать изложение материала цитатами, цифровым материалом, если тот к тому же не подкреплен иллюстративно;
увлекаться сложными, малопонятными для слушателей словами и терминами;
использовать банальные высказывания, штампы, различные диалектные, жаргонные слова и выражения;
употреблять длинные, сложные по конструкции предложения.
Предложения должны содержать не более 12−13 слов. Особенно тщательно следует продумывать и применять примеры, характеризующие нравственный облик военнослужащего. Достаточно назвать фамилию отличника или нарушителя.
Следует показать его моральные качества, конкретные заслуги или поступки.
5. При вовлечении слушателей в диалог-беседу следует читывать следующие требования к вопросам, которые в последовательности будут ставиться перед аудиторией.
вопрос должен быть доступен, то есть таким, на который слушатели могут ответить на основе имеющихся у них знаний;
вопрос должен касаться существенных сторон рассматриваемой проблемы;
нецелесообразно ставить вопросы, требующие от слушателей однозначного ответа или толкающие их на формальное заучивание деталей, фактов, событий;
вопрос должен быть прост, то есть ставить перед слушателями одну задачу. Следует избегать сдвоенных вопросов, крайне затрудняющих понимание слушателей;
вопросы не должны оыть каверзными, провокационными, то есть не должны толкать слушателей на неправильное решение;
вопросы должны быть обращены не к памяти («кто», «когда», «в каком году»), а к мышлению слушателей («почему», «зачем», «что следует из…», «чем вы можете объяснить …» и т. д.);
следует избегать постановки общих или случайных вопросов («кто дополнит», «есть желающие ответить»). Желающих не найдется и беседа будет обречена на провал.
Целесообразно, формулируя вопросы, придать им проблемный характер, то есть добиться, чтобы для ответа на них слушатели ощутили недостаточность своих знании и самостоятельно занялись их пополнением.
При необходимости руководитель сам дает разъяснение на поставленный им самим или заданный слушателями вопрос.
В случае если руководитель не готов обстоятельно ответить на тот или иной вопрос, нужно откровенно сказать, что в данный момент он не располагает нужными сведениями и, изучив вопрос, при первой же возможности разъяснит его воинам.
В конце занятия руководитель дает ответы на возникшие вопросы, знакомит слушателей с порядком самостоятельной подготовки, рекомендуемой по теме литературой. Занятие методом «рассказ-беседа» завершается заключительным словом руководителя группы. В заключительном слове необходимо:
подвести итоги занятия, изучения и обсуждения темы;
дать правильное разъяснение вопросам, по которым высказывались противоречивые и неверные мнения;
дать оценку ответам слушателей, отметить положительные моменты и недостатки в их ответах, дополнениях;
поставить задачи на следующее занятие.
Одно из основных качеств хорошего рассказа-беседылаконичность изложения, то есть умение выразить кратко максимальную по объему информацию.
- в) Проведение лекции с военнослужащими Основные требования к методике изложения лекции (рассказа):
- 1. Глубокое знание руководителем группы теоретического и фактического материала лекции (рассказа).
- 2. Уверенное владение основными способами изложения материала.
Логичность речи.
Простота, ясность.
Краткость изложения.
Культура речи.