Типология тайных обществ Китая
Вторую группу тайных союзов можно отнести к социальнополитической оппозиции. А. С. Костяева относит к ним антиманьчжурские объединения, первоначальная цель которых была следующей: свержение цинской династии и восстановление минского императора в своих правах. Также существовали тайные союзы, в которые были вовлечены производители и профессионалы, т. е. люди, вовлечённые в экономические отношения… Читать ещё >
Типология тайных обществ Китая (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В отечественной историографии существует классификация тайных обществ Китая. Этот вопрос в своих работах осветила А. С. Костяева. В качестве опорных точек историк выбрал цели, назначение и характер подпольных структур. В соответствии со своими исследованиями она делит союзы на две группы.
Первая группа представляла собой организации взаимопомощи. В них нуждающиеся могли просить материальной помощи и социальной защиты. Они создавались для тех, кто в силу различного рода обстоятельств не принадлежал к производственным отношениям, не был ни крестьянином, ни ремесленником, и зачастую был отринут даже своей семьёй. Можно сказать, что подобное положение приравнивалось к следующему: человек оказывался вне официального общества. Тем не менее, именно этих людей, которым, по сути, нечего терять принимали тайные союзы. Впоследствии благодаря им пополнились ряды революционеров. Неудивительно, что организации подобного рода по методам своей борьбы с цинской властью напоминали скорее бандитские шайки, нежели стройные подпольные организации.
Также существовали тайные союзы, в которые были вовлечены производители и профессионалы, т. е. люди, вовлечённые в экономические отношения, но имеющие, по тем или иным причинам, социальный или правовой дискомфорт, а также материальные трудности.
Наиболее ярким примером данной группы является объединение соляных контрабандистов, которое впоследствии стали «Зелёной бандой», имевшей довольно тесные связи с Чэнь Цимэем в период Синьхайской революции.
Вторую группу тайных союзов можно отнести к социальнополитической оппозиции. А. С. Костяева относит к ним антиманьчжурские объединения, первоначальная цель которых была следующей: свержение цинской династии и восстановление минского императора в своих правах.
«Позже, в XIX веке, в связи с „открытием“ Китая стали возникать союзы, направленные против европейского вмешательства в жизнь страны».
В отдельную группу стоит отнести своего рода «координационные центры», которые были посредниками между революционерами и тайными союзами в начале XX века. Правда, о них известно крайне мало.
Изложенная типологическая характеристика тайных союзов кажется автору дипломной работы недостаточно точной. В этой классификации учитываются лишь социальные и политические особенности подпольных группировок, однако абсолютно не учтены их религиозный «окрас», национальные идеи, которым они следовали, и так далее.
В связи с этим автор работы разделил китайские тайные общества по принципу цели их создания. Первая крупная группа представляет собой патриотические общества, направленные как против маньчжурской династии, так против европейских захватчиков. Вторая — религиозные общества, в основе деятельности которых лежит философское, мистическое или религиозное учение. Например, буддийские, даосские, а также христианские союзы. Порой идеология подобных обществ вмещает в себя несколько религиозных идей. Третья крупная группа представляет собой социальнополитические организации, основная цель которых была социальная защита угнетённых слоёв населения. Сюда же автор включает криминальные структуры.