Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Океан народной поэзии (об эпосе «Манас»)

СтатьяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эпос содержит в своих поэтических строках множество историко-этнографической информации, в том числе сведения, подтверждающие наличие государственности у древних кыргызов. Прежде всего, в нем неоднократно упоминаются различные атрибуты и символы государства: печать (мooр), флаг, стяг, знамя (туу, асаба, байрак, желек) и социальных терминов: хан, бек, бий, батыр, сынчы (советник, знаток разных… Читать ещё >

Океан народной поэзии (об эпосе «Манас») (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ОКЕАН НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ (ОБ ЭПОСЕ «МАНАС»)

«Никогда так не нужна поэзия, как в те времена, когда вследствие господства себялюбия и расчета количество материальных благ растет быстрее, чем способность освоить их согласно закону души». — П. Шелли.

Духовная жизнь является пульсом времени. В переломные моменты развития общества она приобретает концентрированную форму высказывания. Социально-исторические условия, общенародная цель единения способствуют формированию зрелой эпической поэзии. Огромную роль в культурной жизни кыргызов играло устное народное творчество, вершиной которого следует считать всемирно известный героический эпос «Манас». Устная поэзия знакома предкам кыргызов еще с III в. до н.э. и с тех пор кыргызский фольклор постепенно формировался и развивался. При рассмотрении вопросов государственности кыргызов в основном, опираются только на сообщения китайских историков. В качестве не менее важного источника стоит обратиться к всемирно известному героическому эпосу «Манас». поэтический кыргыз эпос манас Эпос «Манас» ныне принадлежит к той категории замечательных памятников прошлого, которых Великая Октябрьская революция приобщила к золотому фонду общесоюзной, единой культуры братских народов СССР. Рожденный многовековой духовной культурой, являющий собою высокохудожественное воплощение творческого гения талантливого народа — он и сейчас переводится на русский язык. И так же он изучается не только в Кыргызстане силами только научных работников, но и учеными разных национальностей в различных научных центрах. Трилогия «Манас», «Семетей», «Сейтек», образующая генеологическую поэму об отце, сыне и внуке, во всех записанных вариантах, в полных и сокращенных исполнениях составляет подлинный океан поэзии. Общее количество всех записанных песен насчитывает один миллион двести тысяч стихотворных строк. До последних лет имелись два записанных варианта Манаса. Первый, как известно, издан академиком В. В. Радловым по его сокращенной записи, произведенной в 60-х годах из уст неизвестного нам сказителя. Второй вариант принадлежит одному из крупных сказителей Манаса Сагымбаю Оразбакову. Запись последнего варианта проводилась в течение 4 лет, с 1922 по 1926 года, киргизом-учителем Абдрахмановым Ибрагимом, вначале по поручению Туркестанской научной комиссии, а впоследствии, после образования Киргизской АССР — по поручению Киргизского Наркомпроса.

Эпос содержит в своих поэтических строках множество историко-этнографической информации, в том числе сведения, подтверждающие наличие государственности у древних кыргызов. Прежде всего, в нем неоднократно упоминаются различные атрибуты и символы государства: печать (мooр), флаг, стяг, знамя (туу, асаба, байрак, желек) и социальных терминов: хан, бек, бий, батыр, сынчы (советник, знаток разных дел), чечен (военный эксперт), кул (раб). Эпос в художественной форме отразил в своих строках исторические события и этнографические реалии, начиная с гуннского времени (с III в. до н.э.) и кончая началом XX в. В конце XIII в. государство енисейских кыргызов пришло в упадок под воздействием монголов, которые переселяли кыргызов в глубинные районы Центральной Азии. Этот момент, а также их переселение из Алтая на Ала-Тоо очень метко отразился в эпосе. «Манас» повествует и о попытках возрождения государственности.

Поэтический текст отразил в художественной форме 7 периодов истории, начиная со времен упоминания термина «кыргыз» и кончая началом XX в. При этом, основное ядро эпоса сложилось в период, связанный с агрессией кара кытаев в X в. Сам Манас — образ собирательный и очень важен для любого кыргыза. Его поступки и деяния являются мерилом нравственных и духовных основ поведения общества. Поэтому неудивительно, что предания старины хранят много легенд о народном герое. Согласно эпосу, Таласская долина — родина Манаса. Здесь находится старинный мавзолей, который связан с его именем («Манастын кумбезу»). Гумбезам-мавзолеям уделено в эпосе значительное внимание. На основании сказанного можно утверждать о существовании эпической традиции в поэтическом творчестве кыргызского народа, передававшейся из поколения в поколение в устной форме. Устойчивость традиции донесла до нас «золотую россыпь» веков поэзии, проникнутой красотой, гуманизмом, жизненной правдивостью, музыкальным своеобразием. Неповторимая мелодичность и эпос составляют единое целое, что сказалось на ее образном строе.

Эпос «Манас» не потерял своей актуальности и в наше время. Имеются театральные постановки, проводятся конкурсы манасчи. Лучшие варианты эпоса опубликованы, хотя до сих пор он в полном объеме еще не издавался. Но его значение состоит еще в том, что он содержит сведения по истории, этнографии, философии, языку, дипломатии, военному делу, народной педагогике и множеству других сторон жизни кыргызского народа. Таким образом, эпос «Манас» повествует о том, что народ прошел сложный путь. Он является достоянием не только кыргызской, но и мировой эпической культуры.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой